vk

 

Проверка использования средств, направленных на развитие и функционирование сферы молодежной политики и на государственную поддержку институтов гражданского общества, общественных и гражданских инициатив, национальных и межнациональных отношений

1. Исходные данные о контрольном мероприятии
1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка использования средств, направленных на развитие и функционирование сферы молодежной политики и на государственную поддержку институтов гражданского общества, общественных и гражданских инициатив, национальных и межнациональных отношений, социально ориентированных некоммерческих организаций»
1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.3.8 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2019 год, пункт 2.6.1 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2020 год.
1.3.Объекты контрольного мероприятия: агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, краевое государственное автономное учреждение «Краевой Дворец молодежи», краевое государственное автономное учреждение «Центр молодежных инициатив «Форум», краевое государственное автономное учреждение «Дом дружбы народов Красноярского края», краевое государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Красноярского края и Гражданской ассамблеи Красноярского края».
1.4. Проверяемый период: 2018, 2019 годы.
2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия
2.1.Законодательством осуществлено разграничение полномочий в сфере реализации молодежной и национальной политики, развития институтов гражданского общества между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Основные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления – Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2.2. В управление реализацией молодежной и национальной политики, поддержки институтов гражданского общества в Красноярском крае вовлечены органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, коллегиальные и совещательные органы.
Органом исполнительной власти края, уполномоченным в сфере реализации молодежной и национальной политики, поддержки институтов гражданского общества, является Агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края (далее – Агентство).
2.3. Полномочия и компетенции указанных органов и организаций, а также основные направления и особенности их взаимодействия определены системой федеральных, краевых, муниципальных и локальных правовых актов.
По состоянию на 31.12.2019 Правительством края или уполномоченным органом не принято 9 нормативных правовых актов, регулирующих вопросы реализации в крае молодежной и национальной политики, поддержки институтов гражданского общества, обязанность принятия которых установлена законодательством
2.4. Финансовое обеспечение реализации молодежной и национальной политики, поддержки институтов гражданского общества осуществляется путем предоставления Агентством субсидий краевым государственным учреждениям, бюджетам муниципальных образований края, некоммерческим организациям.
3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия
3.1. Сложившаяся практика принятия управленческих решений по вопросам, отнесенным к полномочиям Агентства, а также «закрытость» отдельной информации приводит к значительным коррупционным рискам.
3.2. Не подтверждается эффективность бюджетных расходов, направленных на оказание государственной поддержки СОНКО: контроль использования получателями господдержки средств краевого бюджета на должном уровне Агентством не осуществляется, не внедрен в практику механизм мониторинга дальнейшего использования результатов проектов, получивших поддержку из краевого бюджета
3.3. Контроль за деятельностью подведомственных учреждений Агентством надлежащим образом не осуществлялся.
3.4. Выявленные нарушения и недостатки при организации и осуществлении учреждениями закупочной деятельности свидетельствуют о несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также экономически эффективного расходования денежных средств, установленных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, а также коррупционных рисках (закупки осуществлялись преимущественно без проведения конкурентных процедур, выявлены множественные признаки умышленного уменьшения заказчиками объема отдельных закупок, их плановой стоимости и начальной (максимальной) цены договора, установлены признаки аффилированности).
В нарушение требований статьи 6.1 Федерального закона № 223-ФЗ, вступивших в силу с 31.12.2017, Правительством края до настоящего времени не определен Порядок осуществления органами государственной власти края в отношении подведомственных им учреждений ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 223-ФЗ.
3.5. Установлены неправомерные расходы средств краевого бюджета – 32047,1 тыс. рублей; нарушения законодательства о закупках – 5682,1тыс. рублей.
4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений
По фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков направлены представления руководителям КГАУ «Краевой Дворец молодежи», КГАУ «Центр молодежных инициатив «Форум», КГАУ «Дом дружбы народов Красноярского края», КГКУ «Аппарат Общественной палаты Красноярского края и Гражданской ассамблеи Красноярского края».
5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
По результатам контрольного мероприятия предложено:
5.1. Законодательному Собранию Красноярского края:
Внести изменения в закон Красноярского края № 5-1553 «Об Общественной палате Красноярского края и Гражданской ассамблее Красноярского края» в части осуществления расходов на участие в значимых для края мероприятиях членов Общественной палаты Красноярского края и председателей палат Гражданской ассамблеи.
5.2. Правительству Красноярского края:
Принять меры по устранению недостатков нормативного правового регулирования в части:
- разработки порядков и методик, принятие которых закреплено законами Красноярского края от 08.12.2006 № 20-5445 «О государственной молодежной политике Красноярского края», от 07.02.2013 № 4-1041 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае»;
- разработки порядка осуществления органами государственной власти края (уполномоченными органами исполнительной власти края) в отношении подведомственных им государственных, учреждений и государственных унитарных предприятий края, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника, ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, принятие которого закреплено Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
Пересмотреть ресурсное и организационное обеспечение деятельности Агентства в рассматриваемой сфере (в том числе, с точки зрения обеспечения достаточного уровня квалификации работников, к компетенции которых относятся вопросы предоставления мер господдержки и контроля использования бюджетных средств, закрепления персональной ответственности, разработки действенных механизмов и методов контроля).
5.3. Агентству:
принять меры по устранению нарушений и недостатков, а также коррупционных рисков, отраженных в отчете.
принять меры по усилению контроля за деятельностью подведомственных учреждений;
оптимизировать систему мониторинга реализации социальных проектов, получивших поддержку из краевого бюджета, расширяя практику выездных проверок.
6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Правительством Красноярского края и Агентством о проделанной работе по реализации предложений Счетной палаты Красноярского края сообщено следующее.
С 01.08.2020 года в силу вступил Закон Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4044 «О краевых социальных грантах», регулирующий, в том числе, механизм осуществления мониторинга реализации социальных проектов (Закон Красноярского края от 05.12.2013 № 5-1908 «О краевых социальных грантах» утратил силу 01.08.2020).
В целях урегулирования вопроса расходования средств краевого бюджета внесены изменения от 17.06.2021 в Закон Красноярского края от 19.04.2018 № 5-1553 «Об Общественной палате Красноярского края и Гражданской ассамблее Красноярского края». В частности, перечень лиц, средства на участие которых в общероссийских, межрегиональных и региональных мероприятиях, имеющих социально-экономическое и общественно-политическое значение для края, предусмотрены в смете расходов аппарата Общественной палаты и Гражданской ассамблеи, дополнился членами Общественной палаты, председателями палат Гражданской ассамблеи.
В государственную программу Красноярского края «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края» внесены изменения в части установления количественного выражения ожидаемого результата от реализации мероприятия «Обеспечение мониторинга в сфере межнациональных, межрелигиозных и миграционных отношений».
Во исполнение требований статьи 69.2 «Государственное (муниципальное) задание» Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка формирования государственного задания (утвержден постановлением Правительства края от 09.10.2015 № 539-п), Агентством утвержден порядок определения нормативных затрат на выполнение работ краевыми государственными учреждениями в рамках государственных заданий.
В целях недопущения широких пределов усмотрения при принятии управленческих решений и устранении коррупционных рисков проведена работа по определению единых подходов к базовым понятиям и методикам в сферах молодежной и национальной политики: Агентством утверждены «Положение о системе отчетности сферы «Государственная молодежная политика» в Красноярском крае на 2021 год» и «Положение о системе отчетности сферы «Государственная национальная политика» в Красноярском крае на 2021 год». В указанных документах закреплено понятие термина «мероприятие», отражена классификации мероприятий по критериям, а также установлены механизмы расчета показателей, в том числе, «количество мероприятий» для краевых учреждений молодежной политики.
В целях повышения качества и эффективности осуществления контроля за соблюдением получателями порядка, целей и условий предоставления мер поддержки в Агентстве изменена организационная структура, в штат введены должности, к компетенции которых отнесена проверка финансовой отчетности, предоставляемой получателями всех субсидий (в том числе в форме грантов), проверка текущей документации агентства, представление интересов агентства в суде, связанных с низкой степенью ответственности отдельных юридических лиц, заключивших соглашения о предоставлении субсидий.
В целях обеспечения надлежащего обоснования показателей по поступлениям и выплатам при формировании планов финансово-хозяйственной деятельности Агентством утвержден приказ от 02.09.2021 № 82-11 «Об утверждении Порядка составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности и внесение в них изменений».

Please publish modules in offcanvas position.