Контрольное мероприятие проведено на основании плана работы Счетной палаты Красноярского края.
Результаты проверки показали.
Оказание государственной поддержки организациям ЖКХ на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов платы граждан за коммунальные услуги, является инициативными расходами краевого бюджета, которое предоставлялось в нарушение действующего законодательства.
С принятием в декабре 2012 года Законов Красноярского края «О временных мерах поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг» и «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации временных мер поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг» указанное нарушение устранено.
Одним из существенных недостатков предоставления субсидий на реализацию решений, связанных с установлением предельных индексов платы граждан за коммунальные услуги, является установленная в крае схема.
Управляющие компании города Красноярска в большинстве своем являются частными структурами с уставным капиталом не более 10 тыс. рублей, что не только устанавливает риски при предоставлении им значительных сумм бюджетных средств на возмещение выпадающих доходов, но и ограничивает контрольные функции со стороны государственных органов.
При этом, к управляющим компаниям не предъявляется никаких особых условий эффективности деятельности, повышения качества оказываемых услуг, либо к сокращению дебиторской задолженности перед ресурсоснабжающими организациями и полному оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета.
Получателем 86% бюджетных субсидий города Красноярска на указанные цели является ГУК «Жилфонд», образованный в качестве исполнительного органа семи управляющих компаний. В то же время исполнителями жилищно-коммунальных услуг и, соответственно, ответственными за качество их предоставления являются именно управляющие компании, а не ГУК «Жилфонд». По мнению Счетной палаты края функционирование такой управленческой надстройки определяет непосредственную возможность завышения тарифов на жилищную и коммунальные услуги.
Кроме того, результаты контрольного мероприятия подтверждают, что функционирование ГУК «Жилфонд» не оказывает влияния на сокращение управляющими компаниями задолженности за потребленные коммунальные ресурсы, размеры которой в период проверки превышали 1 млрд. рублей.
Согласно данным управляющих компаний, основную причину дебиторской задолженности составляют неплатежи населения, обоснованность размеров которых в ходе проверки подвергнута сомнению.
В ответе министерства жилищно-коммунального хозяйства на предложения Счетной палаты прозвучало, что при выделении бюджетных средств на временные меры поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг к получателям – управляющим компаниям будут предусматриваться показатели эффективности деятельности, одним из которых является обязательность раскрытия информации о деятельности организаций.
Представителями Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска отмечено, что в городе ведется работа по установлению общедомовых приборов учета, о результатах которой ими будет сообщено дополнительно.