vk

 

Проверка исполнения бюджета муниципального образования город Норильск за 2018-2019 годы, 9 месяцев 2020 года (в части использования отдельных межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета)

1. Исходные данные о комплексном контрольном мероприятии.

1.1. Наименование комплексного контрольного мероприятия: «Проверка исполнения бюджета муниципального образования город Норильск за 2018-2019 годы, 9 месяцев 2020 года (в части использования отдельных межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета)».

1.2. Основание для проведения комплексного контрольного мероприятия: предложение исполняющего обязанности Губернатора Красноярского края от 06.11.2020 № 1-012599, пункт 2.8.1 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2020 год.

1.3. Объекты комплексного контрольного мероприятия: Администрация города Норильска и ее структурные подразделения, получатели средств бюджета.

1.4. Период проведения комплексного контрольного мероприятия: ноябрь-декабрь 2020 года.

1.5. Проверяемый период: 2018 год, 2019 год, 9 месяцев 2020 года.

2. Основные выводы по результатам комплексного контрольного мероприятия.

В проверяемом периоде при формировании и исполнении бюджета муниципального образования город Норильск (далее – МО г. Норильск) требования Бюджетного кодекса РФ в отношении установленных ограничений соблюдены.

Город входит в число муниципальных образований края с высокой долей обеспечения расходов «собственными» доходами.

Рост доходов в основном обеспечивается за счет дополнительных поступлений по основным «бюджетообразующим» доходам – налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц.

Несмотря на значительную долю безвозмездных поступлений в общем объеме доходов, уровень зависимости бюджета города от поступлений из других бюджетов бюджетной системы является одним из самых низких среди муниципальных образований края (в 2019 году – 54,3%). В 2020-2021 году доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов города снижается до 40,0%.

Средства ПАО «ГМК «Норильский никель» составляют 1,0%-2,0% от общего объема безвозмездных поступлений в 2019-2021 годах.

Расходы бюджета МО г. Норильск формируются в программном формате. Более половины бюджетных ассигнований ежегодно приходится на образование.

Бюджет МО г. Норильск в 2018-2021 году сбалансирован, муниципальный долг отсутствует.

В 2018-2019 годах за счет средств краевого бюджета бюджету МО г. Норильск предоставлялись субсидии на выравнивание обеспеченности МО и на дополнительные компенсационные выплаты в общей сумме 5 467,2 млн рублей (61,7% от общего объема субсидий).

Фактически средства краевого бюджета направлялись на финансирование расходов на оплату труда работников бюджетной сферы с учетом обеспечения социальных гарантий для работников бюджетной сферы, осуществляющих деятельность на территории МО г. Норильск.

Выявлены недостатки в механизмах расчета объема субсидий, свидетельствующие о субъективном подходе при его определении.

Администрацией г. Норильска не исполнялись полномочия по обеспечению результативности использования бюджетных средств, предусмотренные пп. 3 п. 1 ст. 162 Бюджетного Кодекса РФ в виду отсутствия в соглашениях о предоставлении субсидий на выравнивание обеспеченности МО и на дополнительные компенсационные выплаты установленных показателей.

Контроль за целевым использованием средств субсидий не осуществлялся.

В рамках действовавшего в период 2011-2020 годов четырехстороннего соглашения о взаимодействии между Министерством регионального развития РФ, Красноярским краем, МО г. Норильск и ПАО «ГМК «Норильский никель» в целях улучшения состояния жилищного фонда г. Норильска, повышения надежности и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг основные расходы на модернизацию коммунальной инфраструктуры и капитальный ремонт жилищного фонда г. Норильска предусматривались за счет средств краевого бюджета (74,2% от общей суммы соглашения).

В 2018-2020 годах в краевом бюджете на реализацию мероприятий по капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда МО г. Норильск предусматривались средства в общей сумме от 469,7 млн рублей до 846,4 млн рублей в рамках подпрограммы «Развитие объектов социальной сферы, капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда муниципальных образований город Норильск и Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район» (далее – Подпрограмма) государственной программы края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности». Наибольший объем средств запланирован на мероприятия по ремонту фундаментов зданий перспективного жилищного фонда (от 70,1% до 83,5% плановых значений). Необходимо отметить установленный Подпрограммой необоснованно низкий уровень финансирования указанных расходов за счет средств бюджета г. Норильска (не менее 0,1% от суммы субсидии из краевого бюджета), в связи с чем расходы на реализацию названных мероприятий в местном бюджете предусматривались в размере от 489,5 тыс. рублей до 874,9 тыс. рублей. Проверяемый период характеризуется ежегодным невыполнением плановых назначений по расходам.

Выявлены недостатки механизма реализации Подпрограммы, которые оказали влияние на эффективность расходования бюджетных средств. В частности,
не определена методика расчета субсидий, не регламентирован порядок отбора объектов и видов работ, подлежащих финансированию за счет средств субсидии. Предусмотренный Подпрограммой способ финансирования из краевого бюджета работ по капитальному ремонту фундаментов многоквартирных домов
не соответствует ст. ст. 166, 174 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 10, 14 Закона края от 27.06.2013 № 4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края», ст. ст. 65, 78, 85, 139 Бюджетного кодекса РФ. Соответственно, меры господдержки финансирования работ по ремонту фундаментов многоквартирных домов в г. Норильске не нашли отражения в региональной программе капитального ремонта.

В проверяемый период достигнуты не все плановые значения показателей результативности Подпрограммы. Указанное, а также изменение в сторону ухудшения значений отдельных показателей и выявленные нарушения в расходовании средств краевого бюджета свидетельствует о низкой эффективности реализации Подпрограммы и необходимости корректировки форм и объемов финансирования в целях решения задачи по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в г. Норильске.
Проверка расходования субвенции из краевого бюджета муниципальному образованию город Норильск на реализацию Закона края от 21.12.2010 № 11-5582
«О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями
по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» (далее – Закон края о наделении госполномочиями) показала, что в нарушение п. 6 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ, ст. 11 Закона края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях
в Красноярском крае» органами государственной власти края не принят порядок предоставления субвенции местным бюджетам для осуществления переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

Кроме того, в Законе края о наделении госполномочиями не в полном объеме регламентированы вопросы расчета общего объема субвенции, в результате чего предоставлена возможность расходования средств субвенции в завышенном размере. О завышенном объеме финансирования свидетельствует также ежегодное невыполнение плановых назначений по расходам.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе комплексного контрольного мероприятия.

Установлены нарушения и недостатки при расходовании бюджетных средств на общую сумму 101,0 млн рублей, в том числе: нецелевые расходы на сумму 31,0 млн рублей, неэффективные расходы на сумму 9,8 млн рублей, неправомерные расходы на сумму 1,3 млн рублей, невозвращенный остаток средств субсидии – 58,1 млн рублей, расходы в отсутствие соответствующих обоснований – 384,4 тыс. рублей, невыплаченное денежное содержание – 358,3 тыс. рублей.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям).

По фактам выявленных в ходе комплексного контрольного мероприятия нарушений и недостатков направлено представление исполняющему полномочия Главы города Норильска.

По выявленным фактам нецелевого использования бюджетных средств направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения заместителю председателя Правительства края – министру финансов Красноярского края в соответствии с требованиями ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края.

По результатам комплексного контрольного мероприятия Правительству Красноярского края совместно с органами местного самоуправления г. Норильска предложено организовать работу по устранению выявленных нарушений, недостатков и принятию мер по их недопущению в дальнейшем.

В целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда на территории города, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства, с учетом технического состояния многоквартирных домов разработать программу (план мероприятий) по замене не подлежащего сохранению жилищного фонда путем его сноса, реконструкции зданий, имеющих историческую ценность, и капитальному жилищному строительству на высвобождаемой территории рассмотреть вопрос о финансировании указанных мероприятий за счет средств краевого бюджета с установлением предельного уровня софинансирования расходного обязательства МО г. Норильск из краевого бюджета в соответствии с требованиями законодательства исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности городского округа г. Норильск, а также о возможности привлечения средств из иных источников в соответствии с законодательством РФ.


6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края.

Реализация предложений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.

Please publish modules in offcanvas position.