vk

 

Проверка использования средств, направленных на создание системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и обеспечение ее эксплуатации и развития

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.
1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка использования средств, направленных на создание системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и обеспечение ее эксплуатации и развития».
1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.4.2 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2020 год, пункт 1.4.2 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2021 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края от 10.10.2019 № 2892-и-ЗС.
1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство цифрового развития Красноярского края (далее – Министерство), Краевое государственное казенное учреждение «Центр информационных технологий Красноярского края» (далее – КГКУ «ЦИТ»).
1.4. Проверяемый период: 2019 -2020 годы (для сравнения могут использоваться данные более ранних периодов).
2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия.
2.1. Начиная с 2008 года номер 112 назначен в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории России. Правительством России в 2008 году одобрена Концепция создания системы-112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Основными целями создания системы являются: организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»; организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах.
2.2. Мероприятия по созданию системы-112 в крае предусматривались с 2012 года сначала в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Красноярском крае», затем в рамках государственных программ края, в частности с 2017 года – в рамках подпрограммы «Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности населения» (далее – Подпрограмма) государственной программы «Развитие информационного общества», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 № 504-п (далее – Госпрограмма).
2.3. Практически отсутствует необходимая правовая база в области создания, эксплуатации и развития системы-112 на территории края.
2.4. В результате ненадлежащего правового регулирования отсутствует четкое разграничение полномочий между органами исполнительной власти края и организациями, участвующими в создании, обеспечении эксплуатации и развития системы-112, что в свою очередь влияет на качество осуществления ими своих функций в рассматриваемой сфере. Объем компетенций Министерства не конкретизирован и не разграничен с иными органами исполнительной власти края, а также с КГКУ «ЦИТ».
2.5. Недостаточно проработан механизм координации действий органов исполнительной власти края с органами федерального уровня и местного самоуправления, а также организациями, участвующими в обеспечении создания и эксплуатации системы-112, что ведет к определенной разобщенности при создании системы-112, организации ее функционирования и использования. Не регламентирован порядок работы Межведомственной рабочей группы, в том числе принятия решений и их исполнения, что не способствует эффективности ее деятельности, обеспечению надлежащей межведомственной координации.
Органами исполнительной власти края не оценивались возможности местных бюджетов с учетом новых условий по финансовому обеспечению работы единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований на требуемом уровне, в том числе функционирования системы-112, которая в конце 2021 года вводится в постоянную эксплуатацию на всей территории края.
2.6. В процессе создания системы-112 в крае техническое задание на проектирование системы и технический проект неоднократно корректировались, что свидетельствовало о низком качестве изначальной проработки проектных решений и не способствовало сокращению сроков создания системы в крае. Имели место нарушения последовательности установленных законодательством этапов ее создания, когда в технический проект вносились изменения в целях учета уже выполненных работ (поставленного оборудования, систем, оказанных услуг).
2.7. Начиная с 2013 года общий объем финансирования мероприятий по созданию системы-112 в крае, составил 337,8 млн рублей, при этом основная доля ассигнований, - 319,3 млн рублей (94,5%) выделена из краевого бюджета и 18,5 млн рублей - из федерального бюджета (5,6%).
В 2019-2020 годах на создание, обеспечение эксплуатации и развития системы-112 профинансировано 212,2 млн рублей. Отмечается достаточно высокий процент финансирования и освоения бюджетных средств (99% и более).
Как показала проверка, зависимость окончания работ по созданию системы-112 в крае не связана напрямую лишь с объемами финансирования, что свидетельствует о наличии проблем нефинансового характера (технических, организационных и т.д.).
С учетом стоимости создания системы-112 согласно техническому проекту, успешного прохождения государственных приемочных испытаний, можно сделать вывод, что финансирование мероприятий по созданию системы-112 на территории края осуществлено в достаточном объеме. В отсутствие правового регулирования остается неопределенным, какие именно расходы подлежат финансированию из краевого бюджета в целях эксплуатации и развития системы-112.
2.8. Работы по созданию в крае системы-112 ведутся более 9 лет, рекомендации Правительства России по завершению к 2017 году создания системы-112 в субъектах Российской Федерации не исполнены.
Низкая степень выполнения мероприятия является, в том числе, результатом недостаточной проработки Госпрограммы, механизма реализации мероприятия, системы показателей и отсутствия надлежащего текущего контроля за ходом выполнения мероприятия.
3. Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия
3.1. Отмечаются недостатки в правовом регулировании вопросов создания, обеспечения эксплуатации и развития системы-112 в крае, в осуществлении органами исполнительной власти края полномочий по организации создания и эксплуатации системы, а также в механизме межведомственного взаимодействия органов и организаций в рассматриваемой сфере.
Не были разработаны концепция и комплексный план создания системы-112 в крае, методическая документация по созданию и использованию системы в крае, регламент информационного взаимодействия в рамках системы-112. Органами исполнительной власти края не принят нормативный правовой акт, регулирующий указанные вопросы, закрепляющий функции и полномочия органов исполнительной власти края, а также формирующий соответствующее расходное обязательство.
3.2. Выявлены недостатки механизма реализации Подпрограммы в рассматриваемой части, который не предусматривает совокупность конкретных мероприятий, обеспечивающих создание, эксплуатацию и развитие системы-112 в крае, а также не отражает порядок взаимодействия Министерства с КГКУ «ЦИТ» и осуществления текущего контроля Министерством за расходованием бюджетных средств и достижением показателей результативности.
В результате отсутствия системного планирования как комплексных действий, так и использования ресурсов при создании системы-112 в проверяемый период в течение финансового года многократно вносились изменения в показатели бюджетной сметы КГКУ «ЦИТ», в том числе в части перераспределения ассигнований по статьям затрат, а также включения расходов, не предусмотренных изначально.
3.3. Установлены нарушения положений правовых актов при использовании средств краевого бюджета, в связи с чем общая сумма неправомерных расходов составила 9 875,08 тыс. рублей. Кроме того, выявлены недостатки при планировании и расходовании средств на общую сумму 38 779,0 тыс. рублей, создающие риск неэффективного расходования бюджетных средств.
3.4. Отмечены недостатки в системе показателей Госпрограммы, которые не в полной мере взаимосвязаны с мероприятием по созданию системы-112, реализуемым в рамках Госпрограммы, и не позволяют объективно оценить прогресс в достижении задачи по созданию системы-112 в крае.
4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений
Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Законодательному Собранию Красноярского края, Правительству Красноярского края.
5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
По результатам контрольного мероприятия предложено:
5.1. Правительству Красноярского края:
- принять меры к устранению недостатков в правовом регулировании в сфере создания, эксплуатации и развития системы-112 в крае, указанных в отчете (с учетом вступающего в силу с 01.01.2022 Федерального закона от 30.12.2020 № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в том числе:
к принятию нормативного правового акта, регулирующего указанные вопросы, закрепляющего функции и полномочия органов исполнительной власти края, а также формирующего соответствующее расходное обязательство,
к устранению недостатков Госпрограммы в части определения механизма реализации мероприятия по созданию, эксплуатации и развитию системы-112 в крае, установленных показателей, порядка осуществления текущего контроля;
- проработать механизм координации действий органов исполнительной власти края с органами федерального уровня и местного самоуправления, а также организациями, участвующими в создании, эксплуатации и обеспечении развития системы-112, оценив перспективы дальнейшей деятельности Межведомственной рабочей группы (регламентировать порядок ее работы, актуализировать состав);
- оценить возможности местных бюджетов с учетом новых условий по финансовому обеспечению функционирования ЕДДС на требуемом уровне, в том числе системы-112 на всей территории края.
5.2. Министерству цифрового развития Красноярского края:
- принять меры к устранению недостатков и нарушений, отраженных в отчете, к недопущению их в дальнейшем, в том числе:
рассмотреть вопрос о распределении обязанностей по реализации полномочий по созданию, эксплуатации и развитию системы-112 среди сотрудников министерства с закреплением их за заместителем министра и (или) начальником отдела, а также соответствующим подразделением министерства;
обеспечить надлежащий контроль за соблюдением КГКУ «ЦИТ» законодательства при расходовании средств краевого бюджета в рассматриваемой сфере, в том числе с целью исключения фактов неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств.
6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Реализация предложений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.

Please publish modules in offcanvas position.