vk

 

2010 год

Вашему вниманию представляется отчёт о деятельности Счетной палаты Красноярского края за 2010 год.

В настоящем итоговом документе отражены обобщающие сведения о результатах нашей работы в прошедшем году, дан анализ состояния и развития системы государственного финансового контроля в крае, сделаны выводы и предложения по совершенствованию управления общественными финансами и краевой собственностью.

В нашей деятельности мы всегда опирались на Законодательное Собрание края, старались отслеживать выполнение решений, принятых руководством края, обеспечивая обратную связь, снабжая нашими материалами. Залог успеха в нашей дальнейшей работе мы видим в укреплении сложившегося формата взаимодействия и в его развитии.

Особой задачей мы считаем дальнейшее развитие гласности и открытости в деятельности контрольного органа и намерены добиваться востребованности своих материалов широкими кругами красноярской общественности, населением края.

Как всегда мы открыты для диалога и готовы выслушать Ваши предложения и замечания по качеству предоставляемой нами информации, а также пожелания, которые будет полезно учесть в нашей дальнейшей деятельности.

Председатель Счетной палаты Красноярского края
И. А. Ланчинский

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Задачи и функции Счетной палаты края.

II. Основные итоги работы Счетной палаты края в 2010 году.

II.1. Контроль эффективности расходования средств краевого бюджета в отраслях социальной сферы.

II.2. Контроль за использованием средств краевого бюджета, направляемых на финансирование инвестиционно-строительной и жилищно-коммунальной сфер.

II.3 Контроль расходов краевого бюджета в агропромышленном комплексе края.

II.4. Контроль за доходами и расходами краевого бюджета в сфере природопользования.

II.5. Контроль эффективности расходования средств на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

II.6. Контроль за доходами от управления и распоряжения государственной собственностью и определению эффективности и целесообразности её использования.

II.7. Контроль взаимоотношений краевого бюджета с бюджетами других уровней.

II.8. Контроль за формированием и исполнением доходов краевого бюджета.

III. Внешние проверки главных администраторов бюджетных средств.

IV. Экспертно-аналитическая деятельность.

V. Организация контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой края.

VI. Выводы, предложения и задачи на перспективу.

Отчёт о деятельности Счетной палаты Красноярского края в соответствии со статьей 23 Уставного закона Красноярского края от 31.03.2011 №12-5718 «О Счетной палате Красноярского края» ежегодно представляется Законодательному Собранию края.

I. Задачи и функции Счетной палаты края

Задачи и функции Счетной палаты Красноярского края (далее по тексту – Счетная палата края) в 2010 году вытекали из ее компетенции, установленной Уставом Красноярского края, Законом Красноярского края от 21.12.1995 №8-193 «О Счетной палате Красноярского края», Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В 2010 году деятельность Счетной палаты края осуществлялась в соответствии с утвержденным планом работы, сформированным с учётом предложений комитетов Законодательного Собрания Красноярского края.

Отдельное место традиционно занимали контрольные мероприятия в рамках исполнения ст.264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части исполнения обязательств по организации и проведению внешних проверок годовой отчётности главных администраторов бюджетных средств.

Организация работы Счетной палаты края так же, как и в предыдущие годы строилась на укреплении и развитии основополагающих принципов, являющихся базовыми для эффективного функционирования контрольного органа в сфере государственных финансов: законности, объективности, независимости, гласности и последовательной реализации всех форм финансового контроля.

Особое внимание целенаправленно уделялось раскрытию вопросов оценки доходного потенциала края, эффективности бюджетных вложений, достижению целей, поставленных руководством края в проводимой социально-экономической политике, реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательства Красноярского края.

Важным направлением в деятельности Счетной палаты края, через которую реализуется функция предварительного контроля, продолжала оставаться экспертно-аналитическая деятельность, в процессе которой проводилась экспертиза проектов краевых законов и иных нормативных актов.

Постоянное развитие получает публичная деятельность Счетной палаты края, как участника основных мероприятий, связанных с обсуждением и принятием краевого бюджета и утверждением отчетов о его исполнении.

II. Основные итоги работы Счетной палаты края в 2010 году

В 2010 году Счетная палата края провела 263 контрольно-аналитических мероприятия, в том числе 201 в порядке предварительного контроля и 60 в рамках текущего и последующего контроля. Кроме того, были подготовлены 2 аналитические записки.

В отчётном периоде проведено 16 заседаний коллегии Счетной палаты края, на которых было рассмотрено 74 вопроса. Основной темой большинства обсуждаемых вопросов являлось рассмотрение результатов проведенных проверок.

В процессе осуществления текущего и последующего контроля проверками было охвачено 179 объектов, относящихся к различным видам экономической деятельности. Среди них 46 органов государственной власти края, 15 краевых государственных учреждений, 11 администраций городов и районов края, 49 администраций поселений, 25 иных органов власти муниципальных образований края, 16 муниципальных учреждений, 15 предприятий различных форм собственности, Красноярский фонд обязательного медицинского страхования и другие.

Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере в размере 17 341,4 млн.руб., в том числе установлено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 49,7?млн.?руб., нецелевое использование имущества – 9,6?млн.?руб., неэффективное использование средств краевого бюджета -14 502,6 млн. руб., неэффективное использование имущества – 3,6?млн.?руб., неправомерное использование средств краевого бюджета – 199,6?млн.?руб. Прочие нарушения в использовании средств краевого бюджета составили 2?422,5?млн.?руб.

В ходе проверок установлены нарушения в использовании средств местных бюджетов в размере 153,8 млн.руб.
По результатам контрольных мероприятий направлено 51 предписание по восстановлению средств в краевой и местные бюджеты. По состоянию на 10.04.2011 года остались неисполненными 6 предписаний.

Одно из предписаний оспаривается министерством строительства и архитектуры края в Арбитражном суде вместо устранения выявленных нарушений, предложенных Счетной палатой края в форме восстановления средств в краевой бюджет в добровольном порядке.

Согласно своим полномочиям Счетная палата края по результатам 6 контрольных мероприятий направила материалы в Прокуратуру Красноярского края.

II.1. Контроль эффективности расходования средств краевого бюджета в отраслях социальной сферы

Реализация контрольных функций за эффективностью расходования средств краевого бюджета в отраслях социальной сферы является важным направлением в деятельности Счетной палаты края, поскольку социальная составляющая бюджета на уровне субъектов Российской Федерации, включающая в себя и расходы, передаваемые бюджетам муниципальных образований, является доминирующей. И здесь государственный бюджет выполняет одну из основных своих миссий, касающуюся обеспечения гарантированного законодательством доступа к услугам в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры.

В 2010 году аудиторским направлением Счетной палаты края по контролю за расходами краевого бюджета на социальную сферу и науку особое внимание уделялось повышению качества управления государственными финансами в отраслях социальной сферы, как в рамках проводимых контрольных мероприятий, так и путём осуществления мониторинга за ходом исполнения долгосрочных целевых и ведомственных программ, реализуемых за счёт средств краевого бюджета, проведения экспертно-аналитических работ. Также направлением проводилась проверка формирования и исполнения бюджета Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования.

Проведённой проверкой эффективности использования средств краевого бюджета, выделенных краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» в 2009 году, установлены нарушения в использовании бюджетных средств на общую сумму 3,7 млн. руб., которые в полном объёме восстановлены в краевой бюджет.

В целях совершенствования бюджетного процесса при организации работы направления были предприняты определенные шаги на смещение акцентов на контроль за результатами использования финансовых средств, с точки зрения достижения объявленных целей.
Так, целью перехода на одноканальное финансирование медицинских организаций ставилась задача повышения качества услуг в сфере здравоохранения. В соответствии с нормативными документами достижение поставленной цели должно решаться посредством оплаты медицинских услуг по полному тарифу, по единому стандарту, обеспеченному ресурсами.

Как показала проверка краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой кожно-венерологический диспансер №1», предельный бюджет на 2010 год обеспечивал потребность учреждения лишь на 66%.
Финансирование данного учреждения по полному тарифу с учётом постоянных расходов, не зависящих от количества больных, привело к тому, что в связи с невыполнением объёмов медицинской помощи в I?квартале 2010 года заработанные средства не обеспечили плановые расходы по коммунальным платежам. Расходы превысили объём заработанных средств на 448,0 тыс. руб., в том числе по коммунальным платежам на 375,6 тыс. руб.

Единственным положительным фактором для учреждения явилось получение от КФОМС в апреле 2010 года дополнительных средств на приобретение расходных материалов для обеспечения профилактических мероприятий (832,2 тыс. руб.).

В настоящее время обязательным для формирования и исполнения документом, формат которого, помимо прочего, предполагает установление показателей качества услуг и контроль за его выполнением, является государственное задание. Регулярная оценка уровня их исполнения создает действенный рычаг для повышения качества оказания медицинской помощи населению.

Нормативными правовыми актами края не установлены критерии для определения качественных показателей, как и показатели экономичности и эффективности использования ресурсов при выполнении госзадания, а также внедрения одноканального финансирования, что является сдерживающим фактором для проведения качественного анализа и системной оценки достаточности и эффективности использования финансовых ресурсов для решения поставленных руководством края целей.

II.2. Контроль за использованием средств краевого бюджета, направляемых на финансирование инвестиционно-строительной и жилищно-коммунальной сфер

В 2010 году аудиторским направлением по контролю за использованием средств краевого бюджета, направляемых на финансирование инвестиционно-строительной и жилищно-коммунальных сфер, наибольшее внимание при проведении контрольных мероприятий уделялось использованию средств краевого бюджета, выделяемых на капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов.

Значимые результаты показала проверка использования средств краевого бюджета, направленных в 2007-2009 годах краевыми адресными инвестиционными программами и перечнем строек и объектов на объекты капитального строительства по разделу «Культура». В проверяемый период на строительство (реконструкцию) и реставрацию 13 объектов культуры КАИП и Перечня строек за счёт бюджетов всех уровней было профинансировано 2 308,8 млн. руб., из которых 2 028,4 млн. руб. (87,8%) на 1 объект - реконструкцию Красноярской краевой филармонии, на другие 12 объектов профинансировано 280,4 млн. руб. Главными распорядителями средств – агентством строительства и жилищно-коммунального хозяйства края и министерством строительства и архитектуры края – не обеспечена результативность государственных капитальных вложений: по состоянию на 27.09.2010 введено в эксплуатацию 3 объекта из 8 планируемых к вводу в 2007 – 2009 годах. За прошедшее десятилетие (с 2000 по 2009 год включительно) при плане 20 введены в эксплуатацию 9 объектов, что составляет 45%.

Одной из причин низкой результативности использования бюджетных средств, направляемых на реконструкцию (строительство) и реставрацию объектов КАИП и Перечня строек, является несоблюдение основных требований нормативных правовых актов в отношении государственных капитальных вложений, бюджетных инвестиций, как в части процедуры принятия решения об оказании господдержки реализации проектов, так и в части проверки проектов на предмет эффективности использования бюджетных средств и достоверности сметной стоимости, которые должны осуществляться на этапе прогнозирования и планирования бюджетных расходов.

В ходе реализации инвестиционных проектов отраслевым органом в сфере культуры и государственным заказчиком строительства вносились существенные изменения в технические задания на проектирование, приводящие к росту сметной стоимости и, следовательно, объёмов бюджетных ассигнований.

Несоблюдение требований законодательства в части порядка осуществления бюджетных инвестиций выразилось в неправомерном использовании средств краевого бюджета в сумме 134 519,0 тыс. руб. Несоблюдение принципов эффективности и результативности БК РФ выразилось в неэффективном использовании средств в сумме 1 092 183,7 тыс. руб. Несоблюдение требований бюджетного учёта при использовании средств на строительство электроподстанции на территории музейного комплекса Минусинского регионального краеведческого музея, а также использование средств на оплату работ, предшествующих строительству по 8 объектам, строительство которых не начато ни в 2009, ни в 2010 годах выразилось в неправомерном (незаконном) и нецелевом использовании бюджетных средств в общей сумме 59847,7 тыс. руб.

При этом на уровне края не приняты меры по устранению пробелов в правовом регулировании вопросов планирования и реализации капитальных вложений, бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, осуществляемых из краевого бюджета.

Непрозрачна процедура формирования Перечня строек и объектов, механизм определения объёмов инвестирования и осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства.

II.3 Контроль расходов краевого бюджета в агропромышленном комплексе края

В 2010 году направлением деятельности Счетной палаты края по контролю за расходами краевого бюджета в агропромышленном комплексе края проведены контрольные мероприятия эффективности мер, принятых органами исполнительной власти края, направленных на решение вопросов развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции.

Проверка эффективности использования средств краевого бюджета за 2008 год и I полугодие 2009 года на реализацию краевой целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Красноярском крае» на 2007-2009 годы программа о кооперации) касалась вопросов нормативно-правового регулирования, выполнения возложенных полномочий, а также результативности бюджетных расходов. Программа о кооперации разрабатывалась департаментом сельскохозяйственной и продовольственной политики администрации края в целях создания экономических и социальных условий для развития кооперации в крае, повышения уровня занятости сельского населения и облегчения доступа к рынкам сбыта.

Фактически значительные суммы государственной поддержки получали кооперативы, выполняющие основную часть работ и услуг для юридических лиц – членов кооперативов, что не соответствовало целям развития кооперации для малых форм хозяйствования с привлечением населения.

При низком освоении средств в 2007 году (6,6% от годовых ассигнований) вместо устранения причин, препятствующих реализации программы, был уменьшен плановый объём средств краевого бюджета на 2008-2009 годы. Сокращение на 41,3% объёмов финансирования в целом по программе сопровождалось ростом доли субсидий на приобретение техники в 1,7 раза и сокращением в 2,6 раза объёма социальных выплат гражданам на жилье, что привело к изменению социальной направленности. В итоге более половины средств направлено на компенсацию затрат на приобретение техники при отсутствии данного направления поддержки в целях и задачах программы.

Механизм реализации программы не включал в себя организацию системы контроля за соблюдением ряда правовых и экономических основ деятельности потребительских сельскохозяйственных кооперативов.

При выделении социальных выплат на улучшение жилищных условий одновременно были допущены нарушения по разным основаниям.

По двум проверенным районам из 14732,5 тыс. руб. с нарушениями было выделено 14 020,9 тыс. руб., в том числе из краевого бюджета 8 157,6 тыс. руб.

При проверке установлено, что при наличии 14 подзаконных нормативных актов к программе о кооперации, не акцентировано внимание поселений на главных критериях для отнесения граждан к нуждающимся в улучшении жилищных условий. В результате граждане признавались нуждающимися на основании параметров обеспеченности жильём менее учётной нормы, несмотря на то, что данное основание применимо только при наличии жилья в собственности или в социальном найме.

Из одиннадцати граждан Березовского района, получивших в органах местного самоуправления поселений документ о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, под указанное основание подходил только один участник программы. Не было подтверждено право на получение 10 415,6 тыс. руб. социальных выплат для остальных 10 получателей.

Условия программы не предусматривали проверку наличия иных жилых помещений, принадлежащих членам семьи на праве собственности или социального найма за пределами района, в том числе по предыдущему месту жительства или регистрации.

Вследствие чего, в Березовском районе по 8 из 11 получателей социальные выплаты на жилье в размере 8 833,3 тыс. руб. выделены при наличии признаков намеренного ухудшения жилищных условий на основании получения постоянной регистрации по месту жительства родственников или иных граждан в сельских населенных пунктах.

Проверка эффективности государственной поддержки модернизации животноводческих объектов края за 2006-2009 годы включала период, начиная с реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» (далее по тексту ПНП).

В ходе контрольного мероприятия проведен анализ результатов инвестиционной деятельности в сельскохозяйственных организациях края, а также дана оценка роли Минсельхоза края в создании условий для привлечения инвестиций на модернизацию отрасли.

На федеральном уровне для ускоренного развития животноводства на 2008-2012 годы предусматривалось создание принципиально новой технологической базы с использованием современного оборудования при модернизации животноводческих объектов.

Поддержание федеральных инициатив предусматривало софинансирование из краевого бюджета.
За 2006-2009 годы государственная поддержка инвестиционных вложений в объекты животноводства оказана субъектам АПК края в размере 585 356,7 тыс. руб., основная доля средств (78,4%) приходилась на возмещение затрат на уплату процентных платежей по кредитам. На субсидирование затрат на приобретение техники и оборудования направлено 21,6%.

Основные выводы по результатам контрольного мероприятия заключались в том, что реализация заявленных на краевом уровне совокупных мер, включая меры управленческого, правового, организационного характера, не прорабатывалась и не применялась. Не решается проблема с регистрацией прав собственности на объекты животноводства.

Инвестиционные преобразования в большей степени были обеспечены сельскохозяйственными организациями, поддерживающими необходимый уровень производства и рентабельности выпускаемой продукции. Для остальной части сельскохозяйственных производителей расходы на модернизацию животноводства по-прежнему остаются неподъёмными.

Неэффективность предлагаемых мер сказалась на снижении объёмов полученных кредитов на инвестиционные цели в 2009 году.

Анализ выполнения показателей инвестиционных проектов, а также динамика отчётных данных в сравнении с 2006 годом показала опережающий рост затрат к полученной выручке по животноводству у значительной части хозяйств.

В крае по-прежнему отсутствует стратегия, определяющая долгосрочные перспективы инвестирования в сельскохозяйственную отрасль, включающая проработку и оценку рисков, обследование состояния имущественного комплекса, закрепление персональной ответственности краевых и муниципальных органов власти за сопровождение инвестиционных проектов.

II.4. Контроль за доходами и расходами краевого бюджета в сфере природопользования

Использование природного ресурсного потенциала играет ключевую роль в социально-экономическом развитии края. А специфика действующих производств на территории региона заставляет уделять пристальное внимание вопросам состояния окружающей среды.

Решением поставленных задач по контролю в сфере природопользования в рамках Счетной палаты края осуществлялось направлением по контролю за доходами и расходами краевого бюджета в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Тематике социально-экологической направленности, являющейся проблемной с точки зрения обеспечения радиационной безопасности населения Красноярского края, посвящено контрольное мероприятие по проверке эффективности использования средств краевого бюджета, предоставленных по краевой целевой программе «Реализация социально-экологических мероприятий в зоне наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат» на период 2007-2009 годы».

Результатом контрольного мероприятия явилось выявление наличия ряда крупных нерешенных проблем, нарушений и недостатков в достижении целей программы и использовании средств краевого бюджета.

В целом, по итогам реализации программных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности питьевого водоснабжения, с нарушениями было использовано 55 805,1 тыс. руб., или 87,9% от средств, направленных на решение задач проектирования, строительства и реконструкции безопасных систем питьевого водоснабжения, расположенных в зоне наблюдения ФГУП «ГХК». Так проектно-сметная документация разработана для 14 источников питьевого водоснабжения из 36 предусмотренных Программой, при этом ни на один проект не было получено заключение государственной экспертизы; частично (менее 21% сметной стоимости) выполнено строительство 3 объектов питьевого водоснабжения из 3 запланированных; частично (32,7%) осуществлена реконструкция 1 объекта питьевого водоснабжения (городские водозаборные сооружения, сооружения по обеззараживанию воды в ЗАТО город Железногорск) из 2 запланированных Программой.

В ходе встречных проверок муниципальных образований края, которым были предоставлены субсидии на выполнение мероприятий в рамках Программы, установлены факты нарушений требований законодательства в части самовольного осуществления строительства объектов. Строительно-монтажные работы производились одновременно с разработкой ПСД, без наличия положительного заключения государственной экспертизы, разрешений на строительство. Кроме того, к выполнению работ допускались подрядчики, не имеющие лицензий на право их проведения, что в целом привело к неправомерному расходованию средств краевого бюджета в сумме 39 084,4 тыс. руб. (61,5% от средств, направленных на строительство безопасных систем питьевого водоснабжения).

Установлены факты приобретения некачественного медицинского оборудования, приобретенного министерством здравоохранения края в рамках реализуемой Программы и переданного в муниципальную собственность.

Отмечено, что главными распорядителями средств не осуществлялся контроль за эффективным и целевым использованием средств краевого бюджета путем проведения выездных проверок на объекты.

Проверка целевого и эффективного использования средств краевого бюджета, предоставленных в 2008-2009 годах на осуществление деятельности краевых государственных бюджетных учреждений «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края» и «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» ставила своей целью раскрытие вопросов качества исполнения закрепленных функций в деятельности учреждений.

Как показала проверка, несмотря на отдельные положительные результаты в деятельности учреждений по организации и охране особо охраняемых природных территорий, проведению экспертизы проектно-сметной документации на проведение работ, связанных с недропользованием и охраной окружающей среды объектов, финансируемых за счёт средств краевого бюджета, был отмечен ряд существенных недостатков в управлении подведомственными учреждениями органами исполнительной власти края в сфере экологии и природопользования.

Основными факторами, оказывающими влияние на снижение результативности деятельности КГБУ «Дирекция по особо охраняемым территориям Красноярского края», являются: несовершенство нормативно-правовой базы управления системой ООПТ регионального значения, непринятие решений о наделении должностных лиц, осуществляющих охрану особых природных территорий и памятников природы необходимыми полномочиями, правами на ношение и использование огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей, привлечения к ответственности за нарушение режима и правил использования природных ресурсов на ООПТ регионального значения; отсутствие критериев экономической эффективности деятельности учреждения. Отсутствует оценка объёмов необходимого финансирования для эффективного осуществления основной деятельности в части численности государственных инспекторов, а также материально-технической оснащенности подразделений учреждения. Негативное влияние на деятельность учреждения оказала неоднократная передача функций управления учреждением между органами исполнительной власти края внутри ведомства в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Проверкой КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» установлен ряд крупных нарушений и недостатков, в том числе свидетельствующих о наличии коррупционной составляющей при проведении экспертизы.

Проведение экономической экспертизы осуществлялось учреждением без соответствующих нормативных правовых актов.
Стоимость проведения экспертизы устанавливалась и утверждалась руководителем учреждения, а не Учредителем по согласованию со службой финансово-экономического контроля края, как предусмотрено Уставом. Цены на проведение экспертизы не покрывали расходы на ее проведение. Осуществление экспертизы объектов, финансируемых за счёт средств краевого бюджета на безвозмездных началах, являлось формальным, поскольку средства краевого бюджета, предусмотренные на мероприятия по охране окружающей среды и природных ресурсов на соответствующий финансовый год, изменению не подлежат.

Установлены многочисленные нарушения при проведении экспертиз. В 2008 году экспертизы проводились без заключения договоров. Стоимость отдельных выполняемых работ не соответствует утвержденному прейскуранту. Имело место недопоступление доходов в краевой бюджет. Установлены иные факты нарушения бюджетного, гражданского законодательства.

Одним из выводов по результатам проведенного контрольного мероприятия также является то, что на сложившееся положение дел в управлении подведомственными учреждениями повлияло отсутствие надлежащего контроля со стороны главных распорядителей средств краевого бюджета – органов исполнительной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды в лице агентства природопользования администрации края, а с 2009 года – министерства природных ресурсов и лесного комплекса края, что было признано руководством министерства на заседании комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания края.

Общий объём нарушений и недостатков в использовании средств краевого бюджета по обоим учреждениям составил 4 890,8 тыс. руб.

II.5.Контроль эффективности расходования средств на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

В сфере контроля за расходами на национальную безопасность и правоохранительную деятельность направлением Счетной палаты края по контролю за расходами краевого бюджета на государственное управление и правоохранительные органы проведена проверка целевого и эффективного использования средств краевого бюджета, выделенных на обеспечение деятельности краевого государственного бюджетного учреждения «Противопожарная охрана Красноярского края» (далее по тексту – КГБУ «Противопожарная охрана») в 2009 году и текущем периоде 2010 года.

КГБУ «Противопожарная охрана» создано в 2006 году в рамках реализации полномочий Правительства края в сфере пожарной безопасности и в порядке реализации одного из направлений, обозначенных в Резолюции по итогам публичных слушаний, посвященным вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории края, и ориентировано на прикрытие сельских населенных пунктов.

Анализ эффективности расходов на обеспечение деятельности учреждения, исходя из целей его создания, показал, что на долю выездов на пожары подразделений КГБУ «Противопожарная охрана» в общем числе пожаров, произошедших в сельской местности в 2009 году, приходится примерно пятая часть от их числа. Причем среднее время прибытия составляет 7,15 минуты и почти в 3 раза меньше, чем по краю в целом (20,35 минуты), что с учётом спасенных на пожарах – 110 человек и имущества на 136 млн. руб. характеризует результативность расходов на осуществление деятельности учреждения. Необходимость развития учреждения продиктована увеличением числа пожаров в сельской местности при их снижении в целом по краю и высокой долей не охваченных прикрытием подразделениями пожарной охраны сельских населенных пунктов края (61,5% от общего числа).

Необходимо отметить, что учреждением не обеспечено выполнение в 2009 году целевого показателя ведомственной программы по снижению числа погибших в зоне прикрытия учреждения на 5,7% и показателя результативности по снижению числа травмированных при пожарах на 12,5%, вместо этого отмечен рост на 10,9% и на 0,3% соответственно от среднего показателя за 2006-2008 годы. Также не выполнены показатели результативности по охвату населения обучением по вопросам противопожарной безопасности в зоне прикрытия пожарными постами (62,3 тыс. человек при плане 81 тыс. человек) и по обеспеченности подразделений учреждения автотранспортом, пожарно-техническим вооружением, средствами связи (56,6% от утвержденных норм, что на 4,8% ниже планового значения ведомственной программы). Для доведения до установленных нормативов пожарно-технического вооружения и автотранспорта необходимо около 140 млн. руб.

В целом по результатам контрольного мероприятия с нарушениями и недостатками учреждением использовано свыше 10 млн. руб., из них возмещено в краевой бюджет неправомерно использованных средств в сумме 9 629 тыс. руб.

II.6.Контроль за доходами от управления и распоряжения государственной собственностью и определению эффективности и целесообразности её использования

Результаты контрольной деятельности Счетной палаты края в сфере эффективности управления государственной собственностью в 2010 году свидетельствуют о продолжающемся снижении роли краевого имущества как источника доходов бюджета.

Так, доля «имущественных» доходов принятого бюджета в их общем объёме составляет всего 0,6%, что свидетельствует о негативном сложившемся тренде к её сокращению, имевшем место на протяжении ряда лет (с 4,4% в 2003 году).

Фактически краевое имущество перестало оказывать влияние на доходы бюджета, а имеющиеся резервы мобилизации поступлений и повышения качества управления государственным имуществом, в том числе в виде: повышения эффективности администрирования имущественных доходов, совершенствования управления хозяйствующими субъектами с участием края на основе эффективной инвестиционной, финансово-кредитной, а также дивидендной политики; решения проблемы полноты учётных данных краевой собственности и надлежащего оформления соответствующих прав, в том числе в рамках разграничения государственной собственности на землю, в целях вовлечения имущества в оборот; продажи долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, принадлежащих краю, в должной мере не используются.

Также не до конца исчерпаны возможности по активизации поступлений от использования земли и аренды помещений, находящихся в краевой собственности, по отношению к которым общими недостатками выступают недостаточное качество их планирования, а также администрирования, приводящее к образованию и увеличению кредиторской задолженности.

Счетной палатой края в 2009-2010 годах при подготовке заключений на проекты законов о краевом бюджете неоднократно высказывались опасения по поводу передачи полномочий по сдаче в аренду имущества, находящегося в краевой собственности и переданного в оперативное управление краевым государственным бюджетным учреждениям, от агентства по управлению государственным имуществом края непосредственно бюджетным учреждениям.

К сожалению, результаты проведенной проверки эффективности управления и законности использования в 2009 году и I полугодии 2010 года объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении государственных учреждений Красноярского края, подтвердили их обоснованность.

В ходе контрольного мероприятия установлен ряд системных недостатков при оперативном управлении краевым государственным имуществом, во многом повторяющих замечания, установленные ранее при проверках эффективности управления и законности использования объектов недвижимости государственного казенного имущества Красноярского края и имущества, находящегося в хозяйственном ведении краевых государственных предприятий, проведённых Счетной палатой края в 2006-2007 годах, что позволяет сделать выводы о неполном соответствии сложившейся в крае системы управления государственным имуществом современным условиям, неудовлетворительном состоянии учета краевого имущества, неспособности органов исполнительной власти края и краевых государственных учреждений оперативно реагировать на изменение внешних факторов, следствием чего выступает необходимость существенного реформирования данной сферы в целях её приведения в соответствие установленным требованиям и повышения эффективности использования государственной собственности.

II.7.Контроль взаимоотношений краевого бюджета с бюджетами других уровней

Важнейшим направлением в деятельности Счетной палаты края остаются проверки бюджетов муниципальных образований края, включенные в план работ исключительно на основании предложений комитета по бюджету и налоговой политике и комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Законодательного Собрания края.

Основную деятельность в сфере контроля в области межбюджетных отношений в рамках Счетной палаты края осуществляет и координирует направление по контролю за исполнением расходных статей краевого бюджета, фонда финансовой поддержки.

В 2010 году проверены бюджеты 6 муниципальных образований края: Кежемский и Назаровский районы (аудитор Москова Н.В.); ЗАТО город Железногорск (совместно аудиторы Москова Н.В. и Алдашова С.Г.); Мотыгинский и Шарыповский районы (начальник инспекции Алешина Т.Н.); Енисейский район (аудитор Князева Н.И.).

Комплекс проверок муниципальных образований в очередной раз подтвердил необходимость уточнения ресурсных параметров и определения целеполагающих перспектив реализации разработанных программ социально-экономического развития территорий края.

Осуществление в последние годы значительных финансовых вложений в развитие и модернизацию объектов образования, здравоохранения и других объектов социальной инфраструктуры позволило повысить уровень материально-технического состояния бюджетной сферы территорий. Однако остается комплекс проблем, требующих значительных финансовых вложений с целью исполнения в полном объёме вопросов местного значения. Наиболее острыми проблемами, относящимися к вопросам местного значения, являются размещение и утилизация твердых бытовых отходов, состояние внутрирайонных автомобильных дорог, износ инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.

Отсутствие правоустанавливающих документов на объекты муниципального имущества, финансовых средств на паспортизацию и регистрацию права муниципальной собственности сдерживают процесс разграничения имущества, осуществляемый в соответствии с нормами Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Контрольные мероприятия, проводимые в муниципальных образованиях, свидетельствуют, что администрации городов и районов края проводят неэффективную политику при исполнении местных бюджетов, допускают нерациональное использование муниципальной собственности и доходов, собираемых на территории муниципального образования. Отмечен целый спектр нарушений законодательства, регулирующего вопросы использования, аренды и приватизации муниципального имущества и земельных ресурсов, недополучение доходов от распоряжения муниципальным имуществом, утрата имущества. Наличие фактов произвольного распоряжения имуществом и ненадлежащего исполнения полномочий по управлению муниципальной собственностью свидетельствует о возможности создания предпосылок для совершения коррупционных действий.

Итоги проводимых проверок и анализ исполнения бюджетов всех муниципальных образований края продолжают демонстрировать тенденцию усиления их зависимости в части налоговых доходов от поступления налога на доходы физических лиц. Роль местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог) незначительна. Опережающий рост объёма безвозмездных поступлений, по сравнению с ростом налоговых и неналоговых доходов, свидетельствует о слабой финансовой самостоятельности и устойчивости местных бюджетов. Реализация стратегических планов социально-экономического развития края невозможна без стимулирования муниципальных образований к наращиванию собственного налогового потенциала.

В условиях фактически складывающегося недостатка бюджетных ресурсов для решения проблем в рамках отпущенных полномочий большое значение приобретают вопросы оптимизации расходов. Вместе с тем проводимые контрольные и аналитические мероприятия показывают несоблюдение муниципальными образованиями ограничений, предусмотренных положениями Бюджетного кодекса РФ и Законом края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае»: допускаются инициативные расходы по финансированию обязательств по вопросам, не отнесённым к вопросам местного значения муниципальных образований; превышаются нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, установленные постановлением Совета администрации края от 29.12.2007 №512-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих».

Также при проверке участия муниципальных образований края в реализации мероприятий ряда краевых целевых программ установлены факты невыполнения условий софинансирования расходов, неиспользования имущества, приобретенного за счёт краевого бюджета. Системный характер имеют неправомерные расходы бюджетных средств в виде оплаты работ, не подтвержденных фактическим выполнением.

Проверки бюджетов муниципальных образований края, проведённые в 2010 году, в очередной раз подтвердили типичность допускаемых нарушений и недостатков при формировании и исполнении, как районных бюджетов, так и бюджетов поселений, в таких вопросах как организация бюджетного процесса, соблюдение положений Бюджетного кодекса РФ, законов края, муниципальных правовых актов. Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости усиления ответственности органов местного самоуправления за качество управления финансами. К сожалению, рекомендации Счетной палаты края по устранению нарушений на конкретно охваченной контрольным мероприятием территории не анализируются органами местного самоуправления других муниципальных образований края в условиях информационной доступности всех результатов проверок.

II.8. Контроль за формированием и исполнением доходов краевого бюджета

Сфера деятельности направления по контролю за формированием и исполнением доходов краевого бюджета, налогового законодательства и налоговой политики, прежде всего, была связана с оценкой действий и мероприятий, направленных на пополнение доходной базы бюджетной системы края за счёт доходов формируемых на его территории. Направлением в течение года проведена большая работа по анализу доходной базы бюджетной системы края с определением перспектив её состояния в прогнозируемом периоде.

Проводимый анализ включал проверку обоснованности расчётов макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития края, расчётов доходных источников краевого бюджета, рассмотрение территориальных аспектов распределения бюджетных доходов.

При работе над проектами законов края «О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов» и о внесении изменений в Закон края проводился анализ исполнения доходной части бюджета за предыдущие периоды, прогнозировались поступления налоговых доходов краевого бюджета с учётом реализации прогноза социально-экономического развития Красноярского края за отчётный и на планируемый периоды, в том числе по отраслевому признаку под влиянием мирового кризиса и изменения конъюнктуры цен на основные экспортируемые с территории края товары, внесения изменений в законодательство по налогам и сборам как на федеральном, так и на краевом уровне. Осуществлялся мониторинг налогового потенциала муниципальных районов и городских округов и их вклада в формирование доходов краевого бюджета.

Текущий контроль за ситуацией по исполнению доходов краевого бюджета с учётом складывающегося в экономике региона положения, прогноз влияния внешних факторов и отраслевых особенностей позволяют в течение года давать оценку объёмов финансовых потоков, направляемых в бюджет края, своевременно рекомендовать увеличить плановые показатели по доходам.

Важным замечанием является то, что ежегодный перенос наращивания объёма доходов на вторую половину года либо к его завершению говорит о недостаточной точности первоначального прогноза основных показателей социально-экономического развития края.

III. Внешние проверки главных администраторов бюджетных средств

В рамках реализации функции последующего контроля Счетной палатой края ежегодно осуществляется внешняя проверка годового отчёта об исполнении краевого бюджета.

В соответствии со статьей 46 Закона края от 18.12.2008 №7-2617 «О бюджетном процессе в Красноярском крае» коллегией Счетной палаты края рассмотрены и утверждены Заключения по всем главным администраторам бюджетных средств. Счетной палатой края в соответствии с бюджетным законодательством на основании внешних проверок бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств подготовлено Заключение на годовой отчёт об исполнении бюджета за 2009 год.

Результаты внешних проверок свидетельствуют о необходимости существенного повышения качества управления государственнымифинансами со стороны, как министерства финансов края, так и главных администраторов бюджетных средств. Помимо значительных объёмов перераспределения средств краевого бюджета, в ходе его исполнения, установлены факты использования средств краевого бюджета и краевого имущества с недостатками и нарушениями на сумму 14,6 млрд. руб., из них инициативные расходы краевого бюджета на финансирование расходных обязательств Российской Федерации, ставшие дополнительной нагрузкой на краевой бюджет, составили 1,2 млрд. руб.

Как и в предыдущие годы, в ходе внешних проверок ГАБС установлены многочисленные случаи несоблюдения положений Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкций № 128н и № 148н, которое способно негативно повлиять на достоверность бюджетной отчётности: нарушения и недостатки при проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, при ведении бухгалтерского учёта и оформлении бухгалтерских документов.

Материалы проверки Избирательной комиссии края были направлены Губернатору Красноярского края с предложением обратить внимание на повторяющиеся ежегодно нарушения в использовании средств краевого бюджета.

Факты недостоверности бюджетной отчётности установлены у пяти ГАБС: службы по контролю в сфере природопользования края, агентства печати и массовых коммуникаций края, агентства по управлению государственным имуществом края, министерства жилищно-коммунального хозяйства края, министерства сельского хозяйства и продовольственной политики края.

Основным недостатком годовой бюджетной отчётности практически всех ГАБС остаётся недостаточная информативность: незаполнение обязательных форм бюджетной отчётности, отсутствие в пояснительных записках достаточной информации, позволяющей дать оценку факторам, повлиявшим на исполнение краевого бюджета, отсутствие полной информации о результатах деятельности органов исполнительной власти края и другие.

Анализ положения дел в организации внутреннего финансового контроля показал, что министерства края не на должном уровне осуществляют ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности, не в полном объёме принимаются меры по устранению выявленных нарушений. Практически отсутствует контроль со стороны главных распорядителей бюджетных средств за соблюдением муниципальными образованиями края – получателями субвенций и субсидий условий, установленных при их предоставлении, а также за выполнением переданных государственных полномочий, что создает условия для неэффективного, и, в ряде случаев, незаконного использования бюджетных средств.

IV. Экспертно-аналитическая деятельность

Одной из основных задач Счетной палаты края является финансовая экспертиза проектов законов края, а также нормативных правовых актов краевых органов государственной власти, предусматривающих расходы средств краевого бюджета или влияющих на формирование и исполнение краевого бюджета.

В отчётном периоде экспертно-аналитическая деятельность осуществлялась по всем направлениям, возглавляемым аудиторами Счетной палаты края, в соответствии с отраслевым распределением деятельности.

В процессе экспертно-аналитической деятельности в установленном порядке проводился анализ соответствия законопроектов действующему законодательству, а также давалась оценка состояния нормативной и методической базы, регламентирующей порядок формирования законопроектов. Отдельное внимание уделялось представляемым расчетам, экономическим, финансовым и иного рода обоснованиям.

В течение 2010 года Счетной палатой края было рассмотрено 156 законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счёт средств краевого бюджета, или влияющих на его формирование и исполнение, в том числе с использованием антикоррупционной экспертизы. По результатам рассмотрения проектов законов края было подготовлено 31 экспертное заключение и 121 информационное письмо.

Кроме того, в органы государственной власти края было направлено 16 заключений и 57 информационных писем по результатам рассмотрения нормативных правовых актов об утверждении долгосрочных целевых программ (далее по тексту – ДЦП) и внесении в них изменений.

Центральное место в экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты края было отведено, в рамках предварительного контроля, вопросам формирования и исполнения краевого бюджета, подготовке заключений на проекты законов о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В рамках текущего контроля Счетная палата края ежемесячно на основании информации, поступающей от министерства финансов края, проводит анализ исполнения краевого бюджета. Результаты оперативного анализа находят отражение при подготовке заключений Счетной палаты края на проекты Законов края о внесении изменений в краевой бюджет на 2010 год.

В 2010 году экспертная деятельность была также сконцентрирована на проблемах качества и своевременности подготовки проектов ДЦП, проведению анализа соответствия представленных проектов постановлений Правительства края действующему законодательству, уделялось внимание представленным расчётам, экономическим, финансовым обоснованиям.

В связи с многократными внесениями изменений в ДЦП, разработанные и принятые для решения актуальных проблем социально-экономического развития края, проводился анализ вносимых изменений в программы, результаты которого позволяют сделать вывод о некачественной подготовке проектов ДЦП. Разработчиками программ в ходе их реализации вносятся изменения не только в объёмы финансирования и ожидаемые конечные результаты выполнения программных мероприятий, но и в целевые индикаторы и показатели результативности, соответственно вносятся изменения в поставленные цели и задачи программ. Как и в 2009 году, продолжилась практика направления проектов постановлений Правительства края на заключение в Счетную палату края в срочном порядке, что создавало трудности для осуществления глубокого и объективного анализа. Подавляющее большинство представленных проектов постановлений Правительства края об утверждении ДЦП на 2011-2013 годы были направлены разработчиками программ в Счетную палату края с нарушением положений Постановления Правительства края от 03.12.2008 № 211-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ, Порядка проведения и критериев оценки эффективности и реализации долгосрочных целевых программ», в числе которых несоблюдение сроков представления проектов программ; представление проектов программ без соблюдения установленной процедуры согласования. Указанные обстоятельства приводили в ряде случаев к фактам принятия постановлений Правительства края об утверждении ДЦП и внесении в них изменений в виде, существенно отличающемся от проектов, представляемых в Счетную палату края для проведения экспертизы.

V. Организация контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой края

Контроль Счетной палаты края за реализацией предложений и предписаний по итогам проведенных проверок, направленных на устранение нарушений и недостатков, является важным элементом ее деятельности, характеризующим результативность работы государственного контрольного органа и обеспечение обратной связи, как для Счетной палаты края, Законодательного Собрания Красноярского края, так и для органов исполнительной власти края.

Основным направлением в реализации результатов контрольной деятельности Счетной палаты края продолжает оставаться её взаимодействие с высшим законодательным органом края, которому она подотчетна, осуществляющим высший уровень государственного финансового контроля. Непосредственное выполнение функции Счетной палаты края, как специального органа государственного финансового контроля, осуществляется через комитеты Законодательного Собрания края.

Исходя из указанного, основополагающим правилом при реализации итогов контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой края, остается рассмотрение заключений и аналитических материалов контрольного органа в комитетах Законодательного Собрания края. Вместе с тем здесь присутствуют и проблемы, а также имеются резервы по улучшению качества представляемых заключений с точки зрения их убедительности и доказательности, а также поиска и применения новых форм раскрытия проблем на основании материалов контрольных мероприятий.

На основании решений комитетов Законодательного Собрания края по результатам рассмотрения заключений, аналитических записок даются соответствующие поручения и рекомендации органам исполнительной власти края, а также органам местного самоуправления, выносятся иные решения.

К основным мерам по устранению выявленных нарушений и недостатков по итогам проведенных контрольных мероприятий относятся:

- возврат в краевой и местный бюджеты израсходованных не по целевому назначению, неправомерно или неэффективно бюджетныхсредств;
- внесение изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные акты, направленных на устранение условий или причин, способствующих возникновению выявленных нарушений, неэффективному использованию ресурсов бюджета и государственного имущества;
- отмена или изменение нормативных и распорядительных документов органов исполнительной власти и руководителей хозяйствующих субъектов, расторжение договоров и контрактов или внесение в них необходимых изменений и дополнений в случае их несоответствия действующему законодательству или создания условий для неэффективного расходования бюджетных средств и управления краевой государственной собственностью;
- наведение порядка в ведении бухгалтерского учета;
- усиление контроля в части осуществления полномочий по администрированию доходов;
- направление материалов по результатам контрольных мероприятий в адрес прокуратуры и ГУВД Красноярского края в соответствии с действующим законодательством и в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве.

В отдельных случаях для достижения результатов проверок и в случае выявления масштабных нарушений и наличия крупных проблем в использовании средств краевого бюджета направляются письма, имеющие характер докладных записок, в адрес Губернатора Красноярского края, председателя Правительства края и председателя Законодательного Собрания края.

Выявленные, но не устранённые в ходе контрольных мероприятий нарушения, включая вовремя не возмещенные в краевой бюджет суммы нецелевого и неправомерного использования средств, находятся на контроле Счетной палаты края, по ним проводится соответствующая работа.

В целях повышения эффективности государственного финансового контроля и повышения его результативности осуществлялась координация действий при планировании контрольных мероприятий со службой финансово-экономического контроля, находящейся в ведении министерства финансов Красноярского края.

Согласованность и единообразие подходов при проведении контрольных мероприятий и оценке их результатов обеспечивалось с учётом применения Классификатора нарушений и недостатков, допускаемых участниками бюджетного процесса, утверждённого председателем Счетной палаты края и министром финансов края.

VI. Выводы, предложения и задачи на перспективу

Результаты деятельности Счетной палаты края за 15-летний период свидетельствуют об очевидном сокращении объёма нарушений, связанных с нецелевым и неправомерным расходованием бюджетных средств в отраслях социальной сферы и иных бюджетных учреждениях, что следует отнести и на развитие системной и целенаправленной работы Счетной палаты края за прошедший период.

Вместе с тем присутствуют и продолжают нарастать проблемы в использовании средств краевого бюджета в инвестиционно-строительной и жилищно-коммунальной сферах, в области природопользования, где нарушения носят латентный характер, а эффективность использования бюджетных ресурсов невысока. Сферой особого внимания продолжает оставаться организация государственных закупок товаров и услуг.

Сохраняются на том же уровне проблемы муниципальных образований края, подавляющее число которых реализуют свои функции управления и бюджетные полномочия за счёт средств финансовой поддержки из краевого центра.

Приоритетным направлением деятельности Счетной палаты края на 2011-2013 годы и планом работы на 2011 год, утвержденным коллегией Счетной палаты края, является осуществление комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, обеспечивающих реализацию задач и функций, возложенных на Счетную палату края в соответствии с федеральным и краевым законодательством, а также Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В числе главных задач, на решении которых будут концентрироваться внимание и усилия Счетной палаты края в 2011 году:

  • обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного, оперативного и последующего контроля за формированием и исполнением краевого бюджета;
  • проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, актуальность которых, прежде всего, определяется предложениями комитетов Законодательного Собрания края, результаты которых позволят оценить степень достижения как долгосрочных программных мероприятий, реализуемых за счёт средств краевого бюджета, так и состояние дел в отдельных муниципальных образованиях края и краевых бюджетных учреждениях;
  • концентрация экспертно-аналитической деятельности на вопросах оценки прогноза социально-экономического развития края, перспектив, определяемых бюджетным планированием, анализе достигнутых результатов;
  • оценка результативности налоговой политики, бюджетного законодательства края, выявление причин недопоступления доходов в бюджет, анализе долговой устойчивости бюджета.

В качестве приоритета выдвигается анализ исполнения долгосрочных и ведомственных целевых программ, профилактика совместно с другими контролирующими органами коррупционных проявлений в сфере государственных финансов.

На момент подготовки отчёта о деятельности Счетной палаты края стало очевидно, что ресурсные возможности контрольного органа будут раздвинуты в связи с принятием 07.02.2011 Федерального закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а также Уставного закона Красноярского края от 31.03.2011 №12-5718 «О Счетной палате Красноярского края».

Необходимо отметить, что Счетная палата края принимала активное участие в работе над совершенствованием законодательства в рамках инициатив исходивших от Счетной палаты Российской Федерации, а также в обсуждении положений принятого Закона края в Законодательном Собрании Красноярского края.

Исключительное внимание со стороны Счетной палаты края будет уделяться укреплению взаимодействия с комитетами Законодательного Собрания края при планировании контрольных мероприятий и рассмотрении их результатов, поскольку это напрямую связывается с возможностями наиболее полной реализации имеющегося потенциала и вновь приобретёнными возможностями краевого государственного контрольного органа и является основой для укрепления финансовой дисциплины в бюджетной сфере, повышения качества управления региональными финансами и краевой собственностью.

В 2010 году наиболее эффективно работа Счетной палаты края выстраивалась с комитетами Законодательного Собрания края по бюджету и налоговой политике (председатель Семенов В.В.); по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества (председатель Клешко А.М.); по вопросам законности и защите прав граждан (председатель Абакумов Ю.К.); по образованию, науке и культуре (председатель Нечаев В.С.).

В 2010 году Счетная палата края продолжала развивать всестороннее сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерации, с контрольно-счётными органами, расположенными на территории Сибирского федерального округа.

Являясь активным членом Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР) – председатель Степашин С.В., на всех совещаниях и конференциях, организуемых Счетной палатой РФ и под её эгидой в рамках АКСОР, Счетная палата края, как правило, выступает с сообщениями и докладами по актуальным теоретическим и прикладным проблемам в области государственного финансового контроля.

В течение 2010 года, как и в предшествующем отчётном году, в развитие сложившегося взаимодействия было обеспечено участие Счетной палаты края по совместному проведению мониторинга социально-экономической ситуации, складывающейся в регионах России, с целью анализа последствий мирового финансового кризиса.

Большое внимание в прошедшие пять лет уделялось вопросам организации, становления и развития контрольно-счётных органов на уровне муниципальных образований края. В настоящий момент контрольно-счётные органы созданы в разном формате в 47 муниципальных районах и городских округах, 7 из них с правом юридического лица.

По инициативе Счетной палаты края на базе Кадрового центра Управления кадров и государственной службы Губернатора Красноярского края проведен пятый по счёту обучающий семинар, традиционно ставящий перед собой задачу ознакомить работников муниципальных контрольно-счётных органов с изменениями в финансовом и бюджетном законодательстве, а также повысить квалификацию руководителей и сотрудников вновь образованных контрольно-счётных органов муниципальных образований. По итогам семинара был проведён круглый стол по вопросам проводимой Правительством края социально-экономической политики и проблемам финансового контроля с участием председателя комитета Законодательного Собрания края по бюджету и налоговой политике В.В.Семенова.

Важным элементом в реализации контрольных функций Счетной палаты края является обеспечение гласности в деятельности контрольного органа. Информационные материалы о работе Счетной палаты края, отчёты о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях публикуются в информационных бюллетенях Счетной палаты края, выходящих ежеквартально, также материалы отдельных контрольных мероприятий находят отражение в краевых печатных средствах массовой информации.

Ежегодный отчёт о деятельности Счетной палаты края представляется Законодательному Собранию края и подлежит обязательному опубликованию.

Информация о деятельности Счетной палаты края размещается на официальном сайте www.chamber.krsn.ru.
Настоящий отчёт утвержден и рекомендован к публикации коллегией Счетной палаты края 27 апреля 2011 года, протокол № 8.

Председатель Счетной палаты Красноярского края
И. А. Ланчинский

Please publish modules in offcanvas position.