vk

 

Проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.4.3 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2020 год, пункт 1.4.1 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2021 год.

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство строительства Красноярского края (далее – Минстрой, Министерство), администрации г. Канска, г. Лесосибирска и их структурные подразделения, получатели средств бюджета.

1.4. Проверяемый период: 2019 год, истекший период 2020 года.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

2.1. Ликвидация аварийного жилищного фонда и обеспечение граждан комфортным жильем является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами государственной власти края.

Основные нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере в крае приняты. Установлено, что отсутствует четкое разграничение между органами исполнительной власти края полномочий по ведению реестра аварийных жилых домов, не закреплено полномочие по проверке достоверности представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде, при этом выявлены отдельные факты необоснованного включения в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 - 2025 годы» (далее – Региональная адресная программа, РАП) площади к расселению.

2.2. Общий объем финансирования подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» (далее – Подпрограмма, подпрограмма «Переселение») государственной программы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан» в 2019 году составил 1 570,8 млн рублей. Основной объем средств Подпрограммы израсходован на реализацию мероприятий по переселению граждан в рамках Региональной адресной программы (953,9 млн рублей, или 91%), согласно которой расселяется аварийный жилищной фонд, признанный таковым до 01.01.2017. Незначительный объем финансирования (93,7 млн рублей, или 9%) с тенденцией к снижению отмечается на переселение граждан из аварийных домов вне зависимости от даты признания их аварийными и на снос аварийных домов. Проверяемый период характеризуется неисполнением в полном объеме плановых назначений.

Общий объем финансирования Региональной адресной программы в проверяемый период составляет 18 579,4 млн рублей, при этом 71,9% являются средства финансовой поддержки Фонда, 27,1% - средства краевого бюджета, 1% - средства местных бюджетов. Министерством не представлено информации о расчетах и обоснованиях использования при определении объема средств краевого бюджета на реализацию РАП размера расселяемой площади, увеличенной именно на 30%, что не позволяет оценить достаточность выделяемых средств на реализацию мероприятий РАП.

Установлены отдельные факты необоснованного завышения объемов средств финансовой поддержки, утвержденных в Региональной адресной программе, в общей сумме на 236,8 млн рублей в результате неверных расчетов и неправомерного включения в РАП площади к расселению, в связи с чем РАП требует актуализации.

2.3. Отмечаются недостатки в деятельности Минстроя края, осуществляющего как разработку проектов программ по переселению, так и предоставление субсидий муниципальным образованиям края, в том числе недостатки механизма реализации мероприятия, предусматривающего субсидии муниципалитетам на расселение аварийных жилых домов и их снос, а также нарушение Министерством требований порядков предоставления субсидий.

Выявленные нарушения при расходовании денежных средств, в том числе при осуществлении закупок, свидетельствуют о несоблюдении Министерством требований раздела 4 Подпрограммы, пп. 1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, ненадлежащем осуществлении текущего контроля за расходованием средств субсидий, а также контроля как главного распорядителя, обеспечивающего результативность использования бюджетных средств и соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

2.4. Используемый в Госпрограмме целевой показатель «Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда» не является объективным, его плановые значения в 2019 году не достигнуты, согласно отчету об исполнении Госпрограммы доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда в крае увеличилась в 2,4 раза.

По данным отчетов Министерства в проверяемый период плановые значения всех показателей результативности, установленных в подпрограмме «Переселение», РАП, перевыполнены.

Вместе с тем по итогам 2019 года цель, установленная в Федеральном, Региональном проектах, РАП, по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в крае не достигнута, – площадь расселенного аварийного жилищного фонда меньше площади жилищного фонда, признанного в 2019 году аварийным, в 3,1 раза.

Объем аварийного жилищного фонда имеет тенденцию к увеличению, что потребует увеличения финансирования мероприятий по переселению, выработки новых подходов к реализации программ по расселению аварийного жилья вне зависимости от даты признания его таковым, в том числе за счет внебюджетных источников, с целью устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в крае.

3. Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия

3.1. Отмечаются отдельные недостатки в правовом регулировании вопросов расселения аварийного жилищного фонда, в том числе отсутствие закона и (или) иного нормативного правового акта края, формирующего соответствующее расходное обязательство, а также в осуществлении органами исполнительной власти края полномочий при реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, оказывающие влияние на достоверность и полноту сведений об аварийном жилищном фонде на территории края.

3.2. Выявлены недостатки механизма реализации мероприятия, предусматривающего субсидии муниципалитетам на расселение аварийных жилых домов и их снос, в том числе в части непрозрачности процедуры определения размера субсидии каждому муниципалитету, неустановления размера долевого участия в финансировании расходов для всех муниципальных образований, возможности необоснованного завышения объемов бюджетных ассигнований со стороны муниципалитетов.

Установлены факты нарушения Минстроем края требований порядков при заключении соглашений с муниципалитетами о предоставлении субсидий и перечислении средств краевого бюджета на общую сумму 244,9 млн рублей (в отсутствие полного пакета требуемых документов), а также нарушения в декабре 2019 года сроков перечисления субсидии в рамках РАП в бюджеты 9 муниципальных образований, повлекшие возврат большей части средств в связи с их неосвоением до конца года.

3.3. Выявлены недостатки при определении целевого показателя Госпрограммы, а также плановых значений показателей результативности в Региональном проекте и РАП, несоответствия данных отчетов о реализации Госпрограммы и РАП в проверяемый период.

3.4. Установлены нарушения и недостатки при расходовании денежных средств на общую сумму 95 712,4 тыс. рублей, в том числе: нецелевое использование бюджетных средств – 3 255,0 тыс. рублей, неэффективные расходы – 7 319,4 тыс. рублей, неправомерные расходы – 85 138,0 тыс. рублей.

Муниципальными заказчиками г. Канска и г. Лесосибирска допущены нарушения законодательства о закупках при осуществлении закупок на общую сумму 161 486,9 тыс. рублей.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Законодательному Собранию Красноярского края, Правительству Красноярского края, в прокуратуру Красноярского края.

По фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков направлены представления министру строительства края, главам городов Канск и Лесосибирск.

По выявленным фактам нецелевого использования бюджетных средств направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения заместителю председателя Правительства края – министру финансов Красноярского края в соответствии с требованиями ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ, а также составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и направлена информация исполняющему обязанности руководителя Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Красноярскому краю и Республике Хакасия.

По фактам нарушения Министерством порядков и условий предоставления субсидий составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В связи с выявленными нарушениями направлены также информационные письма руководителю службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края и руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия предложено:

5.1. Правительству Красноярского края:

- провести анализ нормативных правовых актов, принять меры к устранению в них несоответствий, пробелов, в том числе:

установить расходное обязательство края по мероприятиям подпрограммы «Переселение»,

определить полномочия органов исполнительной власти края по ведению реестра аварийного жилищного фонда, по обеспечению проверки достоверности представленных муниципалитетами сведений об аварийном жилищном фонде,

установить допустимость и порядок предоставления гражданам, имеющим право на предоставление равнозначных жилых помещений, жилых помещений, превышающих по своим характеристикам требование равнозначности, предельный размер такого превышения,

рассмотреть вопрос о согласованности целей Госпрограммы, Регионального и Федерального проектов;

- выработать подходы к расселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2017, к использованию новых механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилья, в том числе позволяющих привлекать внебюджетные источники финансирования, к сносу аварийных домов.

5.2. Министерству строительства Красноярского края:

- принять меры к устранению недостатков и нарушений, отраженных в отчете, к недопущению их в дальнейшем, в том числе:

к уточнению целевого показателя Госпрограммы, отражающего эффективность использования бюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда,

- к актуализации Региональной адресной программы с учетом фактов, указанных в отчете,

- к устранению нарушений и недостатков в механизмах реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья;

- усилить контроль за соблюдением муниципалитетами – получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, обеспечить доведение соответствующей информации о выявленных нарушениях до органов местного самоуправления.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Реализация предложений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.

Please publish modules in offcanvas position.