1. Исходные данные о экспертно-аналитическом мероприятии.
1.1. Наименование мероприятия: «Анализ расходов общеобразовательных муниципальных организаций по формированию фонда оплаты труда с учетом стимулирующих выплат и имеющихся нагрузок» (совместно с муниципальными контрольно-счетными органами)
1.2. Основание для проведения мероприятия: пункт 1.4.5 годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год, пункт 1.4.2 годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год.
1.3. Объекты проверки: министерство образования Красноярского края, органы исполнительной власти городских округов г. Дивногорск, г. Минусинск, г. Назарово, г. Шарыпово, Абанского, Большемуртинского, Ермаковского, Идринского, Казачинского, Канского, Кежемского, Козульского, Манского, Минусинского, Назаровского, Сухобузимского, Тасеевского, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципальных районов.
1.4. Период проведения мероприятия: январь 2016 года – февраля 2017 года.
1.5. Исследуемый период: 2015 год.
1.6. Участники мероприятия контрольно-счетные органы (КСО) муниципальных образований края: г. Дивногорск, г. Минусинск; г. Назарово; г. Шарыпово; Абанского, Большемуртинского, Ермаковского, Идринского Казачинского, Кежемского, Козульского, Манского, Минусинского, Назаровского, Сухобузимского, Тасеевского районов, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия
1. Обеспечение средней заработной платы педагогических работников школ на уровне средней заработной платы в регионе предусмотрено распоряжением Губернатора Красноярского края от 28.02.2013 № 60-рг «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Красноярском крае».
Соотношение уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций в целом по краю в 2015 году (36 718,8 рубля) к уровню средней заработной платы в регионе (32 481,5 рубля) составило 113,05 %, в 2016 году 107,83 % (36 939,58 рубля и 34 256,6 рубля соответственно).
2. При анализе нормативной правовой базы были установлены следующие недостатки.
На региональном уровне порядок формирования фонда оплаты труда, в том числе определение его структуры в разрезе категорий работников и элементов оплаты труда не был регламентирован, методические и разъяснительные материалы по данному вопросу в муниципальные образования края не направлялись.
Муниципальные нормативные правовые акты характеризуются множественностью, неполнотой нормативно-правового регулирования, наличием норм, противоречащих федеральному и краевому законодательству, в результате чего затрудняется целостное восприятие системы оплаты труда и становится невозможным применение системы оплаты труда для отдельных категорий работников.
Локальные нормативные акты общеобразовательных организаций, как правило, дублируют положения муниципальных актов вместе с их недостатками и противоречиями, а предусмотренные в них новации не всегда соответствуют действующему законодательству.
3. Система управления процессом формирования фонда оплаты труда работников общеобразовательных организаций нуждается в совершенствовании, поскольку она не устанавливает взаимосвязи между фактической численностью обучающихся, отраженной в статистических отчетах, и объемом выделяемой субвенции. Система не нацелена на соблюдение принципа «подушевого» финансирования общеобразовательных организаций, установленного Федеральным законом об образовании, и выработку единых подходов к формированию штатных расписаний общеобразовательных организаций края.
4. На муниципальном уровне несовершенство системы управления привело к неверному применению утвержденных нормативов обеспечения, несоблюдению предельных значений корректирующих коэффициентов, распределению в течение года субвенции между общеобразовательными организациями без учета установленных нормативов (исходя из потребности и сложившихся фактических расходов), неравномерному перечислению средств общеобразовательным организациям в течение года и несоответствию перечисляемых сумм утвержденному кассовому плану.
5. Не всеми муниципальными образованиями в 2015 году были выполнены требования министерства образования Красноярского края в части сохранения доли стимулирующих выплат за качество и результаты труда в размере не менее 25% от общего фонда оплаты труда.
6. За 2013-2015 годы рост заработной платы педагогических работников составил от 1,5% до 49,6%. При этом на размере заработной платы не всегда отражался уровень нагрузки педагогических работников.
7. Нарушение требований федерального и краевого законодательства об образовании при определении общего объема субвенции в части формирования расходов на реализацию дополнительных общеобразовательных программ привело к неправомерным расходам краевого бюджета в сумме 301 368,0 тыс. рублей.
8. Объем субвенции в 2015 году составил 15 904 722,3 тыс. рублей.
3. Основные нарушения (недостатки), выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия
Проверкой установлены нарушения и недостатки на общую сумму 5 470,2 тыс. рублей, из них за счет средств краевого бюджета – 2 820,9 тыс. рублей, средств местных бюджетов – 2 649,3 тыс. рублей.
В общем числе замечаний установлены нарушения, которые привели как к излишне начисленным бюджетным средствам (5 582,0 тыс. рублей),
так и к недоначисленным бюджетным средствам (111,8 тыс. рублей).
Показатель |
Значение |
Объем проверенных средств, млн. рублей |
17 267 |
Объем выявленных нарушений, млн. рублей |
5,8 |
в том числе: |
|
в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью |
5,5 |
в сфере осуществления государственных (муниципальных) закупок |
|
Выявленные факты неэффективного использования бюджетных средств, млн. рублей |
26,0 |
Выявленные факты незаконного и (или) неправомерного использования бюджетных средств, млн. рублей |
5,8 |
Объем средств, предложенных к восстановлению в бюджет, млн. рублей |
5,1 |
Количество предложений по итогам проведенного мероприятия, ед. |
5 |
4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)
В ходе совместного экспертно-аналитического мероприятия Канским районом возвращены в краевой бюджет неправомерно израсходованные средства в сумме 361,5 тыс. рублей, в Абанском районе из 106,7 тыс. рублей, предложенных к возврату, в местный бюджет возвращено 78,0 тыс. рублей.
Подлежат возврату в краевой бюджет средства, неправомерно израсходованные общеобразовательными организациями г. Дивногорска (7 555,20 рублей), г. Минусинска (233 029,50 рублей), Большемуртинского (32 528,02 рублей), Ермаковского (35 296,50 рублей), Казачинского (1 646 503,04 рублей), Кежемского (7 702,00 рублей), Назаровского (274 600,00 рублей), Тасеевского (104 940,05 рублей) районов и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (105 750,00 рублей).
В местный бюджет подлежат возврату средства, неправомерно израсходованные общеобразовательными организациями г. Дивногорска (19 128,00 рублей), Абанского (28 668,13 рублей), Большемуртинского (50 716,51 рублей), Идринского (940,30 рублей), Казачинского (578 455,12 рублей), Кежемского (1 713 507,20 рублей), Козульского (7 595,80 рублей), Манского (56 842,00 рублей), Минусинского (218 364,28 рублей) и Назаровского (8 899,27 рублей) районов.
5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
По итогам проведенного анализа Счетной палатой Красноярского края сформулированы следующие предложения.
Правительству Красноярского края:
разработать и внести на рассмотрение законопроект о внесении изменений в Закон края об образовании в части утверждения порядка расчета ряда показателей, используемых при определении общего объема субвенции муниципальным образованиям края, или о предоставлении такого права Правительству Красноярского края;
разработать и утвердить порядок пересмотра объема субвенции муниципальным образованиям края при подготовке предложений о внесении изменений в краевой бюджет на очередной финансовый год и плановый период, учитывающего фактические данные о численности обучающихся, уровень средней заработной платы в муниципальном образовании и педагогической нагрузки.
Министерству образования Красноярского края:
разработать методические рекомендации для муниципальных образований края и общеобразовательных организаций по вопросам установления систем оплаты труда, формирования фонда оплаты труда (с приложением образцов документов);
обеспечить возврат неправомерно израсходованных средств краевого бюджета общеобразовательными организациями г. Дивногорска, г. Минусинска, Большемуртинского, Ермаковского, Казачинского, Кежемского, Назаровского, Тасеевского районов и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Органам местного самоуправления Красноярского края:
внести изменения в муниципальные правовые акты, устанавливающие системы оплаты труда, в целях приведения их в соответствие с действующим федеральным и краевым законодательством;
организовать работу по актуализации локальных нормативных актов общеобразовательных организаций и приведению их в соответствие с федеральным и краевым законодательством, муниципальными правовыми актами;
рассмотреть возможность отказа от применения корректирующих коэффициентов при распределении субвенции между общеобразовательными организациями в целях соблюдения принципа «подушевого» финансирования общеобразовательных организаций, предусмотренного федеральным законодательством;
усилить контроль за установлением элементов оплаты труда (окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, повышающих коэффициентов, компенсационных и персональных выплат, выплат стимулирующего характера) работникам общеобразовательных организаций;
обеспечить возврат неправомерно израсходованных средств местного бюджета общеобразовательными организациями г. Дивногорска, Абанского, Большемуртинского, Идринского, Казачинского, Кежемского, Козульского, Манского, Минусинского и Назаровского районов.