vk

 

Проверка использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт, реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей

1. Исходные данные о контрольном мероприятии

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт, реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей, а также на приобретение технологического оборудования, спецтехники для обеспечения функционирования систем теплоснабжения».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.4.1 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2020 год.

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее – Минпром, Министерство), администрации Бирилюсского и Богучанского районов и их структурные подразделения, получатели средств бюджета.

1.4. Проверяемый период: 2018 - 2019 годы.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

2.1. Органами исполнительной власти края полномочия в сфере теплоснабжения осуществляются не в полной мере, что наряду с недостатками нормативного правового регулирования не способствует формированию эффективной государственной политики в сфере теплоснабжения.

Пока отсутствует концепция развития теплоснабжения в крае, которая бы предусматривала системный подход к комплексному решению имеющихся проблем модернизации объектов теплоснабжения. Минпромом до настоящего времени не разработаны и не предложены иные механизмы привлечения инвестиций в отрасль теплоснабжения за исключением концессии, несмотря на недостаточность общего объема инвестиций в указанную сферу, не установлено влияние уже проводимых мероприятий на общее состояние систем теплоснабжения по всему краю (для каждого города и поселения).

2.2. Органы местного самоуправления не принимают достаточных мер к эффективному использованию находящихся в муниципальной собственности объектов теплоснабжения, включая меры к обеспечению их сохранности и развития. Сельские поселения зачастую передают осуществление полномочий по организации теплоснабжения населения муниципальным районам. В крае отмечается малое число заключенных концессионных соглашений на объекты в сфере теплоснабжения. Выявлены факты нарушения установленного федеральным законодательством порядка передачи права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения.

2.3. Недостатки в реализации полномочий в сфере теплоснабжения органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления, в том числе по развитию механизмов государственной поддержки проектов государственно-частного партнерства в целях модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, а также убыточная деятельность большинства теплоснабжающих организаций приводят к росту потребности в средствах бюджета на ремонт и модернизацию объектов теплоснабжения. Отрасль теплоснабжения находится в ситуации недофинансирования, в результате чего наблюдается снижение надежности систем теплоснабжения.

2.4. Всего в 2018-2019 годах на цели капитального ремонта, реконструкции, объектов теплоснабжения в краевом бюджете предусмотрено 313,7 млн рублей, из которых профинансировано 271,4 млн рублей или 86,5%.

Расходы краевого бюджета на капитальный ремонт, реконструкцию объектов теплоснабжения в 2018-2019 годах составляли, соответственно, 32% и 36% от общего объема средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по капитальному ремонту и (или) реконструкции объектов ЖКХ.

Однако, в соответствии с заявками муниципальных образований, потребность в проверяемый период в средствах краевого бюджета на капитальный ремонт, реконструкцию объектов теплоснабжения в 2 раза превышала ежегодно утверждаемые бюджетные ассигнования.

2.5. Проверка показала, что участие муниципалитетов в реализации подпрограммы «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований» государственной программы края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства» (далее – подпрограмма «Модернизация», подпрограмма) не является системным, а носит избирательный и заявительный характер, имеющий в основном локальную точечную направленность. Реализуемые проекты являются эффективными, но их объем и количество не оказывают существенного влияния на снижение степени износа коммунальной инфраструктуры в целом.

В среднем ежегодно в 2018-2019 годах осуществлялась замена 7,7 км тепловых сетей, а также капитальный ремонт 39 котельных.

Вместе с тем в проверяемый период достигнуты не все плановые значения показателей результативности и ожидаемых результатов от реализации мероприятия, установленные подпрограммой «Модернизация». Более того, при увеличении объема израсходованных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия подпрограммы было предусмотрено ухудшение значений отдельных показателей, что ставит под сомнение эффективность расходования бюджетных средств.

3. Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия

3.1. Установлены недостатки нормативно-правового регулирования на краевом уровне в рассматриваемой сфере: за органами исполнительной власти края не закреплено предусмотренное статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» полномочие по определению системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ; Правительством края в нарушение Закона края «Об отдельных вопросах правового регулирования в области предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения в части обеспечения коммунальными услугами, и ликвидации их последствий» не принято 3 нормативных правовых акта.

3.2. Выявлены недостатки механизма реализации подпрограммы «Модернизация», которые влияют на эффективность расходования бюджетных средств. Остаются актуальными ранее выявленные Счетной палатой края недостатки системы показателей результативности подпрограммы.

Министерством допускались нарушения требований Порядка предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований края на финансирование расходов по капитальному ремонту, реконструкции находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры (далее – Порядок предоставления субсидии) при отборе муниципальных образований для выделения субсидий.

Минпромом не выполнялись надлежащим образом полномочия в части осуществления планирования соответствующих расходов бюджета, составления обоснования бюджетных ассигнований, предусмотренные пп. 4 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.

3.3. Установлены нарушения и недостатки при расходовании средств краевого бюджета на общую сумму 37 519,3 тыс. рублей, в том числе: нецелевое использование бюджетных средств – 782,5 тыс. рублей, неэффективные расходы – 35 540,0 тыс. рублей; неэффективное использование имущества – 982,9 тыс. рублей; неправомерное использование имущества – 214,4 тыс. рублей. Кроме того, установлены недостатки на общую сумму 21 246,1 тыс. рублей, в том числе: с риском неэффективного расходования бюджетных средств использовано 21 176,0 тыс. рублей; с риском нецелевого использования бюджетных средств – 70,1 тыс. рублей. В целом с нарушениями и недостатками в 2018-2019 годах использовано 56,9% средств краевого бюджета от общего объема проверенных средств, с учетом рисков нецелевого и неэффективного использования средств – 88,0%.

Муниципальными заказчиками Бирилюсского и Богучанского районов допущены нарушения законодательства о закупках на общую сумму 50 137,8 тыс. рублей (краевой бюджет).

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений

По фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков направлены представления министру промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, главам Бирилюсского и Богучанского районов.

По выявленным фактам нецелевого использования бюджетных средств направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения заместителю председателя Правительства края – министру финансов Красноярского края в соответствии с требованиями ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ, а также составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По фактам нарушения Министерством Порядка предоставления субсидии в части отбора в 2019 году пяти муниципальных образований для получения субсидии в отсутствие полного пакета требуемых документов составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Направлено информационное письмо руководителю службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края о нарушении администрацией Бирилюсского района законодательства в сфере закупок, содержащем признаки административного правонарушения.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия предложено:

5.1. Правительству Красноярского края:

принять меры по устранению недостатков в нормативном правовом регулировании в сфере теплоснабжения, а также в области предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения, указанных в отчете;

рассмотреть вопрос о разработке мероприятий, направленных на привлечение частных инвестиций в модернизацию и развитие систем теплоснабжения в целях реализации направлений развития жилищно-коммунального комплекса края, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития края до 2030 года;

рассмотреть вопрос о внесении изменения в Закон края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», исключив из полномочий сельских поселений края вопросы по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

5.2. Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края:

принять меры к реализации всех предусмотренных законодательством полномочий в сфере теплоснабжения, в том числе по осуществлению мониторинга показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения;

с учетом информации о состоянии систем теплоснабжения, об объемах необходимых средств на восстановление и модернизацию объектов теплоснабжения разработать концепцию развития теплоэнергетики края, позволяющую предвидеть динамику ее развития, а также определять приоритетные мероприятия на ближайшую перспективу и последовательность их проведения;

устранить указанные в отчете нарушения и недостатки в положениях подпрограммы «Модернизация», в Порядке предоставления субсидии, в том числе в части установленных показателей результативности;

организовать принятие мер муниципальными органами Богучанского и Бирилюсского районов по устранению нарушений, указанных в отчете, в том числе по проведению работы с теплоснабжающими организациями в целях ускорения процесса принятия инвестиционных программ по развитию источников тепловой энергии и тепловых сетей, находящихся в их пользовании;

усилить контроль за соблюдением муниципалитетами – получателями субсидии условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Реализация предложений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.

Please publish modules in offcanvas position.