1. Исходные данные о контрольном мероприятии.
1.1. Наименование контрольного мероприятия:«Проверка эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия Красноярского края «Центр транспортной логистики».
1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.1.2.5 плана работы Счетной палаты Красноярского[1] края на 2018 год.
1.3. Объект контрольного мероприятия: государственное предприятие Красноярского края «Центр транспортной логистики» (ГПКК «ЦТЛ», Предприятие).
1.4. Период проведения контрольного мероприятия: с 01 февраля по 17 апреля 2018 года.
1.5. Исследуемый период: 2017 год, предшествующие и последующие периоды по отдельным вопросам.
2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия
1. Целями деятельности ГПКК «ЦТЛ» являются содействие развитию энергетики на территории края, в том числе созданию условий энерго эффективности; стабилизация и увеличение пассажиропотока и грузооборота при перевозках в различных областях транспорта края с целью повышения экономической эффективности предприятий транспорта; содействие созданию современной инфраструктуры различных видов перевозок; оптимизация обеспечения труднодоступных районов и Северного завоза.
Уставом Предприятия предусмотрено 22 вида деятельности, из которых в 2017 году фактически реализуется три – предоставление имущества в аренду, строительство зданий и сооружений, осуществление инвестиционной деятельности.
С момента создания ГПКК «ЦТЛ» Предприятие стало играть роль разнопланового исполнителя различных мероприятий (проектов) в зависимости от задач, поставленных отраслевыми органами.
2. В структуру дочерних компаний ГПКК «ЦТЛ» входят АО «ПассажирРечТранс» (перевозка пассажиров и багажа в труднодоступные районы края, в том числе не имеющие доступа к другому виду транспорта); АО «КрасПригород» (пригородные перевозки ж/д транспортом); АО «ЭРА Групп» (владелец международного аэропорта Красноярск (Емельяново)).
Средства от продажи ГПКК «ЦТЛ» 51% акций АО «ЭРА Групп» перечислены в бюджетную систему в виде безвозмездных перечислений и аванса по налогу на прибыль, при этом из общей суммы переплаты по налогу на прибыль в части, подлежащей перечислению в краевой бюджет, в размере 1 661,5 млн. руб. предприятию в 2017 году уже возвращено 845,2 млн. руб., может быть возвращено дополнительно 816,3 млн. руб.
3. Объем выручки ГПКК «ЦТЛ» в 2017 году сложился в размере 184,4 млн. руб., что на 5,8% выше уровня 2016 года и на 4,6% превышает плановый показатель. Основным источником средств Предприятия является пассивный доход, не зависящий от ежедневной деятельности, а именно арендные платежи и проценты за пользование денежными средствами.
4. Проверкой ФХД Предприятия установлены недостатки и нарушения, связанные с установлением стратегического целеполагания, оплатой труда, рисками несвоевременного завершения работ, управлением имуществом, в закупочной деятельности. Кроме того, выявлены недостатки контроля и коррупционные риски.
3. Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия
ГПКК «ЦТЛ» внесено в перечень социально значимых краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности.В то же время к социально значимой деятельности Предприятия можно отнести только неосновную деятельность в сфере электроэнергетики.
Участие в управлении деятельностью дочерних организаций в отношении двух из них (АО «КрасПригород» и АО «ЭРА Групп») не имеет определяющего значения в связи с недостаточным для принятия единоличного решения размером занимаемой доли (49%).
В отношении АО «ПассажирРечТранс» управление может осуществляться краем напрямую при передаче соответствующего пакета акций в казну.
Соответственно социальная значимость ГПКК «ЦТЛ» может быть поставлена под сомнение.
Предусмотренная Постановлением Законодательного Собрания края от 25.06.2015 № 8-3523П «Об отчетах Губернатора Красноярского края и первого заместителя Губернатора Красноярского края – председателя Правительства Красноярского края о работе Правительства Красноярского края за 2014 год» разработка социальных заданий и показателей социальной направленности в деятельности госпредприятий не осуществлялась, при этом данное постановление снято с контроля как исполненное.
Проверкой расходов Предприятия на оплату труда должностных лиц и сотрудников ГПКК «ЦТЛ» установлено, что Положение об оплате труда работников предприятия в ГПКК «ЦТЛ» не разрабатывалось, также ГПКК «ЦТЛ» не воспользовалось правом по определению и установлению структуры предприятия, определенным в п. 5.2 Устава.
Министерством транспорта края допущено несоблюдение срока, установленного Постановлением Правительства края от 29.08.2017 № 502-п «Об утверждении Порядка определения условий оплаты труда при заключении трудовых договоров с руководителями, их заместителями, главными бухгалтерами краевых унитарных предприятий и Порядка определения условий оплаты труда при заключении трудовых договоров с руководителями, их заместителями, главными бухгалтерами и заключающими трудовой договор членами коллегиальных исполнительных органов хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности Красноярского края», устанавливающим срок приведения трудовых договоров с руководителями краевых унитарных предприятий в соответствие с утвержденным им Порядком в течение трех месяцев со дня вступления в силу.
Начало действия документа - 15.09.2017, новый трудовой договор с измененными условиями оплаты труда заключен 15.02.2018.
Консолидация краевых аэропортовых активов на базе одного государственного предприятия не осуществлена в связи с отказом ГПКК «ЦТЛ» от передачи соответствующего используемого имущества.
Состав объектов незавершенного строительства ГПКК «ЦТЛ», в том числе, включает реконструкцию перрона аэропорта Красноярск (Емельяново). При этом завершение работ по реконструкции перрона аэропорта Красноярск (Емельяново) в срок может быть поставлено под сомнение в связи с недостаточной благонадежностью подрядчикаООО «ГеоСтройИнжиниринг»:
- большое количество исков и общей суммы исковых требований к ООО «ГеоСтройИнжиниринг» как к ответчику со стороны иных организаций (около 96 млн. руб. за 2016-2018 годы);
- по состоянию на момент проверки на рассмотрении суда находится дело о признании фирмы несостоятельным (банкротом);
- неоднократное нарушение фирмой ООО «ГеоСтройИнжиниринг» трудового законодательства;
- недостаток оборотных средств.
Кроме того, при анализе проведения закупочных процедур в целях проведения реконструкции перрона в аэропорту Красноярск (Емельяново) выявлены недостатки и нарушения, носящие коррупционные риски.
В целом проведение закупок ГПКК «ЦТЛ»осуществляется преимущественно (на 80%) неконкурентным способом.
Утвержденная долгосрочная стратегия развития ГПКК «ЦТЛ» отсутствует.
В ходе проверки установлены недостатки контроля за деятельностью Предприятия.
- комплексных проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности ГПКК «ЦТЛ» по инициативе Правительства края, основного уполномоченного органа по управлению государственной собственностью края или отраслевого органа не производилось.
- агентством по управлению государственным имуществом края проверок использования государственного имущества ГПКК «ЦТЛ» с 2016 года не проводилось.
- контроль Минтранса за деятельностью Предприятия осуществлялся лишь в рамках работы балансовой комиссии.
В ходе проверки реализации ГПКК «ЦТЛ» выведенных из эксплуатации вагонов установлены риски, связанные с возможным занижением стоимости их реализации.
4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)
Представления и предписания по результатам контрольного мероприятия не выносились.
5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
По результатам контрольного мероприятия Правительству края предложено:
- принять меры по устранению недостатков и нарушений;
- вернуться к вопросу утверждения социальных показателей деятельности и стратегий развития государственных унитарных предприятий, определению методики оценки эффективности деятельности краевых государственных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия края;
- принять меры по обеспечению завершения реконструкции перрона аэропорта Красноярск (Емельяново) в установленный срок;
- рассмотреть возможность передачи акций АО «ПассажирРечТранс» в казну края с установлением прямого управления соответствующего отраслевого органа.
В настоящее время предложения находятся в стадии реализации.