vk

 

Проверка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Коркиноагропромхимия».

1. Исходные данные о контрольном  мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Коркиноагропромхимия».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.1.2.3 плана работы Счетной палаты Красноярского[1] края на 2018 год, пункт 2.2.1 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2019 год.

1.3. Объект контрольного мероприятия: ОАО «Коркиноагропромхимия» (Общество, АО КАПХ).

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: сентябрь 2018 года – январь 2019 года.

1.5. Исследуемый период: 2017 год, предшествующие и последующие периоды по отдельным вопросам.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

1. ОАО «Коркиноагропромхимия» создано в 2006 году путем преобразования краевого государственного унитарного предприятии «Коркиноагропромхимия» и является его правопреемником. Учредителем и единственным акционером АО КАПХ является Красноярский край. Общество подведомственно Минсельхозу.

2. Основной вид деятельности Общества – поставка минеральных удобрений, средств защиты растений, соли, мела и сельхозоборудования для субъектов АПК края, с 2018 года предприятие реализует семена кукурузы.

3. Предприятие обладает полным набором компетенций и имущества для обеспечения своей деятельности, включая специализированные склады для хранения средств защиты растений и агрохимикатов, отвечающих требованиям СанПиН 1.2.2584-10, а также железнодорожные подъездные пути.

4. Уставные и фактически осуществляемые виды деятельности АО КАПХ не входят в число полномочий органов государственной власти субъекта РФ, установленных Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Общество не включено в перечень социально значимых краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности, в то же время по мнению Минсельхоза приватизация АО КАПХ не целесообразна.

5. Смена директора Общества в 2017 году повлекла снижение показателей его деятельности, связанное с сокращением клиентуры, перешедшей к вновь образованному бывшим директором ООО. Вкупе с недостатками маркетинга и иными процессами, происходящими на рынке, а именно ростом реализации на рынке дешевых неоригинальных препаратов это обернулась сокращением занимаемых долей и падением выручки. Так, доля поставок субъектам АПК средств защиты растений через склады АО КАПХ в общем объеме поставок за период 2016-2018 годов снизилась в 4 раза, на рынке минеральных удобрений – на 17%.

6. Динамика финансовых и натуральных показателей деятельности АО КАПХ является отражением негативных изменений в его присутствии на рынке.

Отмечается устойчивое падение объемов выручки от реализации товаров, работ, услуг в 1,7 раза ежегодно.

Снижение объемов реализации отмечается по подавляющему большинству видов реализуемой продукции и услуг.

Следствием падения объемов реализации является невыполнение планов  финансово-хозяйственной деятельности Общества.

7. Основные расчетные показатели, характеризующие финансово-экономическое состояние Общества, свидетельствуют о его стабильном положении, в то же время их динамика отражает отрицательные явления в его деятельности (снижение рентабельности, прибыльности, фондоотдачи, производительности труда).

8. Проверкой ФХД установлены существенные недостатки и нарушения. Кроме того, выявлены недостатки контроля и коррупционные риски.

3. Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия

Основным видом деятельности Общества по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является «Торговля оптовая кормами для сельскохозяйственных животных».

В то же время анализ кассовых операций АО КАПХ показал, что фактически Обществом также осуществляется в том числе и розничная торговля, однако ОКВЭД на ведение данного вида деятельности отсутствует.

В нарушение п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Обществом не приняты меры по уведомлению регистрирующего органа об осуществлении данного вида деятельности.

В действиях должностных лиц Общества усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ.

В нарушение п. 7 ст. 25 Закона края от 03.03.2011 № 12-5650 «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» порядок осуществления полномочий высшим органом управления акционерного общества, 100% акций которого находится в госсобственности края, Правительством края не установлен.

На дату проверки на официальном сайте АО КАПХ полностью отсутствовала информация о деятельности предприятия. Меры по продвижению сайта со стороны Общества не принимались, что свидетельствует о недостатках работы по привлечению потенциальных клиентов через медиапространство.

На фоне трехкратного снижения выручки Общества отмечен рост штатной численности и средней зарплаты работников, а также выплаты премий, что свидетельствует о снижении производительности труда и неэффективной системе стимулирования работников.

В ходе проверки установлены следующие нарушения и недостатки в финансово-хозяйственной деятельности АО КАПХ:

- нарушения и недостатки, связанные с регламентацией, осуществлением и оформлением командировочных расходов;

- недостатки регламентации расходов на обеспечение сотрудников услугами связи;

- непринятие надлежащих мер по взысканию дебиторской задолженности ОАО «Птицефабрика Бархатовская», накопленной с 2014 года;

- недостатки и нарушения при оплате труда, в том числе премирование при снижении результатов деятельности, выплата материальной помощи, не предусмотренной Положением об оплате труда, выплаты по договорам ГПХ по документам, оформленным ненадлежащим образом в нарушение ст. 160 ГК РФ;

- оказание не регламентированной благотворительной помощи;

- расходы на необоснованное и сверхнормативное обеспечение сотрудников Общества молоком;

- уплата штрафов, пени;

- вложения в не введенное в эксплуатацию и (или) фактически неиспользуемое имущество;

-  реализация имущества без оценки его рыночной стоимости, размещения информации о продаже на электронных торговых площадках, либо в сети интернет;

-  многочисленные недостатки и нарушения в закупочной деятельности Общества, затрагивающие как регламентацию, так и все этапы осуществления закупок, в том числе ограничение конкуренции, нарушения при размещении информации в ЕИС, дробление закупок и т.д. (допущенные нарушения содержат признаки административных правонарушений, однако сроки давности привлечения к ответственности истекли, потенциальная сумма административных штрафов по максимальному порогу могла составить 1,2 млн рублей);

- существенные недостатки как внутреннего контроля деятельности Общества, о чем свидетельствуют многочисленные установленные нарушения и недостатки, так и контроля со стороны собственника, в том числе со стороны представителей края в органах управления АО КАПХ;

- невыполнение решений общего собрания акционеров, Совета директоров, мероприятий программы развития;

- не обеспечено достижение показателей инвестиционной деятельности;

- формализм деятельности Ревизионной комиссии.

В ходе мероприятия при оценке коррупционных рисков выявлены факторы, создающие возможности совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

Представления и предписания по результатам контрольного мероприятия не выносились.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края и министерству сельского хозяйства и торговли края предложено:

-  принять меры по устранению недостатков и нарушений, отраженных в настоящем отчете и в акте проверки;

-  принять меры по повышению эффективности деятельности Общества;

-  рассмотреть возможность включения акций АО КАПХ в программу приватизации краевого имущества;

-  обратить внимание на неудовлетворительную деятельность представителей края в органах управления Обществом.

 

В настоящее время предложения находятся в стадии рассмотрения и реализации.


[1] Далее по тексту словосочетание «Красноярский край» заменяется словом «край».

Please publish modules in offcanvas position.