vk

 

Проверка реализации в 2013, 2014 годах муниципальными образованиями Красноярского края государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен на электрическую эне

Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка реализации в 2013, 2014 годах муниципальными образованиями Красноярского края государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями для населения (Северо-Енисейский район, Туруханский район)».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.4.5 годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год, предложения Губернатора Красноярского края от 14.08.2014 № 1-09983 и Законодательного Собрания Красноярского края от 08.10.2014 № 2271-и-ЗС.

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Министерство строительства и ЖКХ края), администрация Туруханского района.

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: ноябрь – декабрь 2015 года.

1.5. Проверяемый период: 2013, 2014 годы.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

В Схеме и программе развития электроэнергетики края развитие Красноярской энергосистемы с преимущественно централизованным энергоснабжением рассматривается как энергоизбыточное. При этом не предусматривается ликвидация (в том числе частичная) децентрализованного энергоснабжения примыкающих к Красноярской изолированных энергосистем, выработка электроэнергии в которых осуществляется от стационарных дизельных электростанций.

Схема и программа развития электроэнергетики края не является комплексной, поскольку в ней не отражены данные о существующем положении и развитии 17% рынка электропотребления, которые приходятся на энергосистемы Норильского промышленного района и локальные изолированные энергосистемы, выработка электроэнергии в которых осуществляется от стационарных дизельных электростанций.

В ходе анализа системы управления отдельными Государственными полномочиями по субсидированию энергоснабжающих организаций, выработка электроэнергии которыми осуществляется от стационарных дизельных электростанций, установлены следующие недостатки.

1) Большое число энергоснабжающих организаций, совокупный объем валовой выручки которых на 2014 год составил 2,3 млрд. рублей.

2) Неэффективная тарифная политика, в результате которой для населения всего края, в том числе проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлен тариф равный тарифу центральной части края с централизованным электроснабжением от ГЭС и ТЭЦ.

Темпы роста тарифов для энергоснабжающих организаций опережали рост тарифов для населения. В результате население оплачивает лишь 4% от объема нормативной валовой выручки по тарифам на электроэнергию. 86% дотируется из краевого бюджета, 10% составляет сума налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению организациям ЖКХ согласно положениям Налогового кодекса.

В условиях регуляторного и бюджетного ограничений в тарифах практически отсутствует инвестиционная составляющая, амортизация основных средств в общем объеме необходимой валовой выручки предусматривается не в полном объеме, снижаются затраты на капитальный ремонт, закладывается минимальный уровень рентабельности, не предполагающий развития.

3) Необеспеченность управленческими решениями приоритета сокращения топливной составляющей за счет модернизации дизельных электростанций, установки новых, более экономичных дизельгенераторов. Мероприятия по модернизации дизельных электростанций, проводимые в муниципальных образованиях края, не отражаются на тарифах или объемах завозимого топлива и, соответственно, на объемах субвенций краевого бюджета.

До настоящего времени в крае не реализованы полномочия субъектов Российской Федерации: по утверждению законом края Перечня централизованного завоза, не сформирована соответствующая система управления, не закреплен документально общий объем потребности в ГСМ для обеспечения деятельности стационарных дизельных электростанций в условиях государственного регулирования тарифов.

4) Не привлечены внебюджетные средства для модернизации дизельных электростанций. Опыт реализации инвестиционных проектов, реализуемы в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе с привлечением средств Енисейского объединенного банка не популяризируется.

5) Не отлажен в полной мере внутренний контроль за реализацией Госполномочий органами местного самоуправления. Проверкой выявлены недостатки как форм отчетности, так и не соблюдение в полной мере установленных порядков расчета и перечисления субвенций. В администрации Туруханского района не организован внутренний финансовый контроль, как того требует Бюджетный кодекс РФ.

Всего на реализацию отдельных Государственных полномочий бюджетам 11-ти муниципальных образований края за 2013, 2014 годы профинансировано 3,7 млрд. рублей, что составило 98,8% от запланированного объема бюджетных ассигнований. Туруханскому району направлено 1,1 млрд. рублей, на долю Северо-Енисейского района приходится 0,2% от общего объема субвенций.

Освоение средств отмечается на достаточно высоком уровне. При этом районами края фактический отпуск электроэнергии подтверждается на уровне полезного отпуска, учтенного при расчете тарифов, причины чего нуждаются в постоянном контроле.

Следует отметить, что за 10 лет реализации в крае анализируемой меры господдержки ее объем составил 12,3 млрд. рублей, дальнейшее наращивание объемов этих средств не эффективно.

Кроме того о нагрузке на краевой бюджет свидетельствует тот факт, что тарифы на электроэнергию населению и приравненные к нему категории потребителей от дизельных электростанций в 2013 и 2014 годах устанавливались без разделения объемов электроэнергии, поставляемой в пределах социальной нормы потребления и сверх такой социальной нормы. В то же время населением 4-х муниципальных образований в 2013 году и 5-ти муниципальных образований края в 2014 году потребление электроэнергии превысило социальную норму потребления.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

Нарушения в использовании субвенций в проверяемый период не установлены. Подтверждены выводы службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок края об излишне перечисленных средствах субсидии ОАО «Туруханскэнерго» за 2011 и 2012 годы в общей сумме 10,2 млн. рублей, из которых на дату проверки восстановлены 7,7 млн. рублей. Остаток задолженности в сумме 2,5 млн. рублей должен быть восстановлен в краевой бюджет до 25.03.2016.

Установлены факты неэффективного менеджмента ОАО «Туруханскэнерго»: фактические расходы Общества по электроэнергии не выдержаны в пределах значений, утвержденных Региональной энергетической комиссией края при определении тарифов. По итогам 2014 года у Общества сложился убыток по виду деятельности «электроэнергия» (как и по итогам деятельности в целом), как и по другим субсидируемым видам деятельности, тогда как по итогам 2013 года получена прибыль. При этом руководством Общества не приняты меры по сокращению и исключению необязательных платежей: средств на социальное обеспечение, премии, беспроцентных кредитов и займов работникам, в том числе выдаче займов (кредитов) сотрудникам, у которых не погашены ранее выданные займы.

Требуют урегулирования и особого контроля вопросы взаиморасчетов ОАО «Туруханскэнерго» с поставщиками ГСМ и угля., а также причины удвоения в 2014 году объема кредиторской задолженности при соблюдении сроков перечисления объемов субвенций (субсидий).

4. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

Правительству Красноярского края предложено: разработать и внести на рассмотрение Законодательному Собранию Красноярского края законопроект об утверждении Перечня централизованного завоза для краевых и муниципальных нужд. Предусмотреть в Перечне централизованного завоза обеспечение поставок авиационного топлива в малые северные аэропорты края; определить объемы поставок продукции в рамках Перечня централизованного завоза для краевых и муниципальных нужд; определить систему управления централизованным «северным завозом»; разработать программу развития изолированных локальных энергосистем, выработка электроэнергии в которых осуществляется от стационарных дизельных электростанций; включить в Отраслевую программу мероприятия по поэтапному сокращению энергоснабжающих организаций, осуществляющих поставку электроэнергии от стационарных дизельных электростанций, и территориальных сетевых организаций, осуществляющих передачу электроэнергии по сетям; разработать мероприятия по поэтапной ликвидации децентрализованного электроснабжения в поселениях, электроснабжение которых осуществляется от стационарных дизельных электростанций. В том числе рассмотреть возможность переселения граждан Абанского, Ермаковского, Тасеевского районов из поселений с децентрализованным электроснабжением в поселения с централизованным электроснабжением; рассмотреть возможность увязки тарифов на электроэнергию, вырабатываемую стационарными дизельными электростанциями, населению и приравненным к нему категориям потребителей с объемами электропотребления в пределах социальной нормы потребления и с превышением такой нормы; устранить недостатки Схемы и программы развития электроэнергетики края, указанные в отчете, с целью обеспечения комплексного подхода к развитию энергосистем края.

5. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Вопрос об устранении выявленных нарушений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края

Please publish modules in offcanvas position.