vk

 

Аудит эффективности использования средств, направленных на развитие и организацию психиатрической службы в Красноярском крае

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Аудит эффективности использования средств, направленных на развитие и организацию психиатрической службы в Красноярском крае».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.3.5 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2019 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края от 06.07.2018 № 2078-и-ЗС.

1.3. Объект контрольного мероприятия: КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1».

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: сентябрь - ноябрь 2019 года.

1.5. Проверяемый период: 2018 год (в целях сравнения показателей используются данные с 2014 года).

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия
В Красноярском крае ситуация с заболеваемостью по психическим расстройствам и расстройствам поведения остается сложной. При снижении числа пациентов, обратившихся за психиатрической помощью, значения показателей заболеваемости населения психическими расстройствами по Красноярскому краю, выше, чем в среднем по Российской Федерации.

На территории Красноярского края действует двухуровневая система организации оказания медицинской помощи населению по профилю «психиатрия», «психиатрия-наркология». Психиатрическая помощь населению оказывается медицинскими организациями, учредителем которых выступает министерство здравоохранения Красноярского края, медицинскими организациями Федерального медико-биологического агентства России.

Ресурсы психиатрической службы распределены неравномерно, что не обеспечивает равные возможности в получении психиатрической помощи детям. Интеграция психиатрической службы и учреждений общемедицинской сети не развита. Не происходит развитие стационарозамещающих технологий. Очередь в учреждения социального обслуживания (психоневрологические интернаты) составляет 22 человека, из них 6 человек – более года. Существовавшая ранее в Красноярском крае система социально-трудовой реабилитации разрушена, в лечебно-трудовой мастерской произошло сокращение рабочих мест в 3,3 раза.

О проблемах эффективности системы оказания психиатрической помощи населению свидетельствуют: высокие показатели смертности лиц с психическими расстройствами, состоящими под диспансерным наблюдением по сравнению с показателями смертности в общей популяции; повышенные сроки пребывания на больничной койке, в связи с неиспользованием перевода больных на долечивание из круглосуточного стационара в дневной стационар; высокий коэффициент совместительства врачей-психиатров стационарного и амбулаторного звеньев.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия
Установлены нарушения пунктов 3 и 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 7, 10, 18, 22 Порядка формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 539-п (далее – Порядок формирования государственного задания), пунктов 2 и 9 Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденных приказом Минздрава России от 25.06.2015 № 366н, допущенные министерством здравоохранения Красноярского края.

1) Государственное задание на 2018 год сформировано неверно в части уникальных номеров реестровых записей, кодов государственных услуг и работ.

2) Не утверждены значения нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы), значения корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете нормативных затрат на оказание государственной услуги.

3) Расчет объема субсидии на выполнение государственного задания на 2018 год КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1» осуществлялся без учета нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, что не позволяет оценить обоснованность объема субсидии на выполнение государственного задания и создает риски снижения объема и качества государственных услуг в связи с недостаточностью доведенных ассигнований, либо риски неэффективного использование бюджетных средств, в результате завышения объема субсидии.
В части оказания психиатрической помощи Государственная программа Красноярского края «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 516-п, содержит единственное мероприятие – «Совершенствование оказания медицинской помощи больным туберкулезом, с наркологическими заболеваниями и с психическими расстройствами и расстройствами поведения», в рамках которого осуществляется финансирование текущей деятельности краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения, оказывающих соответствующие медицинские услуги.
Необходимо отметить, что ожидаемый результат от реализации программного мероприятия (в натуральном выражении) предусматривает только показатели по заболеваемости туберкулезом и охвату населения профилактическими осмотрами на туберкулез.

При этом Государственная программа «Развитие здравоохранения» не предусматривает мероприятия, направленные на совершенствование системы оказания психиатрической помощи, и не содержит показатели, характеризующие результативность (эффективность) деятельности психиатрической службы Красноярского края.

Организация оказания специализированной медицинской помощи гражданам Красноярского края с психическим расстройствами и расстройствами поведения в краевых государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Красноярского края в рамках реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае регламентирована приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 02.04.2014 № 182-орг (далее – Приказ об оказании психиатрической помощи).

В ходе анализа организации оказания психиатрической помощи установлено, что Приказ министерства здравоохранения Красноярского края от 02.04.2014 № 182-орг об оказании психиатрической помощи не содержит актуальной информации: не предусмотрено оказание психиатрической помощи КГБУЗ «Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн» (фактически оказывает); не предусмотрено закрепление за медицинскими организациями населения 5 муниципальных образований (г. Енисейск, г. Боготол, Боготольский район, п. Кедровый, п. Солнечный); не соответствует фактическому количество коек круглосуточного пребывания и количество пациенто-мест в дневных стационарах.

Находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и не эксплуатируются 9 объектов недвижимого имущества (г. Канск).

За 2018 год расходы на содержание данных объектов составили 2 499,4 тыс. руб., что является неэффективным использованием средств краевого бюджета.

Оснащение изделиями медицинской и немедицинской техники не соответствует стандартам оснащения медицинских организаций, оснащение мягким инвентарем не соответствует установленным нормам.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)
По результатам контрольного мероприятия не внесены представления и предписания.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено рассмотреть возможность инициировать внесение изменений в законодательство, регулирующее оказание психиатрической помощи и порядок назначения и производства судебно-психиатрических экспертиз, в части определения порядка компенсации из федерального бюджета медицинским организациям расходов по проведению судебно-психиатрической экспертизы лицам, направленным в медицинские организации для производства судебно-психиатрических экспертиз из других регионов;

рассмотреть возможность включения в Государственную программу «Развитие здравоохранения» мероприятий, направленных на совершенствование системы оказания психиатрической помощи, и показателей, характеризующих результативность (эффективность) деятельности психиатрической службы Красноярского края.

Министерству здравоохранения Красноярского края предложено утвердить нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ) в сфере здравоохранения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственным учреждением;

организовать разработку проекта нормативного акта Правительства Красноярского края об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, предусмотренного пунктом 2 части 10 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пунктом 2.1 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Минздрава России от 26.10.2017 № 871н.

внести изменения в Приказ министерства здравоохранения Красноярского края от 02.04.2014 № 182-орг, регламентирующий организацию оказания специализированной медицинской помощи гражданам Красноярского края с психическим расстройствами и расстройствами поведения в краевых государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Красноярского края, в части приведения в соответствие с действующей структурой психиатрической службы Красноярского края;

рассмотреть возможность распределения ресурсов психиатрической службы, с учетом увеличения мест в дневных стационарах (особенно детских) и выделения дополнительных зданий (помещений) для оказания психиатрической помощи в различных районах города Красноярска;

ускорить принятие решений по неиспользуемому имуществу, в том числе «непрофильным» активам;

организовать работу по устранению нарушений и недостатков, допущенных министерством здравоохранения Красноярского края и КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1», и принятию мер
по их недопущению в дальнейшем.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Правительством Красноярского края сообщено о проделанной работе по реализации предложений Счетной палаты Красноярского края следующее.

Министерством здравоохранения Красноярского края подготовлены изменения в государственной программе Красноярского края «Развитие здравоохранения» в части внесения показателей, характеризующих результативность (эффективность) деятельности психиатрической службы Красноярского края, - удельный уровень повторно поступивших пациентов в психиатрические стационары со значением в 2020 году – 17,2%, в 2021 году – 17,1%, 2022 году – 17,0%. Данные изменения будут внесены в ближайшей корректировке.

Также Правительство Красноярского края сообщило, что считает нецелесообразным инициировать внесений изменений в законодательство, регулирующее порядок назначения и производства судебно-психиатрических экспертиз, так как в настоящее время на федеральном уровне прорабатывается вопрос определения порядка компенсации из федерального бюджета медицинским организациям расходов на проведение судебно-психиатрической экспертизы лиц, направленных в медицинские организации для производства судебно-психиатрической экспертизы из других регионов. Мероприятия по внесению изменений в Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и иные законодательные акты Российской Федерации в целях закрепления современной модели организации и производства судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз в Российской Федерации» предусмотрено пунктом 4 Плана мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию организации и производства судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 №3225-р.

Министерством здравоохранения Красноярского края организована работа по устранению выявленных нарушений и недостатков, и принятию мер по их недопущению в дальнейшем, в том числе  нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнения работ) в сфере здравоохранения, применяемые при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, утверждаются приказами Министерства, начиная с 2020 года;

доработанный приказ министерства от 02.04.2014 № 182-орг по организации оказания специализированной помощи населению Красноярского края с психическими расстройствами и расстройствами поведения с учетом замечаний счетной палаты Красноярского края находится на согласовании. После согласования приказ будет направлен в краевые государственные бюджетные учреждения здравоохранения.

Please publish modules in offcanvas position.