vk

 

Проверка использования средств краевого бюджета, направленных бюджетам муниципальных образований Красноярского края на обеспечение первичных мер пожарной безопасности

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.
1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка использования средств краевого бюджета, направленных бюджетам муниципальных образований Красноярского края на обеспечение первичных мер пожарной безопасности».
1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.4.3 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2021 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края от 19.10.2020 № 2433-и-ЗС.
1.3. Объекты контрольного мероприятия: агентство по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края (далее – Агентство), администрации Большемуртинского, Сухобузимского, Емельяновского районов, иные получатели бюджетных средств на обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
1.4. Проверяемый период: 2020 год.
2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия.
2.1. Надлежащее осуществление полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а также необходимого уровня пожарной безопасности на территории муниципальных образований позволит значительно снизить риск возникновения пожароопасных ситуаций и минимизировать потери вследствие пожаров, что, в свою очередь, является важным фактором устойчивого социально-экономического развития как самого муниципального образования, так и края в целом.
2.2. Выявленные нарушения и недостатки в правовом регулировании отношений по предоставлению из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на обеспечение первичных мер пожарной безопасности (далее – Субсидия) как на краевом, так и на муниципальном уровне не способствуют надлежащей реализации государственной политики в области пожарной безопасности.
2.3. Установлены нарушения и недостатки при реализации как Агентством, так и главными распорядителями бюджетных средств на уровне районов и поселений полномочий в части планирования и составления обоснования расходов на обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Агентством субсидии распределялись с учетом муниципальных образований, не отвечающих требованиям получателей Субсидии, а также с учетом упраздненных в 2018 году поселений.
О недостатках в планировании расходов на уровне органов местного самоуправления свидетельствуют имеющиеся факты неиспользования имущества, приобретенного за счет средств Субсидии, а также приобретения оборудования (услуг), не предусмотренных изначально соглашением о предоставлении Субсидии с последующим оформлением дополнительных соглашений, легализующих осуществленные расходы.
2.4. На реализацию мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в краевом бюджете в 2020 году предусмотрены средства в сумме 49 810,8 тыс. рублей, профинансировано 49 793,4 тыс. рублей (99,96%), освоено 49 393,6 тыс. рублей (99,2%).
Выявленные нарушения и недостатки при расходовании денежных средств свидетельствуют о несоблюдении Агентством требований пп. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, - ненадлежащем осуществлении контроля за соблюдением получателями средств краевого бюджета условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
2.5. Недостатки определенного подпрограммой «Предупреждение, спасение, помощь населению в чрезвычайных ситуациях» (далее – Подпрограмма) государственной программы края «Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 № 515-п, показателя результативности по мероприятию, предусматривающему предоставление субсидий муниципальным образованиям на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, отсутствие анализа реальной потребности муниципалитетов в оборудовании (услугах) в целях обеспечения первичными мерами пожарной безопасности не позволяют сделать объективный вывод о степени влияния реализации мероприятия на фактическое положение дел в рассматриваемой сфере.
В виду отсутствия информации в Агентстве об оснащенности получателей бюджетных средств первичными мерами пожарной безопасности в натуральном выражении невозможно сделать вывод об уровне обеспеченности муниципальных образований первичными мерами пожарной безопасности и, соответственно, об эффективности расходования средств краевого бюджета на указанные цели.
3. Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия
3.1. Выявлены нарушения и недостатки в правовом регулировании отношений по предоставлению Субсидии.
Отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий расходное обязательство края по предоставлению средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Предусмотренная краевым Порядком предоставления Субсидии методика расчета размера Субсидии и общего объема необходимого финансирования мероприятия не отражает фактическую потребность муниципалитетов в средствах на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, анализ противопожарного состояния населенных пунктов с учетом территориального расположения, сезонных и иных местных условий, обстановки с пожарами для определения действительной потребности в конкретных мероприятиях не проводился. Положения Порядка предоставления Субсидии не способствуют получению муниципальными образованиями средств краевого бюджета до начала пожароопасного периода.
Установлены отдельные случаи несогласованности муниципальных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере с краевыми, а также факт непринятия муниципалитетом нормативного правового акта, регламентирующего порядок предоставления Субсидии поселениям.
Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований не предусматривались в планах, схемах и программах развития территорий поселений.
3.2. В результате нарушения Агентством требований Порядка предоставления Субсидии при расчете размера Субсидии, заключении соглашений в проверяемый период в краевом бюджете необоснованно были утверждены средства в размере 834,9 тыс. рублей, предусмотренные муниципалитетам, не являющимся в силу Порядка получателями Субсидии, а также неправомерно перечислено 1 771,0 тыс. рублей в завышенном размере.
3.3. В ходе проверки в Емельяновском, Сухобузимском, Большемуртинском районах установлены нарушения и недостатки на общую сумму 461,5 тыс. рублей, в том числе: нецелевое использование бюджетных средств на сумму 384,8 тыс. рублей; неэффективное использование имущества, приобретенного за счет средств Субсидии, на сумму 76,7 тыс. рублей.
Кроме того, выявлены факты невыполнения администрациями Еловского и Зеледеевского сельсоветов Емельяновского района условия предоставления Субсидии в части установленного размера софинансирования из бюджетов поселений.
3.4. В 2020 году не достигнуто плановое значение показателя результативности по мероприятию о предоставлении Субсидии, который, по сути, отражает лишь степень расходования бюджетных средств и не позволяет оценить влияние финансирования на полноту обеспеченности муниципалитетов всем необходимым в целях реализации полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мерпо пресечению, устранению и предупреждению нарушений
Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Законодательному Собранию Красноярского края, Правительству Красноярского края. Направлено информационное письмо главам муниципальных образований.
5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
По результатам контрольного мероприятия предложено:
5.1. Правительству Красноярского края:
- принять меры к устранению указанных в отчете недостатков в правовом регулировании в рассматриваемой сфере, в том числе:
к принятию нормативного правового акта, формирующего расходное обязательство края по предоставлению средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение первичных мер пожарной безопасности,
к устранению недостатков Подпрограммы в части определения показателя результативности по мероприятию, предусматривающему предоставление субсидий муниципальным образованиям на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, отражающего степень обеспеченности первичными мерами пожарной безопасности территорий, а не степень использования бюджетных средств,
к устранению недостатков Порядка предоставления Субсидии, в том числе в части методики расчета размера субсидии и общей потребности в средствах на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, актуализации перечня мероприятий, финансируемых за счет средств Субсидии, с учетом фактической потребности муниципалитетов в средствах на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, возможности получения бюджетных средств муниципалитетами до начала пожароопасного периода;
- организовать работу по автоматизации с использованием цифровых технологий процесса сбора, обобщения и анализа сведений о потребности по обеспечению населенных пунктов первичными мерами пожарной безопасности, а также по переводу процесса предоставления и распределения субсидий в области обеспечения пожарной безопасности в электронную форму.
5.2. Агентству по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края:
- принять меры к устранению недостатков и нарушений, отраженных в отчете, к недопущению их в дальнейшем, в том числе:
исключить нарушения при планировании и составлении обоснования расходов на обеспечение первичных мер пожарной безопасности с целью недопущения необоснованного увеличения расходов краевого бюджета,
организовать формирование отчетности по мониторингу реализации мероприятия, содержащей достоверные сведения о потребности муниципальных образований в необходимом оборудовании (услугах), а также сведения о наименовании и количестве оборудования (услуг), приобретенного за счет средств краевого бюджета в очередном финансовом году, позволяющие оценить уровень обеспеченности территорий первичными мерами пожарной безопасности;
- организовать работу с муниципалитетами по разработке в установленном порядке мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и включению их в планы, схемы и программы развития территорий;
- обеспечить принятие мер муниципальными органами Большемуртинского, Сухобузимского, Емельяновского районов и поселений, расположенных в их границах, по устранению нарушений, указанных в отчете;
- усилить контроль за соблюдением муниципалитетами - получателями Субсидии условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, в том числе с целью исключения фактов нецелевого использования бюджетных средств.
6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Реализация предложений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.

Please publish modules in offcanvas position.