1. Исходные данные
1.1. Наименование мероприятия: «Анализ реализации органами государственной власти Красноярского края государственных полномочий по организации сбора, обработки, транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов».
1.2. Основание для проведения мероприятия: пункт 1.4.3 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2018 год.
1.3. Объекты мероприятия: министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
1.4. Период проведения мероприятия: с 7 мая по 20 июля 2018 года.
1.5. Проверяемый период: 2017 год. Для сравнения используются данные предыдущих периодов.
2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия
1. Результаты анализа экологической ситуации в области обращения с отходами производства и потребления в Красноярском крае показали, что на территории края в 2017 году находилось 1112,2 млн тонн отходов производства и потребления, 90% которых образовалось в результате осуществления хозяйственной деятельности 71 промышленного объекта края. Наиболее загрязненными являются промышленные города Норильск (23,4 млн тонн), Назарово (16,3 млн тонн), Красноярск (13,8 млн тонн).
Твердых коммунальных отходов в 2017 году в крае собрано в объеме 1,4 млн тонн, сбор осуществляли 54 организации, их объем выручки составил 1,7 млрд. рублей. Полигонами и свалками отходов в крае занято около 8,0 тыс га. земель, в том числе официальными – 6,3 тыс. га, выявленными контрольными надзорными органами – 1,0 тыс. га.
Ежегодно появляются сотни несанкционированных свалок, которые представляют опасность для окружающей среды, ухудшают экологическую обстановку, снижают качество жизни граждан близ лежащих территорий.
2. В крае отсутствует основной стратегический документ (концепция), определяющий государственную политику края в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Не утверждена региональная программа по обращению с твердыми коммунальными отходами, что затрудняет участие края в приоритетном федеральном проекте «Чистая страна».
Разработанная ООО «Институт проектирования, экологии и гигиены» территориальная схема обращения с отходами стоимостью 64,6 млн рублей требует доработки.
Внедрение новой системы обращения с отходами на территории края сдерживалось отсутствием до 07.06.2018 краевого закона регулирующего отношения в данной сфере и не принятием необходимой нормативной правовой базы достаточной для исполнения соответствующих полномочий.
Не утвержден единый тариф на услуги регионального оператора.
3. В результате проведенного Счетной палатой Красноярского края экспертно-аналитического мероприятия выявлены недостатки системы управления в сфере обращения с отходами и риски срыва вновь установленных федерацией сроков внедрения новой системы обращения с отходами.
У органов исполнительной власти края отсутствовал комплексный подход к реализации процесса исполнения государственных полномочий в области обращения с отходами.
На момент проведения экспертно-аналитического мероприятия не были реализованы 17 полномочий органов государственной власти края, установленных Законом Красноярского края от 07.06.2018 № 5-1710 «О регулировании отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края», с нарушением срока и в отсутствие нормативного правового акта заключались соглашения с региональными операторами.
Отмеченные Счетной палатой края недостатки реализации государственной политики в сфере обращения с отходами препятствуют достижению главной цели, обозначенной Президентом Российской Федерации - создание эффективной системы сбора, утилизации отходов производства и потребления и предотвращение вредного воздействие твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Требуется актуализировать должностные инструкции сотрудников министерства экологии и рационального природопользования, в связи с утверждением новых полномочий, в том числе закрепив ответственность за достижение целевых показателей обозначенных Указом Президента Российской Федерации.
4. Отрицательным фактором развития системы обращения с отходами на территории края является недостаточное финансирование мероприятий, направленных на реализацию полномочий в данной сфере. Потребность муниципальных образований в средствах краевого бюджета (на строительство площадок временного накопления отходов и контейнерных площадок, приобретение специализированной техники для сельских населенных пунктов) значительно превышает, предусмотренные государственной программой объемы субсидий в 2017 году в – 9 раз, 2018 году в – 17,2 раза.
5. Установлены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» при организации и осуществлении закупок. Регламент о контрактной службе министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, не соответствует типовому положению о контрактной службе, утвержденному приказом Минэкономразвития России и требует пересмотра.
6. Установлены факторы, создающие возможность совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений.
3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия
Разработанная ООО «Институт проектирования, экологии и гигиены» территориальная схема обращения с отходами стоимостью 64,6 млн рублей и послужившая основой для всех последующих действий участников процесса реформирования системы обращения с ТКО на территории края в период с 2015 по 2018 годы (расчеты норм накопления ТКО, расчеты тарифа на коммунальную услугу, в том числе для населения, формирование технических заданий для конкурсной документации на определение региональных операторов, разработка инвестиционных программ и др.) содержит многочисленные несоответствия, некорректные экономические и социальные оценки и расчеты.
В условиях динамично меняющихся стратегических целей и задач в масштабах страны в области обращения с отходами, ежегодно вносимых изменений в федеральное законодательство у органов исполнительной власти края на протяжении последних лет отсутствовал комплексный и системный подход к реализации полномочий в области обращения с ТКО. Не были распределены и закреплены полномочия, определены ответственные участники процесса преобразований.
В результате Правительством края своевременно не сформирована объективная экологическая, экономическая и социальная оценка перехода края на новую систему обращения с ТКО. Существует риск срыва краем срока перехода на новую систему с 01.01.2019 года.
В крае не установлены тарифы на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с затянувшимися процедурами по определению региональных операторов. В данной ситуации имеются риски: для потребителей – резкий и значительный рост тарифа на услугу по ТКО. Кроме того, на момент проведения экспертно-аналитического мероприятия население края на должном уровне не информировалось о вновь вводимой коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами и необходимости ее оплаты с 01.01.2019.
Принятые Правительством Российской Федерации решения в целях улучшения ситуации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и создания новой системы обращения с ТКО «размывают» ответственность и зоны компетенций между региональным уровнем, муниципальными органами власти, региональными операторами и населением.
В крае до 07.06.2018 не был принят краевой закон «О регулировании отдельных отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и иные нормативные правовые акты необходимые для реализации полномочий в данной сфере. Принятым законом определен один уполномоченный орган – министерство экологии и рационального природопользования края. Для реализации данной реорганизации необходимо было наделить полномочиями министерство тарифной политики, министерство промышленности, энергетики и ЖКХ, министерство образования.
На момент проведения экспертно-аналитического мероприятия не были реализованы 17 полномочий органов государственной власти края, установленных Законом Красноярского края от 07.06.2018 № 5-1710 «О регулировании отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края», с нарушением срока и в отсутствие нормативного правового акта заключались соглашения с региональными операторами.
Отмеченные Счетной палатой края недостатки реализации государственной политики в сфере обращения с отходами препятствуют достижению главной цели, обозначенной Президентом Российской Федерации - создание эффективной системы сбора, утилизации отходов производства и потребления и предотвращение вредного воздействие твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду.
4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)
Информационное письмо об устранении выявленных нарушений направлено министру экологии и рационального природопользования. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия Законодательному Собранию Красноярского края, Правительству Красноярского края, в Прокуратуру Красноярского края.
5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
По результатам экспертно-аналитического мероприятия предложить:
Правительству Красноярского края:
рассмотреть вопрос о закреплении ответственности за реализацию государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными отходами за заместителем председателя Правительства Красноярского края.
Министерству экологии и рационального природопользования края:
устранить выявленные недостатки, привести в соответствие должностные инструкции руководителей и специалистов министерства;
обеспечить муниципальные образования края методическими рекомендациями для реализации новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории края.
6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Вопрос об устранении выявленных нарушений находится на контроле в Счетной палате Красноярского края.