vk

 

Проверка использования средств, направленных АНО «Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в городе Красноярске» на закупку товаров, работ, услуг в 2018-2019 годах»

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка использования средств, направленных АНО «Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в городе Красноярске» на закупку товаров, работ, услуг в 2018-2019 годах».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.6.2 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2019 год.

1.3. Объекты контрольного мероприятия: АНО «Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в городе Красноярске», КГБУ «Центр питания», ГПКК «Краевое автотранспортное предприятие».

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: апрель – сентябрь 2019 года.

1.5. Проверяемый период: 2018 год и истекший период 2019 года.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия.

2.1. В соответствии с действующим законодательством закупочная деятельность автономных некоммерческих организаций не регулируется положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

АНО «Дирекция Красноярск 2019» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ и внутренними правовыми актами.

В локальных правовых актах АНО «Дирекция Красноярск 2019», регламентирующих закупочную деятельность, установлен широкий спектр возможностей для ухода от конкурентных процедур, что приводит к снижению экономии денежных средств и эффективности расходов на закупки товаров, работ, услуг.

2.2. Анализ планирования закупочной деятельности показал низкую информативность Плана закупок.

Задача планирования при осуществлении закупочной деятельности – своевременное информирование потенциальных поставщиков, обеспечивающее повышение уровня конкуренции АНО «Дирекция Красноярск 2019» на практике не была реализована.

Процесс обоснования закупок товаров, работ, услуг для нужд АНО «Дирекция Красноярск 2019» носит формальных характер.

Основной объем закупок (64,1% от общей суммы заключенных договоров) осуществлен АНО «Дирекция Красноярск 2019» путем проведения закупок у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В результате признания конкурентных процедур закупок не состоявшимися, повторного проведения торгов АНО «Дирекция Красноярск 2019», несмотря на предусмотренную Положением о закупках возможность и наличие конкуренции на рынке товаров, работ, услуг, планируемых к приобретению, практически не осуществлялось.

При обосновании НМЦД закупок услуг по организации питания в рамках проведения Универсиады 2019, в том числе тестовых соревнований, преимущественно использовались коммерческие предложения от организаций, являющихся аффилированными лицами, что свидетельствует об установлении необъективной стоимости закупаемых АНО «Дирекция Красноярск 2019» услуг.

При осуществлении закупок товаров, работ, услуг АНО «Дирекция Красноярск 2019» установлены нарушения требований Положения о закупках в части выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также усматриваются признаки ограничения конкуренции при расчете НМЦД.

2.3. Программа наследия Универсиады АНО «Дирекция Красноярск 2019» не реализована. Сроки и мероприятия, касающиеся реализации целей Программы наследия и дальнейшего использования материального имущества, приобретенного (созданного) в рамках подготовки и проведения Универсиады, не установлены.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей АНО «Дирекция Красноярск 2019» не проведена, что создает риски неэффективного использования бюджетных средств, в связи с утратой имущества по причине отсутствия должного учета и (или) потерей его качественных характеристик.

2.4. В ходе проверки эффективности расходования средств на осуществление закупок услуг по организации питания клиентских групп и реализации мероприятий операционного транспортного мастер-плана Универсиады и транспортному обеспечению тестовых мероприятий 2018-2019 года установлены многочисленные недостатки и нарушения КГБУ «Центр питания» и ГПКК «Краевое АТП» действующего законодательства на всех этапах осуществления закупочной деятельности, в том числе содержащие признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ.

Действия должностных лиц КГБУ «Центр питания» и ГПКК «Краевое АТП» при исполнении принятых на себя обязательств по заключенным договорам с АНО «Дирекция Красноярск 2019» привели к возникновению кредиторской задолженности в сумме 66,9 млн рублей, которая послужит дополнительной нагрузкой на краевой бюджет и как следствие – неэффективному расходованию бюджетных средств.

Многочисленные нарушения, допущенные должностными лицами при выполнении услуг (работ) по договорам с АНО «Дирекция Красноярск 2019» в рамках подготовки и проведения Универсиады 2019, в том числе связаны с отсутствием должного контроля со стороны министерства образования и министерства транспорта Красноярского края, которые осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении КГБУ «Центр питания» и ГПКК «Краевое АТП».

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия.

3.1. АНО «Дирекция Красноярск 2019»:

3.1.1. При анализе планирования Дирекцией закупочной деятельности установлены нарушения требований Положения о закупках, в части выбора способа определения поставщика, выразившиеся в осуществлении однородных закупок, содержащих признаки дробления на более мелкие, с целью сокращения сроков проведения закупочных процедур.

3.1.2. Для сохранения и обеспечения эффективного использования как материального, так и нематериального потенциала, накопленного в рамках подготовки и проведения Универсиады 29.06.2017 оргкомитетом была утверждена программа наследия, которая содержит основные приоритеты, цели и задачи наследия, а также ключевые эффекты, получаемые от их реализации.

При этом сроки и мероприятия, касающиеся реализации целей Программы и дальнейшего использования материального наследия Универсиады не были определены.

На момент проверки Дирекцией инвентаризация товарно-материальных ценностей не проводилась. Согласно представленной информации итоговая инвентаризация имущества и завершение процесса его передачи были запланированы на январь-февраль 2020 года.

3.2. КГБУ «Центр питания»:

3.2.1. Договор на оказания услуг по организации питания с Центром питания на сумму 222,1 млн рублей заключен Дирекцией по решению Наблюдательного совета как с единственным поставщиком.

В период подготовки проекта договора Центр питания находился в статусе казенного учреждения и согласно НК РФ оказанные им услуги НДС не облагались.

При заключении договора в статусе бюджетного учреждения без изменения существенных условий, а именно цены договора, у Учреждения возникла обязанность по уплате НДС в размере 18,4 млн рублей, что в свою очередь оказало влияние на образование кредиторской задолженности в сумме 30,5 млн рублей по принятым обязательствам.

3.2.2. Низкий уровень квалификации должностных лиц осуществляющих полномочия в области закупок привел к многочисленным нарушениям законодательства о закупках отдельных видов юридических лиц на всех стадиях закупочной деятельности и неэффективному расходованию средств.

Процесс осуществления закупок должным образом организован не был. Документы, регламентирующие закупочную деятельность в рамках 223-Федерального закона, не разрабатывались.

3.2.3. КГБУ «Центр питания» к моменту проведения Универсиады не в полной мере было готово оказывать весь необходимый комплекс услуг по обеспечению питанием клиентских групп собственными силами, что привело к нарушениям при исполнении заявок от Дирекции.

В период с 20.02. по 14.03.2019 Учреждением не оказаны услуги на общую сумму 1,1 млн рублей.

3.2.4. В ходе контрольного мероприятия установлено неэффективное расходование средств полученных по договору с Дирекции, связанное с закупкой излишнего количества продуктов.

По окончании проведения Универсиады на складах Учреждения были сформированы остатки продуктов на сумму 16,3 млн рублей.

3.2.5. При планировании и осуществлении закупочной деятельности Учреждением, в том числе в целях исполнения обязательств по договору с Дирекцией, допущено 227 нарушений 223-Федерального закона, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ.

3.3. ГПКК «Краевое АТП»:

3.3.1. В ходе реализации мероприятий по изготовлению униформы транспортного персонала Универсиады Предприятие в нарушение условий договора не осуществило передачу части изготовленных комплектов униформы Дирекции.

3.3.2. В целях исполнения обязательств по актуализации транспортного мастер-плана Универсиады 2019 Предприятием в рамках Федерального закона № 223-ФЗ с единственным поставщиком заключено 3 договора на общую сумму 3,1 млн рублей.

Заключение указанных договоров осуществлялось после их фактического исполнения, что является нарушением законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

3.3.3. В ходе осуществления закупочной деятельности Предприятием допущено 230 нарушений 44 и 223 Федеральных законов, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

По результатам контрольного мероприятия не внесены представления и предписания.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края.

По результатам контрольного мероприятия внесены предложения.

5.1. Правительству Красноярского края:

Усилить контроль за реализацией Программы наследия АНО «Дирекция Красноярск 2019» в целях недопущения неэффективного использования имущества.

5.2. Министерству образования края и министерству транспорта края:

Повысить качество и эффективность осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц учреждениями и предприятиями, в отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя.

В соответствии с установленной компетенцией принять меры в отношении лиц, чьи действия при исполнении должностных обязанностей, в рамках реализации договоров с АНО «Дирекция Красноярск 2019» привели к образованию кредиторской задолженности, ухудшению финансового положения КГБУ «Центр питания» и ГПКК «Краевое АТП» и дополнительной нагрузке на краевой бюджет.

5.3. АНО «Дирекция Красноярск 2019»:

Провести инвентаризацию товарно-материальных ценностей, завершить процесс передачи имущества в рамках реализации Программы наследия Универсиады.

Принять меры, направленные на исключение и недопущение в дальнейшей работе факторов и условий, способствующих возникновению коррупционных рисков при осуществлении закупочной деятельности.

5.4. КГБУ «Центр питания» и ГПКК «Краевое АТП»:

Устранить выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения и недостатки действующего законодательства в сфере закупок. Принять меры по их недопущению в дальнейшей работе.

Принять меры в отношении лиц, чьи действия при исполнении должностных обязанностей, в рамках реализации договоров с АНО «Дирекция Красноярск 2019» привели к образованию кредиторской задолженности, ухудшению финансового положения КГБУ «Центр питания» и ГПКК «Краевое АТП» и дополнительной нагрузке на краевой бюджет.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Красноярского края, Правительство Красноярского края, АНО «Дирекция Красноярск 2019», Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Красноярскому краю.

Информация о выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушениях КГБУ «Центр питания» и ГПКК «Краевое АТП», при исполнении принятых на себя обязательств по договорам с АНО «Дирекция Красноярск 2019» направлена в министерство образования и министерство транспорта Красноярского края для рассмотрения и принятия решений в соответствии с установленной компетенцией.

Информация о выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушениях, содержащих признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ, направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю и в службу финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок края для рассмотрения и принятия решений в соответствии с установленной компетенцией.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

6.1. Правительством Красноярского края сообщено о проделанной работе по реализации предложений Счетной палаты Красноярского края следующее.

В целях недопущения неэффективного использования имущества Программы наследия, Правительство Красноярского края осуществляет ежемесячный контроль в рамках заседаний рабочей группы по наследию под председательством заместителя председателя Правительства Красноярского края Подкорытова А.В. (создана распоряжением Правительства Красноярского края от 14.08.2019 № 560-р) и при участии руководителей органов исполнительной власти Красноярского края.

6.2. Министерством транспорта Красноярского края по результатам рассмотрения отчета Счетной палаты Красноярского края сообщено следующее.

Министерство осуществляет ведомственный контроль за соблюдением требований Федерального закона № 44-ФЗ в рамках ежегодных планов проверок, в отношении ГПКК «Краевое АТП» в 2019 году осуществление проверок не предусматривалось.

Министерство не наделено полномочиями по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением законодательства о закупках краевыми унитарными предприятиями при осуществлении ими закупок в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ.

Под контролем министерства организована работа по пересмотру локальных актов предприятия, регламентирующих закупочную деятельность.

Применить меры дисциплинарного воздействия в отношении бывшего директора предприятия В.В. Ляхова, чьи действия при исполнении должностных обязанностей в рамках реализации договоров с АНО «Дирекция Красноярск 2019» привели к образованию кредиторской задолженности предприятия, а также нарушению законодательства о закупках, не представляется возможным в связи с его увольнением с должности директора ГПКК «Краевое АТП».

6.3. Министерством образования Красноярского края сообщено о проделанной работе по реализации предложений Счетной палаты Красноярского края следующее.
Ведомственный контроль министерством осуществляется на основании ежегодно утверждаемого плана осуществления ведомственного контроля в сфере закупок.

Контроль за соблюдением Центром питания законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок в 2018 году проводился министерством с конца декабря 2018 года по февраль 2019 года (акт министерства от 27.02.2019).

По итогам проверки Учреждению выдано предписание о необходимости устранения выявленных нарушений законодательства и принятия мер, направленных на устранение причин их допущения. Информация о выявленных нарушениях также направлена в службу финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок для рассмотрения принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Ведомственный контроль за соблюдением требований Федерального закона № 223-ФЗ в связи с отсутствием в крае необходимой правовой базы реализация министерством полномочий по осуществлению ведомственного контроля времени не представлялась возможной.

Применение министерством мер ответственности к бывшему директору Е.Б. Капитоновой, а также бывшим работникам отдела государственных закупок КГБУ «Центр питания», действия которых в рамках реализации договоров с Дирекцией привели к нарушению законодательства в сфере закупок, а также к образованию кредиторской задолженности КГБУ «Центр питания», в настоящее время не представляется возможным.

Устранение КГБУ «Центр питания» нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг в части неразмещения КГБУ «Центр питания» в ЕИС необходимой информации и документов о закупках, осуществленных в период подготовки и проведения Универсиады, размещение которых предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц находится на контроле министерства.

6.4. ГПКК «Краевое АТП» представлена следующая информация о результатах устранения выявленных Счетной палатой Красноярского края нарушений и недостатков.
Предприятием разработаны и утверждены приказом от 05.11.2019 № 132/1 следующие локальные нормативные акты: «Порядок организации закупочной деятельности в ГПКК «Краевое АТП», «Положение о закупочной комиссии», «Положение о приемке товаров, работ, услуг по договорам». Указанным приказом определены обязанности и ответственность сотрудников при осуществлении закупок, назначены ответственные должностные лица. Приказом от 05.11.2019 № 132/2 назначены должностные лица, наделенные правом использования ЭЦП и ответственные за совершение действий в ЕИС.

В раздел Положения о закупках ГПКК «Краевое АТП» «Способы неконкурентных закупок» и конкретный перечень закупок у единственного поставщика, в том числе закупок по рамочным договорам, по результатам анализа будут внесены изменения.

6.5. КГБУ «Центр питания» в целях устранения замечаний, выявленных Счетной палатой Красноярского края разработаны и внедряются следующие мероприятия:

в целях повышения квалификации уровня персонала в сентябре 2019 года в отдел закупок назначен новый руководитель, приняты на работу два экономиста. Все принятые сотрудники имеют дополнительное образование по организации и ведению закупочной деятельности;

заключен договор и проводится обучение руководителей учреждения и сотрудников отдела по программе «Специалист-эксперт в сфере закупок»;

разработаны и утверждены локальные нормативные правовые акты, регламентирующие закупочную деятельность в рамках Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ;

получена ЭЦП на директора КГБУ «Центр питания» для работы в ЕИС;

в план закупок включены 15 конкурентных закупок на общую сумму 6,7 млн рублей;

ведется мониторинг рынка закупаемой продукции для обоснования НМЦД.

6.6. АНО «Дирекция Красноярск 2019» представлена следующая информация о результатах устранения выявленных Счетной палатой Красноярского края нарушений и недостатков.

Полностью проведена сверка наличия имущества, имеющегося у Дирекции в рамках реализации Программы наследия Зимней универсиады 2019. Имущество распределено по ряду спортивных и иных объектов, со всеми объектами заключены договоры ответственного хранения. По итогам проведения Наблюдательного совета имущество будет передано в рамках пожертвования. Итоговая инвентаризацию, в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, будет осуществлена в установленные сроки проведения обязательной годовой инвентаризации в соответствии с Программой наследия Зимней универсиады 2019 и процессом ликвидации Дирекции до конца 2019 года.

В соответствии с указанными замечаниями будут приняты меры, направленные на исключение и недопущение в дальнейшей работе факторов и условий, способствующих возникновению коррупционных рисков при осуществлении закупочной деятельности.

6.7. Красноярским УФАС по результатам рассмотрения информации о выявленных Счетной палатой края в ходе контрольного мероприятия нарушениях назначены наказания в виде административных штрафов в отношении КГБУ «Центр питания» и ГПКК «Краевое АТП» в размере 270 тыс. рублей.

Please publish modules in offcanvas position.