vk

 

Анализ реализации полномочий органов местного самоуправления Красноярского края по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения

1 Исходные данные об экспертно-аналитическом мероприятии.

1.1. Наименование экспертно-аналитического мероприятия: «Анализ реализации полномочий органов местного самоуправления Красноярского края по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения».

1.2. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 1.4.1 годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год, предложение Прокуратуры Красноярского края (письмо от 23.10.2014 № 7/4-02-2014).

1.3. Объекты экспертно-аналитического мероприятия: муниципальные образования Красноярского края: 10 городских округов – города Красноярск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово, Норильск, Шарыпово, Енисейск, Канск, ЗАТО г. Зеленогорск, ЗАТО г. Железногорск и 18 муниципальных районов – Березовский, Богучанский, Большеулуйский, Идринский,  Казачинский, Канский, Каратузский, Кежемский, Курагинский, Минусинский, Нижнеингашский, Новоселовский, Партизанский, Северо-Енисейский, Тасеевский, Туруханский, Уярский, Эвенкийский.

1.4. Период проведения экспертно-аналитического мероприятия: октябрь 2015 года – декабрь 2016 года.

1.5. Проверяемый период: 2014 – 2015 годы.  

2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия.

Ритуально-похоронное дело как одна из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг затрагивает интересы всего населения и включает в себя деятельность по оказанию ритуальных, юридических, производственных, обрядовых и иных сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения, а  также организацией и проведением похорон.

К основным нормативным правовым актам в ритуально-похоронной сфере относятся: Федеральный закон № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»,
Указ Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших».

В соответствии с действующим законодательством решение вопросов по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений края.

В связи с принятием Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» вступление в действие Федерального закона № 136-ФЗ не повлияло на распределение полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и по­селений в Красноярском крае.

Ежегодно в Красноярском крае умирает более 36 тыс. человек, или 1,3% общей численности населения. Из общего числа 11 тыс. человек – это жители г. Красноярска.

В 2015 году 33,4 тыс. человек воспользовались законными правами по погребению (получили социальные пособия, либо на безвозмездной основе воспользовались  гарантированным перечнем услуг), в 2014 году – 33,0 тыс. человек.

При этом в 2015 году при погребении около 3 тыс. человек не поступало обращений на получение социальных пособий, либо по оказанию услуг на безвозмездной основе в соответствии с гарантированным перечнем (в 2014 году – 3,6 тыс. человек).

В Красноярском крае в 2015 году общий объем бюджетных средств, направленных на обеспечение прав граждан при осуществлении погребения составил 218,3 млн рублей. Наибольшую долю (92%) занимают выплаты социальных пособий. На возмещение стоимости услуг специализированным службам приходится не более 8%.

Такое распределение финансовых потоков обусловлено отсутствием в большинстве муниципальных образований края специализированных служб (они созданы только в 44 из 565 муниципальных образований края),  а также слабой информированностью населения городских округов и особенно городских и  сельских поселений о своих правах  и льготах, предоставляемых государством гражданам при оказании ритуальных услуг.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия

В ходе проверки установлены многочисленные нарушения нормативного правового регулирования процесса организации похоронного дела, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на уровне муниципальных образований края, что  свидетельствует об отсутствии контроля со стороны контрольно-надзорных органов.

Выявлены многочисленные нарушения законодательно установленной системы управления процессом организации ритуальных услуг.  

Полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения фактически не исполняются.

Не обеспечиваются права граждан по оказанию ритуальных услуг специализированными службами на безвозмездной основе.

 Услуги по погребению на безвозмездной основе  специализированными службами оказываются только определенным категориям граждан: пенсионерам, неработаюшим гражданам,  что является  нарушением Федерального закона о погребении, поскольку право на бесплатное погребение, в соответствии с действующим законодательством имеет любой умерший.

В 2011-2014 годах положения Закона края № 4-1275 «О выплате социального пособия на погребение и возмещении стоимости услуг по погребению» не соответствовали Федеральному закону о погребении в части индексации социального пособия на погребение неработающих граждан (не являющихся пенсионерами).

Это привело к установлению различных предельных размеров социального пособия на погребение по категориям умерших.

Общая сумма финансовых нарушений, выявленных в ходе экспертно-аналитического мероприятия, составила 134,4 млн рублей, из них расходы сверх предусмотренных полномочий – 11,1 млн рублей, неправомерные расходы – 123,3 млн рублей.

 Контрольно-счетными органами муниципальных образований Красноярского края установлены неоднократные случаи нарушения законодательства о контрактной системе, в результате которых неэффективными признаны расходы в сумме 20 млн рублей, незаконными – 0,7 млн рублей.

В нарушение земельного и кадастрового законодательства в подавляющем большинстве муниципальных образований края отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки для размещения кладбищ, не определены границы земельных участков под кладбища, кладбища на балансе администраций муниципальных образований не состоят, в реестре муниципальной собственности  не числятся.

Проверкой выявлены грубые нарушения при регистрации захоронений (в книгах регистрации записи осуществляются с нарушением хронологии по дате, применяются корректирующие средства для исправления фамилии, имени, отчества умершего, в отдельных случаях не содержится информация о номерах земельных участков и могил для семейных захоронений).

4. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

Правительству Красноярского края:

- рассмотреть вопрос о создании попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела в целях осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела;

- рассмотреть вопрос о принятии порядка согласования органами местного самоуправления муниципальных образований края стоимости услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг;

- принять меры по выравниванию предельных размеров социального пособия на погребение по категориям умерших, выплачиваемых за счет средств краевого бюджета и бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в целях устранения нарушений Конституционных прав граждан.

Министерству социальной политики Красноярского края:

- проводить разъяснительную работу о гарантиях прав граждан в сфере похоронного дела;

- обеспечить контроль за осуществлением выплат социального пособия на погребение и возмещением специализированным службам стоимости услуг по погребению умерших граждан в соответствии с действующим законодательством.

Органам местного самоуправления Красноярского края:

- обеспечить реализацию полномочий – создать специализированные службы по вопросам похоронного дела;

- заключить соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче полномочий по организации ритуальных услуг на территории поселения (в случае невозможности реализации на уровне поселения данного полномочия);

- устранить недостатки нормативного правового регулирования вопросов организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

- принять меры по оформлению в муниципальную собственность земельных участков для размещения кладбищ;

- устранить финансовые нарушения при организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

5.Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

 Реализация предложений находится на контроле  Счетной палаты Красноярского края.

Please publish modules in offcanvas position.