vk

 

Проверка использования средств, выделенных из краевого бюджета в рамках подпрограммы «Обращение с отходами» государственной программы Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов»

1. Исходные данные о контрольном мероприятии
1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка использования средств, выделенных из краевого бюджета в рамках подпрограммы «Обращение с отходами» государственной программы Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов», включая оценку реализации органами исполнительной власти Красноярского края полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.5.2 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2021 год, предложение Губернатора Красноярского края (письмо от 31.08.2020 № 1-09367).
1.3. Объект контрольного мероприятия: министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
1.4. Период проведения контрольного мероприятия: с 27 сентября по 30 ноября 2021 года.
1.5. Проверяемый период: 2020 год и истекший период 2021 года.
2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия
Красноярский край занимает третье место среди субъектов Российской Федерации после Кемеровской области и Республики Саха (Якутия) по количеству образования отходов производства и потребления в год.
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2020 году на территории края образовано 404 001,9 тыс. тонн отходов производства и потребления, в том числе 801 тыс. тонн – твердые коммунальные отходы (далее – ТКО); в расчете на одного жителя края – 280 кг ТКО в год. Объем накопленных в крае ТКО за 2020 год увеличился на 37,7%.
Основной проблемой, препятствующей успешной реализации на территории края «мусорной» реформы, в настоящее время является нехватка инфраструктуры: полигонов для хранения мусора, обустроенных контейнерных площадок для сбора (в том числе раздельного) отходов, мусоросортировочных и перерабатывающих комплексов. Приоритетным способом обращения с ТКО в крае остается их захоронение. Отсутствие системных мер по привлечению частных инвестиций в сферу обращения с отходами не позволяет реализовать государственную политику в области обращения с ТКО в полной мере.
Актуальными остаются проблемы, связанные со складированием твердых коммунальных и бытовых отходов на несанкционированных свалках, что является источником загрязнения окружающей среды и создает угрозу санитарному благополучию населения.
Организацию деятельности по обращению с ТКО на территории края осуществляют 9 региональных операторов в 14 технологических зонах. При этом коммунальной услугой по обращению с ТКО не охвачено 6% населения края, проживающего на территории Эвенкийского, Туруханского и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципальных районов (за исключением г. Дудинки). Порядок осуществления контроля за деятельностью региональных операторов в крае отсутствует.
Основополагающими документами при осуществлении региональной политики в области обращения с ТКО и необходимыми для деятельности региональных операторов являются Региональная программа в области обращения с отходами и Территориальная схема обращения с отходами. При этом реализация мероприятий региональной программы осуществляется низкими темпами – из 138 мероприятий, реализация которых планировалась до 2021 года включительно, по состоянию на 15.11.2021 фактически реализовано только 9.
Факторами, оказывающими негативное влияние на реализацию в крае государственной политики в области обращения с ТКО, в проверяемом периоде также являлись: не полное соответствие региональных документов стратегического планирования национальным целям развития страны и длительные сроки принятия (внесения изменений) нормативных правовых актов, препятствующие своевременной и полной реализации полномочий органов исполнительной власти края в рассматриваемой сфере. Так, Региональная программа в области обращения с отходами, также как Территориальная схема обращения с отходами, в настоящее время являются неактуальными. При этом изменения в документы вносятся несвоевременно, процесс разработки и утверждения нормативных правовых актов занимает продолжительное время.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что 6 из 16 полномочий министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее – Минэкологии края), утвержденных Законом края о регулировании отношений в области обращения с ТКО, реализуются не в полной мере, финансирование отдельных мероприятий подпрограммы «Обращение с отходами» государственной программы края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» (далее – подпрограмма) осуществляется с нарушениями законодательства, сроки реализации мероприятий не соблюдаются, ожидаемые результаты не достигаются. Выявлены факты неэффективного расходования бюджетных средств, в том числе безрезультатные расходы краевого бюджета. Нормативные правовые акты, принятые уполномоченными органами края, зачастую оспариваются в суде.
В связи с низким уровнем выполнения мероприятий, поставленные в подпрограмме задачи не выполнены, целевые показатели и показатели результативности не достигнуты.
Низкие темпы реализации на территории края «мусорной» реформы создают риски недостижения в запланированные сроки целей, задач и показателей в области обращения с ТКО, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия
Средства в размере 14 500,0 тыс. рублей, направленные на разработку проектно-сметной документации (далее – ПСД) на рекультивацию несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в границах г. Минусинска и г. Енисейска, являются безрезультатными расходами краевого бюджета, выявлены признаки причинения ущерба бюджету Красноярского края в размере 10 570,5 тыс. рублей (расчетно).
Нарушение Минэкологии края порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта привело к избыточным расходам федерального бюджета при предоставлении бюджету Красноярского края иного межбюджетного трансферта в размере 63 363,2 тыс. рублей, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Средства в сумме 12 520,0 тыс. рублей (в том числе 12 313,1 тыс. рублей, израсходованные в 2019 году) на разработку ПСД на рекультивацию несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в границах ЗАТО г. Железногорск, г. Канск, г. Иланский, являются безрезультатными расходами краевого бюджета, осуществлены с нарушением установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств.
Выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки при реализации на территории края мероприятий в сфере обращения с ТКО, а также факты неэффективного использования бюджетных средств, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Минэкологии края полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, предусмотренных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)
Представления и предписания не направлялись.
По итогам контрольного мероприятия Счетной палатой Красноярского края в адрес УФСБ России по Красноярскому краю направлено информационное письмо с результатами проверки.
В адрес прокуратуры Красноярского края направлен отчет о результатах контрольного мероприятия.
5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
По результатам контрольного мероприятия министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края предложено:
принять меры по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки;
разработать и представить в Правительство Красноярского края проекты нормативных правовых актов, направленных на устранение недостатков правового регулирования в рассматриваемой сфере, в том числе, в части:
- внесения дополнений в документы стратегического планирования края, предусматривающих постановку задач, обозначенных в Комплексной стратегии обращения с ТКО в РФ, установление дополнительных показателей, характеризующих деятельность по обращению с ТКО, а также реализацию мероприятий, направленных на внедрение ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий, в том числе технологий, предусматривающих переработку отходов и использование вторичного сырья, с установлением измеримых показателей результативности по каждому мероприятию;
- актуализации Региональной программы в области обращения с отходами и Территориальной схемы обращения с отходами на территории края;
- принятия Порядка осуществления контроля за деятельностью региональных операторов, а также Порядка выявления на территории края объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
принять нормативный правовой акт (заменяющий признанный судом недействующим), устанавливающий нормативы накопления ТКО для жилого фонда по Железногорской, Зеленогорской, Красноярской правобережной, Норильской, Таймырской технологическим зонам;
предусматривать бюджетное финансирование строительства объектов накопленного вреда окружающей среде (включая разработку проектной документации и получение положительного заключения государственной экспертизы) после постановки объектов на учет в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде;
обеспечить постоянный контроль за целевым, своевременным и эффективным использованием бюджетных средств, направляемых на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами на территории Красноярского края.
Министерству тарифной политики Красноярского края предложено:
принять меры по устранению нарушений и недостатков, отраженных в отчете;
обеспечить разработку и утверждение нормативного правового акта, устанавливающего порядок и форму представления отчетности о реализации производственной программы в области обращения с ТКО.
6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Реализация предложений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.
По факту нарушения при подписании соглашения о предоставлении субсидии МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» пунктов 2.2, 2.8 Порядка предоставления субсидий на финансовое обеспечение части затрат, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства края от 02.10.2020 № 709, в отношении должностных лиц министерства проведена служебная проверка, по результатом которой рекомендовано применить к двум государственным гражданским служащим дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Please publish modules in offcanvas position.