vk

 

Доклад заместителя председателя Счетной палаты Красноярского края В.С. Астраханцева на публичных слушаниях по вопросу «Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2018 год»

 

Отчетный период характеризуется переходом экономики Красноярского края со стадии восстановления на стадию роста, что выражается в наращивании объемов промышленного производства, закреплении благоприятной ситуации на рынке труда, увеличении объемов внешней и внутренней торговли, а также оказанных населению платных услуг, благоприятной ценовой конъюнктуре на основные экспортируемые товары.

Вместе с тем подтвердились отдельные риски реализации Прогноза социально-экономического развития, среди которых снижение объема строительных работ и  инвестиционной активности организаций, превышение целевых темпов инфляции, относительное увеличение уровня бедности населения края.

В 2018 году в крае приоритеты финансирования в целом были направлены на решение основных целей и задач, обозначенных в Посланиях Президента РФ, Основных направлениях бюджетной и налоговой политики края, а также стратегических ориентирах, определённых на федеральном и краевом уровнях.

Вместе с тем реализуемая политика не позволила пока выйти на параметры, позволяющим обеспечить решение ряда задач, ввиду недостаточного объёма финансирования, вызванного отставанием темпов наращивания доходного потенциала края от растущих потребностей региона, продиктованных, как накопившимися в предшествующие годы проблемами, так и необходимостью выполнения поставленных национальных задач.

В решающей  степени мы продолжаем жить опираясь на собственный доходный потенциал, исходя из своей доли участия в общей сумме налоговых и неналоговых доходов, образующихся на территории края, и в гораздо меньшей степени на ресурсы федерального бюджета, имеющих в основном целевой характер. Нам трудно судить насколько в этих условиях в краевой исполнительной власти сохранены навыки работы с федеральными министерствами по поводу участия в федеральных расходах, направляемых в регионы по различным линиям. Но не покидает здоровое подозрение о том, что оно может быть более продуктивным. Здесь всё просто, чем выше уровень централизации бюджетных ресурсов, тем больше приветствуется искусство извлечения преференций. Такое правило. 

В отчетном периоде не в полной мере учтены основные приоритеты развития, обозначенные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016 и от 01.03.2018.

Это касается, прежде всего, вопросов:

·      предоставления социальной помощи населению, исходя из принципов справедливости, адресности и нуждаемости;

·      обновления детских поликлиник;

·      создания фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в малонаселенных селах, поселках, деревнях;

·      реконструкции сети региональных аэропортов.

Отдельные задачи, обозначенные в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики края, сохраняют актуальность и на сегодняшний день. Речь идёт:

·      об установлении взаимосвязи между бюджетным и стратегическим планированием;

·      развитии программно-целевых методов управления;

·      повышении качества администрирования доходов.

В 2018 году завершилась работа по реализации мероприятий, определённых «майскими» указами Президента РФ. Расходы по этому направлению в отчётном периоде составили 63,1 млрд рублей, или 22,1% от общей суммы расходов краевого бюджета.

Основной объём средств направлен на:

·      повышение заработной платы работникам бюджетной сферы (29,7 млрд рублей);

·      обеспечение транспортных связей с труднодоступными территориями (11,5 млрд рублей).

Несмотря на завершение реализации «майских» указов, отдельные задачи, обозначенные в них, не решены.

Не достигли своих целевых значений заработная плата по отдельным категориям работников социальной сферы, уровень инвестиций в основной капитал, индекс цен на рынке жилья.

Доходы краевого бюджета в 2018 году составили 238,0 млрд рублей, что на 5,6 млрд рублей больше показателя, установленного Законом края о бюджете.  

Дефицит краевого бюджета – 1,8 млрд рублей, или в 10,6 раза меньше утвержденного значения.

Общий объем государственного долга на 01.01.2019 составил 103,9 млрд рублей, увеличившись в течение года на 4,3% (по сравнению с фактом
на 01.01.2018), но на 13,6 млрд рублей ниже верхнего предела, установленного законом края о бюджете.

По итогам 2018 года Красноярский край остается в тройке лидеров после Краснодарского края и Московской области по абсолютной величине государственного долга.

В крае наблюдается устойчивая тенденция роста объема фактически поступивших налоговых доходов, которые в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличились на 14,3%, при этом за период с 2014 по 2018 год фактическое поступление налоговых доходов в краевой бюджет превысило плановые бюджетные назначения только в отчётном году.

В 2018 году по сравнению с 2014 годом структура налоговых доходов краевого бюджета существенно не изменилась.

Основными доходообразующими налогами для краевого бюджета
по-прежнему остались налог на прибыль организаций, доля которого составила 46,0%,  налог на доходы физических лиц (25,5%) и налог на имущество организаций (12,1%).  

Обращает внимание увеличение общего объема неналоговых доходов, который за 5 лет увеличился на 47,4% и составил 4,6 млрд рублей.

Основной объем задолженности (42,5%) приходится на министерство лесного хозяйства (по арендным платежам за использование лесов).

Наблюдается тенденция увеличения объема безвозмездных поступлений в краевой бюджет. В отчетном году по отношению к 2017 году рост составил 13%.

Из общего объём исполненных бюджетных назначений по безвозмездным поступлениям, – 21% (или 8,4 млрд рублей) приходится на  средства федерального бюджета на строительство объектов, в том числе для проведения Всемирной зимней универсиады 2019 года.

Расходы краевого бюджета за 2018 год исполнены в сумме 239,8 млрд рублей, или 95,2% от уточненных бюджетных назначений. Не исполнены расходы в сумме 12 млрд рублей, основную долю которых составляют бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства (6,4 млрд рублей) и межбюджетные трансферты (2,0 млрд рублей).

В 2018 году Перечнем строек и объектов предусматривалось строительство и реконструкция 89 объектов с общим объёмом финансирования 23,8 млрд рублей за счёт средств федерального и краевого бюджетов.

Фактически осуществлялось строительство 81 объекта. Соответственно расходы по объектам, учтённым в Перечне, исполнены в размере 17,3 млрд рублей, или 72,9%.

В соответствии с Законом края о бюджете в 2018 году планировались к вводу 46 объектов Перечня строек. Фактически введены в эксплуатацию 19 объектов капитального строительства, или 41,3% от запланированного количества.

Вместе с тем, обращает на себя внимание увеличение доли фактически введённых в эксплуатацию объектов в 2018 году по сравнению с предыдущим годом. Очевидно и то, что уровень ввода строящихся объектов остаётся низким, что по-прежнему приводит к нарастанию объёмов незавершённого строительства.

Пользуясь предоставленной возможностью, хочу обратить внимание, что Счётной палатой уже в текущем году было завершено экспертно-аналитическое мероприятие, посвящённое теме незавершённого строительства, анализу сложившейся ситуации и проблемам в управлении отраслью.

Объём расходных обязательств края, принятых сверх полномочий, обязательно предусмотренных федеральным законодательством («инициативных» расходов) в 2018 году несколько сократился (на 431,2 млн рублей) и составил 10,2 млрд рублей. Из них более 50% приходится на дополнительное финансирование мер социальной поддержки населения.

В 2018 году доля межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям края, как и в прошлом году, составила 40% от общего объёма средств краевого бюджета.

Наибольшую долю (54,6%) в структуре межбюджетных трансфертов занимают субвенции, 42,5% приходится на субсидии и дотации.

Общая линейка трансфертов, выделенных муниципальным образованиям края в 2018 году, по отношению к 2017 году увеличилось со 201 до 213,
тема комментировавшаяся нами неоднократно.

Отмечаются факты значительного увеличения в течение финансового года объемов дотаций на поддержку мер по  обеспечению сбалансированности бюджетов, которые свидетельствуют о недостатках в бюджетном планировании указанных расходов.

 

 

Please publish modules in offcanvas position.