vk

 

Анализ актуальных вопросов реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, территория которого отнесена к Арктической зоне Российской Федерации

1. Исходные данные об экспертно-аналитическом мероприятии.

1.1. Наименование экспертно-аналитического мероприятия: «Анализ актуальных вопросов реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, территория которого отнесена к Арктической зоне Российской Федерации».

1.2. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: Решение о проведении параллельного экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, территория которых отнесена к Арктической зоне Российской Федерации от 31.01.2017 (г. Салехард); пункт 1.4.1 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2018 год.

1.3. Объекты экспертно-аналитического мероприятия: Правительство Красноярского края, министерство финансов Красноярского края, министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края, министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, министерство транспорта Красноярского края, министерство строительства Красноярского края, министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, министерство здравоохранения Красноярского края, министерство образования Красноярского края, министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, министерство спорта Красноярского края, министерство культуры Красноярского края, агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края, агентство информатизации и связи Красноярского края, агентство труда и занятости населения Красноярского края.

1.4. Период проведения экспертно-аналитического мероприятия: январь-март  2018 года.

1.5. Исследуемый  период: 2010-2016 годы.

2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия.

2.1. В настоящее время задачи, направленные на развитие Арктической зоны решаются разрозненно. Отсутствует системная координация вопросов развития инфраструктуры, нормотворчества, административного взаимодействия заинтересованных сторон и привлечения инвесторов.

Основы Государственной политики Российской Федерации в Арктике, принятые в 2008 году, требуют корректировки в связи с изменением отдельных приоритетов.

План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике с указанием конкретных сроков и ответственных за их реализацию на федеральном уровне не сформирован и не доведен до органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Несогласованность базовых стратегических документов, определяющих государственную политику Российской Федерации в Арктике (Основ государственной политики и Стратегии), затрудняет применение комплексного и целенаправленного подхода к решению вопросов, направленных на развитие  Арктической зоны.

Отсутствует единый документ (федеральный закон), регулирующий правовые отношения в Арктической зоне. Это усложняет перевод общественных отношений в сфере развития Арктики на стабильную правовую основу.

 В связи с отсутствием на федеральном уровне органа государственной власти, отвечающего за «арктическое направление» и координирующего деятельность различных органов по вопросам социально-экономического развития Арктики, решения, планы и проекты, принимаемые органами власти субъекта и органами местного самоуправления в этом направлении, являются «точечными» и носят бессистемный характер.

Целенаправленная, согласованная и планомерная политика, направленная на развитие территорий Арктической зоны в Красноярском крае не сформирована. Документы стратегического развития Красноярского края требуют корректировки в части отражения в них государственных приоритетов, направленных на развитие Арктической зоны Российской Федерации.

В Стратегии социально-экономического развития Красноярского края:

не определены  и не выделены стратегические цели и задачи в сфере развития территорий Арктической зоны;

не учтены отдельные положения, в части вопросов развития территорий Арктической зоны, предусмотренные в стратегических документах федерального уровня;

 не нашли отражения перспективы формирования и функционирования Таймыро-Туруханской опорной зоны развития Арктики, обозначенные в государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Государственная  программа Красноярского края «Создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» не является комплексным программным документом, нацеленным на решение вопросов развития Арктических территорий края, и имеет «узконаправленный» характер – создание условий для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края.

По сравнению с Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, государственная программа не предусматривает решения задач, направленных на комплексное социально-экономическое и этнокультурное развитие коренных малочисленных народов.

На краевом уровне функционирует 3 органа, к компетенции которых отнесены отдельные вопросы развития северных территорий края (агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края, Полярная комиссия и Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае).

Несмотря на то, что все из перечисленных выше органов решают задачи по вопросам развития северных территорий края, их деятельность осуществляется не в рамках единой системы и не направлена на достижение общих целей развития Арктической зоны.

В Красноярском крае отсутствует орган, к задачам которого отнесено формирование политики в сфере развития Арктики и координирующий деятельность других органов, направленную на решение связанных с этим вопросов.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия документально не подтверждены факты осуществления  в 2015-2016 годах деятельности Полярной комиссией (информация о результатах деятельности комиссии не представлена в Счетную палату Красноярского края, а также не опубликована на официальных сайтах органов власти Красноярского края).

Государственная программа, аккумулирующая в себе все расходы, направляемые на развитие Арктики, в Красноярском крае  отсутствует: межбюджетные трансферты,  направляемые в территории Арктической зоны, рассредоточены по 17 государственным программам Красноярского края.

Не осуществлялось за счет средств федерального и краевого бюджетов финансирование таких стратегически важных направлений развития Арктической зоны как «Модернизация рыбохозяйственного комплекса», «Оптимизация экономических механизмов «Северного завоза» за счет использования возобновляемых и альтернативных источников энергии», «Обеспечение подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях», «Стимулирование реализации новых проектов хозяйственного освоения арктических территорий, в том числе развитие арктического туризма».

2.2. Проведенный анализ выявил следующие основные проблемы социально-экономического развития Арктической зоны Красноярского края:

незаселенность Арктической зоны: население по территории Арктики Красноярского края распределено крайне неравномерно и сосредоточено,
в основном, в г. Норильске и нескольких населенных пунктах муниципальных районов;

моноотраслевой характер экономики Арктической зоны: имеются два ярко выраженных полюса специализации – цветная металлургия и нефтедобыча, которые являются детерминантами социально-экономического развития Красноярского края в целом, определяя его экспортную ориентированность и высокую степень зависимости от внешнего мира;

неразвитость сельского хозяйства ввиду тяжелых природно-климатических условий, вследствие чего арктические территории не могут самостоятельно обеспечивать свою потребность в продуктах питания;

неиспользуемый туристический потенциал, который мог бы стать альтернативным видом экономической деятельности для частичной диверсификации экономики Арктической зоны;

неразвитость транспортной инфраструктуры ввиду ограниченного периода летней речной навигации, сложности прокладки автомобильных дорог в условиях вечной мерзлоты, высокой стоимости услуг авиационного транспорта и быстрого износа основных фондов аэропортов и аэровокзалов;

недостаточный уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры на территории Арктики Красноярского края, что ведет к информационной изоляции отдельных населенных пунктов;

крайне неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры: высокая степень изношенности, ветхость, аварийность, неблагоустроенность, низкая энергоэффективность, фактическое отсутствие модернизации объектов;

низкая обеспеченность специалистами и объектами сферы здравоохранения (особенно в сельской местности), что приводит к повышенным показателям смертности от узкоспециализированных причин;

недостаточный уровень развития сети объектов профессионального образования (особенно высшего) и культуры (особенно в сельской местности);

интенсивный миграционный отток населения (главным образом, в возрасте старше трудоспособного) ввиду непривлекательности территории Арктики для постоянного проживания (в том числе из-за природно-климатических условий);

неудовлетворительная организация оказания неонатальной помощи, что проявляется в достаточно высоком уровне младенческой смертности;

крайне неблагоприятная экологическая обстановка: нередкое превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, неудовлетворительная организация хранения, переработки, утилизации
и обезвреживания отходов производства и потребления, недостаточно высокое качество питьевой воды приводят к повышенному уровню заболеваемости населения арктических территорий.

Большинство указанных проблем требуют безотлагательного решения. Отдельные из них планируется решить в рамках реализации приоритетных проектов Российской Федерации (по здравоохранению и образованию) либо государственных программ Красноярского края (по ЖКХ, транспорту и связи). Вместе с тем, такие проблемы, как экология и моноотраслевой характер экономики (включая зависимость от внешнего мира и развитие туризма) требуют разработки и принятия отдельных стратегических документов Красноярского края в этих сферах.

3. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

Правительству Красноярского края определить орган, ответственный за реализацию государственной политики развития территорий Красноярского края, отнесенных к Арктической зоне Российской Федерации;

создать эффективную систему управления развитием территорий Красноярского края, отнесенных к Арктической зоне Российской Федерации;

внести изменения в документы стратегического планирования Красноярского края с целью отражения в них приоритетов развития территорий Красноярского края, отнесенных к Арктической зоне Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о разработке государственной программы Красноярского края по развитию территорий Красноярского края, отнесенных к Арктической зоне Российской Федерации;

Полярной комиссии осуществлять свою деятельность в соответствии с возложенными функциями и поставленными задачами.

4. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Реализация предложений находится на контроле  Счетной палаты Красноярского края.

 

Please publish modules in offcanvas position.