Контрольное мероприятие проведено на основании плана работы Счетной палаты Красноярского края.
Краевая ДЦП «Энергосбережение» была принята в июле 2010 года и во исполнение Государственной энергетической программы и Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью создания экономических и организационных основ стимулирования энергоэффективности.
Для реализации Программы установлена многосоставная система управления, недостатки которой явились причинами недостижения заявленных целевых индикаторов, показателей результативности и ожидаемого социально-экономического эффекта. Одним из главных недостатков является отсутствие координации и взаимодействия между всеми исполнителями Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении..»: органами местного самоуправления, населением и внебюджетными организациями. Основы стимулирования энергоэффективности в большей степени формируются в отношении органов исполнительной власти края и подведомственных им учреждениям.
Заявленный объем финансирования на реализацию мероприятий Программы в период 2010 – 2012 годы составляет 12,9 млрд. рублей, в том числе на реализацию проверенных мероприятий по задачам 1-3 выделено 10,7 млрд. рублей. В структуре ассигнований Программы наибольшую долю 82,2% или 9,4 млрд.рулей составляют внебюджетные средства, а из них - средства граждан в сумме 8,8 млрд. рублей. Проверка показала, что государственными заказчиками не подводились итоги либо мониторинг использования внебюджетных средств. Сам механизм такого мониторинга и предоставления отчетности по внебюджетным средствам Программой не предусмотрен. Иными словами, система управления таким значительным объемом ресурсов для достижения заявленных в Программе целей не налажена.
Средства краевого бюджета по задачам 1-3 составили 1,2 млрд. рублей, или 11,2%, из которых профинансировано 68,3%. Наибольший уровень финансирования достигнут в 2011 году. Возвращены в федеральный бюджет 531,0 млн. рублей или 42% плана. Основной причиной неиспользования указанных средств является позднее их поступление в краевой бюджет – в декабре 2011 года и в октябре 2012 года.
Мероприятия программы по задачам 1-3 реализованы на низком уровне – полностью выполнены только 3 мероприятия из 11-ти, при этом финансирование мероприятий в полном объеме не означает достижение ожидаемого результата и эффекта, обозначенного в ДЦП.
Так, при достаточно высоком уровне финансирования мероприятия по информационному обеспечению, достижении агентством печати и массовых коммуникаций Красноярского края запланированных значений показателей результативности, заявленный эффект «формирование жизненных установок и мотивации населения к энергосбережению» не подтверждается.
Не завершены в установленные Федеральным законом № 261-ФЗ сроки мероприятия по установке узлов учета и систем автоматического регулирования на объектах краевой и муниципальной собственности, а так же по энергоаудиту и энергообследованиям краевых и муниципальных организаций бюджетной сферы.
О недостаточной эффективности использования средств свидетельствуют значительные отклонения стоимости установки приборов учета коммунальных ресурсов в 2011 году на объектах бюджетной сферы и в многоквартирных домах. При реализации пилотных проектов в многоквартирных домах края предельная стоимость установки общедомовых и индивидуальных приборов учета не устанавливалась, в результате чего выявлены значительные отклонения в различных территориях края.
В среднем стоимость установки общедомового прибора (узла) учета по теплоэнергии по центральным и южным районам края составила 402 тыс. рублей, тогда как для организаций бюджетной сферы по указанной группе районов была установлена предельная стоимость 390,2 тыс. рублей, что на 11,8 тыс. рублей меньше.
К системным нарушениям в ходе проверки отнесено неисполнение требований Бюджетного кодекса РФ при планировании ассигнований в форме бюджетных инвестиций по двум мероприятиям – государственному предприятию «Центр транспортной логистики» и организациям федеральных органов исполнительной власти.