1. Исходные данные об экспертно-аналитическом мероприятии.
1.1. Наименование экспертно-аналитического мероприятия: «Анализ использования бюджетных средств на разработку схем тепло- и водоснабжения»
1.2. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 1.4.3 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края (письмо от 10.07.2015 № 1929-и-ЗС).
1.3. Объекты экспертно-аналитического мероприятия: министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Министерство строительства и ЖКХ), Администрация ЗАТО г. Железногорск, Администрация поселка Кедровый Красноярского края (далее – Администрация п.Кедровый).
В заключении использовались результаты аналогичных экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетного органа города Бородино, Контрольно-счетной палаты города Красноярска, Контрольно-счетной палаты Новоселовского района и контрольного мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности МП ЗАТО Железногорск «Гортеплоэнерго», проведенного контрольно-ревизионной службой Совета депутатов ЗАТО г.Железногорск.
1.4. Период проведения экспертно-аналитического мероприятия: декабрь 2016 года – сентябрь 2017 года.
1.5. Анализируемый период: 2014 - 2016 годы, для информации приведены данные за текущий период 2017 года.
2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия
Схемы тепло-, водоснабжения и водоотведения являются составной частью программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов, которые, в свою очередь, включены в обязательный перечень документов территориального планирования, сформированный Градостроительным кодексом РФ в целях устойчивого развития территорий.
Изменения законодательства, в особенности - Федерального закона «О теплоснабжении», поднимают с 01.01.2018 статус схем тепло-, водоснабжения и водоотведения на более высокий уровень, определяя эти документы в качестве основных программных документов ценового регулирования и развития коммунальной инфраструктуры.
Несмотря на то, что схемы тепло-, водоснабжения и водоотведения разработаны муниципальными образованиями края на 100% от потребности, органами местного самоуправления края утверждена только 121 программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры или 21% потребности.
Отсутствие таких программ нарушает права граждан и субъектов предпринимательства, заинтересованных в строительстве, технологическом подключении своих объектов к коммунальным системам, а также ресурсоснабжающих организаций, принимающих решения о своем развитии, вложении инвестиций.
На краевом уровне не приняты документы стратегического планирования в сфере ЖКХ, что не позволяет органам местного самоуправления края разрабатывать документы территориального планирования современного уровня в сфере ЖКХ. Как следствие – в большинстве муниципальных образований схемы разработаны формально и отражают текущее положение дел, а не пути развития, направленные на оптимизацию затрат в тарифах.
Полномочия, установленные Федеральными законами «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении» в отношении схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, реализованы Министерством строительства и ЖКХ, администрациями муниципальных образований края не в полной мере. Министерством строительства и ЖКХ не оценивалось качество разработанных схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, недостатки которого выявлены
во всех анализируемых документах.
С 2012 года на разработку схем тепло, водоснабжения и водоотведения из краевого бюджета бюджетам 39-ти муниципальных районов и городских округов края профинансировано 107,9 млн. рублей. В остальных 22-х муниципальных районах и городских округах края разработка схем осуществлялась за счет средств ресурсоснабжающих организаций, что определило минимум мероприятий по оптимизации существующих систем тепло -, водоснабжения и водоотведения.
В связи с поздними сроками утверждения схем тепло-, водоснабжения и водоотведения мероприятия по развитию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, зафиксированные в схемах, не применялись РЭК края при пересмотре тарифов в 2012 – 2015 годах. В заявках ресурсоснабжающих организаций на установление с 01.01.2016 долгосрочных тарифов не предусмотрен существенный рост объемов НВВ за счет реализации мероприятий, предусмотренных схемами. Новые инвестиционные программы, учитывающие мероприятия схем, ресурсоснабжающими организациями не приняты, ранее утвержденные инвестиционные программы в целях реализации мероприятий схем не актуализировались.
В результате - предусмотренные в схемах тепло, водоснабжения и водоотведения мероприятия по развитию систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не имеют источников финансирования, следовательно – не будут реализованы в ближайшее время.
Правительством края не приняты меры по созданию объединенного межмуниципального теплового узла ЗАТО г.Железногорск – г.Сосновоборск, что не позволяет существенно снизить тарифы на теплоснабжение для потребителей данных муниципальных образований.
Необходимость подключения к системе теплоснабжения ЗАТО Железногорск 3-х мазутных котельных использована руководством единой теплоснабжающей организации для приобретения мазута в обход конкурсных процедур по завышенным ценам, что относится к коррупционным рискам. Необоснованное завышение расходов на топливо в НВВ данной организации на 2015 год было устранено РЭК края при пересмотре тарифов на 2016 год.
Коррупционные риски также сопровождают поставки угля, осуществляемые «единственным» поставщиком ООО «Угольная компания Бородинский».
Не предусмотрены Схемой водоснабжения Шарыпово меры по оптимизации системы водоснабжения муниципального образования. Разделение частным собственником по 3-м организациям инфраструктуры водоснабжения г.Шарыпово приводит к необоснованному завышению затрат в тарифе на питьевую воду для потребителей.
Отсутствие инвестиционных вложений в коммунальную инфраструктуру муниципального образования увеличивает риски ветшания магистральных и внутриквартальных сетей водопроводов и увеличения объемов потерь воды питьевого качества.
3. Основные нарушения, выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия
При размещении муниципальными заказчиками лотов на разработку или актуализацию схем тепло, водоснабжения и водоотведения муниципальными заказчиками г.Красноярска, г.Норильска, Ачинского и Березовского районов допущены многочисленные нарушения Федерального закона № 44-ФЗ на общую сумму 51,1 млн. рублей.
Наиболее существенные нарушения допущены МКУ «УКС» г.Красноярска при заключении муниципального контракта на сумму 49,4 млн. рублей.
В деятельности Администрации поселка Кедровый выявлены коррупционные риски и нарушения использования бюджетных средств на общую сумму 17,5 млн. рублей. Не поступившая концессионная плата в сумме 0,8 млн. рублей является ущербом для бюджета поселка (недополученная выгода), не восстановленные в бюджет 2,5 млн. рублей управляющей компанией, прекратившей деятельность с 01.02.2014, - ущербом для краевого бюджета (утрата денежных средств).
4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям
Представления и предписания не направлялись
5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
Правительству Красноярского края предложено: сформировать систему государственного управления стратегическим и территориальным планированием развития края, определить ответственных; принять меры по выполнению поручения Президента РФ от 11.06.2016 № Пр-1138ГС по синхронизации документов территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края, схем тепло- и водоснабжения, водоотведения муниципальных образований и инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций; разработать стратегию развития ЖКХ Красноярского края; провести анализ полноты, эффективности и целесообразности реализации сельскими поселениями Закона края от 15.10.2015 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» в части вопросов организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Обратить внимание на отсутствие у сельских поселений полномочий по разработке схем тепло-, водоснабжения и водоотведения; совместно с органами местного самоуправления края разработать комплекс мер (дорожную карту) по оптимизации числа ресурсоснабжающих организаций в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, применив новации федерального законодательства в отношении сокращения числа муниципальных предприятий и укрупнение лотов для организации конкурсных процедур по заключению договоров концессии; совместно с администрацией города Красноярска предложить при актуализации схемы пересмотреть сроки вывода из эксплуатации и остановки малых неэффективных котельных краевого центра в целях выполнения резолюции публичных слушаний по вопросу «Об экологической ситуации в г.Красноярске, текущих и стратегических мерах по ее улучшению», утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 21.04.2016 № 10-4466П; разработать проект закона края о создании объединенного межмуниципального теплового узла ЗАТО Железногорск - г.Сосновоборск, определить механизм создания межмуниципального инвестиционного проекта по развитию коммунальной инфраструктуры и ответственных за его реализацию; рассмотреть вопрос об оптимизации стоимости мазута М-100 для нужд теплоснабжения и горячего водоснабжения, расходы на которые включаются в тарифы ресурсоснабжающих организаций; оценить возможность и эффективность создания ценовых зон теплоснабжения в городских округах Ачинск, Канск, Красноярск, Минусинск, Назарово, Норильск, Шарыпово, а также в ЗАТО Зеленогорск; рассмотреть вопрос об изменении статуса муниципального образования поселок Кедровый (городской округ); рассмотреть вопрос о реализации на территории п. Кедровый проекта «Жилье для российской семьи»;
Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края предложено: провести работу по мониторингу качества утвержденных и актуализированных схем тепло- и водоснабжения, водоотведения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Разработать соответствующие рекомендации органам местного самоуправления края по устранению выявленных недостатков. Разместить результаты мониторинга качества утвержденных и актуализированных схем тепло- и водоснабжения, водоотведения на официальном интернет - портале «Наш Красноярский край» или в специализированной государственной информационной системе; рекомендовать органам местного самоуправления края принять меры по актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения по - возможности без привлечения дополнительно бюджетного финансирования; учесть при распределении в 2018 году бюджету п.Кедровый субвенций краевого бюджета на реализацию отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги не возвращенный Администрацией поселка Кедровый по итогам 2014 года остаток субвенций в сумме 217,5 тыс. рублей;
Администрации города Красноярска предложено: совместно с крупнейшими ресурсоснабжающими организациями краевого центра при актуализации Схемы теплоснабжения г.Красноярска на 2018 год объем инвестиций на развитие коммунальной инфраструктуры учесть по утвержденным инвестиционным программам;
Администрации ЗАТО г.Железногорск предложено: составить план мероприятий по устранению недостатков и нарушений, изложенных в заключении и направить его в Счетную палату Красноярского края; принять меры по соблюдению Федеральных законов «О теплоснабжении», «О водоснабжении…» в части передачи объектов коммунальной инфраструктуры в концессию не допуская срыва снабжения населения тепловой энергией, водой питьевого качества и услугами водоотведения; рассмотреть вопрос о финансовом оздоровлении МП ЗАТО Железногорск «Гортеплоэнерго»; принять меры дисциплинарного взыскания к виновным в нарушениях, связанных с поставками угля и мазута для нужд теплоснабжения ЗАТО Железногорск, а также с отсутствием надлежащего контроля со стороны ответственных за эффективное использование муниципального имущества;
Администрации п.Кедровый предложено: составить план мероприятий по устранению недостатков и нарушений, изложенных в заключении и направить его в Счетную палату Красноярского края; принять меры дисциплинарного взыскания к виновным в нарушениях использования бюджетных средств, а также с отсутствием надлежащего контроля со стороны ответственных за эффективное использование муниципального имущества.
6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Отчет рассмотрен на заседании комитета Законодательного Собрания Красноярского края.