1. Исходные данные о контрольном мероприятии.
1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка использования средств на строительство объектов: «Перинатальный центр в г. Норильске и «Перинатальный центр в г. Ачинске»
1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.4.6 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год, предложение Прокуратуры Красноярского края от 14.09.2016 № 7/1-07-2016.
1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Министерство строительства и ЖКХ), КГКУ «Управление капитального строительства» (далее – УКС края).
В отчете использовалась информация, полученная по запросам Счетной палаты Красноярского края от министерства здравоохранения Красноярского края, КГБУЗ «Красноярский краевой центр охраны материнства и детства № 2» (г.Ачинск) и МКУ г.Норильска «Управление капитальных ремонтов и строительства» (далее – УКС г.Норильска).
1.4. Период проведения контрольного мероприятия: октябрь – декабрь 2016 года.
1.5. Проверяемый период: 2014 - 2016 годы.
2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия
Для решения задач «майского» Указа Президента РФ № 598, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, Правительством РФ разработаны Программа мероприятий по охране здоровья матери и ребенка и Программа развития перинатальных центров в РФ, предусматривающие создание эффективной трехуровневой системы родовспоможения и оказания медицинской помощи детям, развитие специализированных видов медицинской помощи при дальнейшей государственной поддержке строительства и реконструкции региональных перинатальных центров.
В числе проектов федерального уровня по развитию перинатальных центров в РФ обозначено строительство 2-х перинатальных центров в крае – в городах Ачинск и Норильск.
Программой модернизации здравоохранения края и Госпрограммой «Развитие здравоохранения» закреплены меры по совершенствованию в крае службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы на основе развития сети перинатальных центров и маршрутизации беременных, предусмотрены мероприятия по строительству указанных объектов.
Уполномоченным органом, обеспечивающим координацию реализации мероприятий Программы модернизации здравоохранения края по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, определено Министерство здравоохранения. В рамках Подпрограммы 7 Госпрограммы «Развитие здравоохранения» ответственность за реализацию мероприятий по строительству перинатальных центров возложена на Министерство строительства и ЖКХ и УКС края.
Выявлены недостатки системы управления, повлиявшие на темпы выполнения работ и эффективности использования бюджетных средств.
Так надлежащим образом не обеспечены: соблюдение положений Закона края № 12-5979 по осуществлению государственного контроля за осуществлением бюджетных инвестиций в крупные социальные объекты; контроль за ходом реализации строительства на основании утвержденных сетевых графиков. Требования о соблюдении всеми заинтересованными сторонами сетевых графиков реализации Программы модернизации здравоохранения края не включены
ни в Закон края № 12-5979, ни в конкурсную документацию для отбора подрядных организаций. Планы-графики работ составлялись государственным заказчиком-застройщиком УКС края без учета сроков, обозначенных сетевым графиком.
Не приняты исчерпывающие меры по обеспечению эффективности использования бюджетных средств на строительство перинатальных центров: в рамках предпроектной работы не учтены недостатки применения типовых проектов перинатальных центров в других субъектах РФ; не обращено внимание не неэффективность принятых мер по ограничению финансирования капитальных расходов краевого бюджета и отказу от включения в конкурсную документацию авансовых платежей в пользу возможности увеличения объемов работ и цены контракта на 10%; допущены поздние сроки заключения контрактов на поставку оборудования для перинатального центра в г.Ачинске.
Строительство перинатальных центров обеспечено лимитами финансирования в полном объеме. В то же время из предусмотренных Трехсторонним соглашением 5 289,6 млн рублей в 2014 - 2016 годах профинансировано 2 952,2 млн рублей или 55,8%, в том числе на объект «Перинатальный центр в г. Ачинске» - 1 897,8 млн рублей, на объект «Перинатальный центр в г. Норильске» - 1 054,4 млн рублей.
Освоено подрядными организациями в 2014-2016 годах 76,2% от полученного финансирования или 2 249,8 млн рублей, в том числе на строительство перинатального центра в г. Ачинске - 2 105,2 млн рублей (110,9% от предусмотренного), на строительство перинатального центра в г. Норильске - 144,6 млн рублей (13,7%).
Недостатки нормативного правового регулирования в сфере планирования бюджетных инвестиций краевого бюджета на капитальное строительство объектов, носящие «системный» характер, отражают отсутствие в крае единых подходов к решению вопросов осуществления государственной поддержки инвестиционных проектов, предусматривающих капитальные вложения, и к решению вопросов осуществления государственных бюджетных инвестиций, что оказывает непосредственное влияние на эффективность использования бюджетных средств.
В 2016 году с опозданием на 28 дней введен в эксплуатацию перинатальный центр в г.Ачинске. Разрешением на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданным главой города Ачинска, и заключением Службы стройнадзора подтверждено соответствие построенного объекта проектной документации, требованиям технических регламентов и требованиям законодательства об энергоэффективности.
Сроки получения необходимых лицензий на осуществление медицинской деятельности и приема пациентов в новом здании перинатального центра в г.Ачинске перенесены на 2 месяца. В то же время, оптимизация структуры управления в КГБУЗ «Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства № 2», проведение текущих ремонтов в старых корпусах, профессиональная подготовка персонала для работы в новых условиях и передача части полномочий в централизованную аптечную сеть позволили учреждению сократить расходы на 2017 год на 4,2%. В проверяемый период значительный рост затрат на коммунальные услуги и увеличение штатной численности не оказали влияние на общий объем расходов учреждения.
Срок ввода перинатального центра в г.Норильске перенесен по решению Арбитражного суда края на декабрь 2017 года, что может оказать влияние на соблюдение сроков принятия в построенном центре первых пациентов и первых родов, обозначенных паспортом приоритетного проекта «Технологии и комфорт – матерям и детям» до 31.12.2017.
На дату проверки реорганизация КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №1» и КГБУЗ «Норильский межрайонный родильный дом» не осуществлена, структура нового учреждения не определена, соответственно изменение затрат на содержание нового здания перинатального центра в г. Норильске на 2017 год не прогнозируется.
За нарушение 16-ю подрядными организациями – участниками строительства перинатальных центров сроков выполнения работ (оказания услуг) УКС края начислена неустойка в общей сумме 81,0 млн рублей, в том числе по перинатальному центру в г. Ачинске – 56,0 млн рублей, по перинатальному центру в г. Норильске – 25,0 млн рублей. На 01.01.2017 исковые требования УКС края подрядчиками практически не удовлетворены.
При этом нарушение УКС края обязательств заказчика по своевременности расчетов с подрядчиками, наращивание в 2016 году кредиторской задолженности подрядным организациям более, чем в 4 раза и незначительные размеры штрафных санкций в государственных контрактах не позволили ему в 2016 году принять действенные обеспечительные меры к подрядным организациям за нарушение условий государственных контрактов.
3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия
Выявлены недостатки и нарушения в использовании средств на общую сумму 784,9 млн рублей, в том числе:
- избыточные, неэффективные расходы - 113,0 млн рублей;
- неправомерное использование бюджетных средств - 671,9 млн рублей.
УКС края при планировании, размещении, проведении конкурсных процедур, а также исполнении государственных контрактов допущены многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе.
Существующие формы участия органов исполнительной власти края и УКС края в строительстве крупных социальных объектов содержат коррупционные риски.
4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям
Представления и предписания не направлялись
5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
Правительству Красноярского края предложено: рассмотреть вопрос о разработке и внедрении государственной информационной системы ведения Перечня строек и объектов, внести изменения в ст.14 Закона края от 18.12.2008 № 7-2617 «О бюджетном процессе в Красноярском крае» в части определения формы Перечня строек и объектов и положений о создании специализированной государственной информационной системы; внести изменения в Постановление Правительства края от 11.04.2014 № 129-п «Об утверждении Порядка формирования и реализации перечня строек и объектов» и в Постановление Правительства края от 01.08.13 № 374-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации» по приведению в соответствие данных об осуществлении бюджетных инвестиций краевого бюджета в форме капитальных вложений; рассмотреть вопрос об изменении формы участия органов исполнительной власти края и УКС края в строительстве крупных социальных объектов с учетом опыта других субъектов РФ (проектное управление, государственно-частное партнерство).
Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края предложено: принять меры по снижению задолженности УКС края перед генеральным подрядчиком за счет необоснованного увеличения сметной стоимости работ по строительству перинатального центра в г.Ачинске; принять меры по внедрению в министерстве и УКС края системы менеджмента качества; проконтролировать устранение УКС края выявленных недостатков
и нарушений; проанализировать опыт других субъектов РФ по применению проектного управления и механизмов государственно-частного партнерства при строительстве крупных социальных объектов в целях внедрения лучших практик; предложить мотивационные условия для подрядных организаций края в целях соблюдения ими сетевых (календарных) графиков.
Министерству здравоохранения Красноярского края предложено: разработать план мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных по итогам проверки, обратив особое внимание на недостатки предпроектной работы (разработка технического задания) в целях наибольшей регламентации требований к объектам здравоохранения, в том числе – эксплуатационных характеристик в целях недопустимости затягивания проектных работ.
6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Отчет рассмотрен на заседании комитета Законодательного Собрания Красноярского края.