vk

 

Аудит эффективности использования бюджетных средств на модернизацию, реконструкцию и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, водоснабжения и водоотведения

1. Исходные данные о контрольном мероприятии. 

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Аудит эффективности использования бюджетных средств на модернизацию, реконструкцию и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, водоснабжения и водоотведения».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.4.1 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2019 год. 

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее – Минпром края, Министерство), администрации г. Боготола, г. Бородино, г. Енисейска, Рыбинского района и их структурные подразделения - получатели средств бюджета. 

1.4. Проверяемый период: 2016 - 2018 годы.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

2.1. Органами исполнительной власти края полномочия в сфере водоснабжения, водоотведения осуществляются не в полной мере, что наряду с выявленными недостатками нормативного правового регулирования не способствует формированию эффективной государственной политики в указанной сфере.

Документы стратегического планирования краевого уровня не содержат конкретные мероприятия реализации задач по внедрению государственной поддержки проектов государственно-частного партнерства в целях модернизации объектов водоснабжения и водоотведения, по разработке и запуску новых форм оказания государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов в целях модернизации объектов ЖКХ.

2.2. Органы местного самоуправления не принимают достаточных мер к эффективному использованию находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, включая меры к обеспечению их сохранности и развития. В крае отмечается малое число заключенных концессионных соглашений на объекты в сфере водоснабжения, водоотведения, а также малое количество инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций в сфере водоснабжения, водоотведения.

2.3. Недостатки в реализации полномочий в сфере водоснабжения, водоотведения органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления, в том числе по развитию механизмов государственной поддержки проектов государственно-частного партнерства в целях модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, а также убыточная деятельность большинства организаций водопроводно-канализационного хозяйства приводят к росту потребности в средствах бюджета на ремонт и строительство объектов водоснабжения, водоотведения.

2.4. Всего в 2016-2018 годах на цели капитального ремонта, реконструкции, строительства объектов коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения предусмотрено 1034,1 млн рублей, из которых профинансировано 798,5 млн рублей или 77,2%. В среднем ежегодно из краевого бюджета на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство находящихся в муниципальной собственности объектов водоснабжения и водоотведения выделялось 257,9 млн рублей. 

Расчет потребности в бюджетных средствах на мероприятия подпрограмм «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований» (далее – подпрограмма «Модернизация») и  «Чистая вода» государственной программы края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 № 503-п, Министерством не производился. При этом, в соответствии с заявками муниципальных образований, потребность в проверяемый период в средствах краевого бюджета на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов водоснабжения, водоотведения в 4 раза превышала ежегодно утверждаемые бюджетные ассигнования.

2.5. Выявлены недостатки механизмов реализации подпрограмм «Модернизация» и «Чистая вода», а также порядков предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, находящихся в муниципальной собственности, которые влияют на эффективность расходования бюджетных средств.

2.6. В 2017-2018 годах не достигнуты все ожидаемые результаты от реализации мероприятия по предоставлению субсидий на капитальный ремонт, реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения, установленные подпрограммой «Модернизация». 

Недостатки в системе установленных показателей результативности подпрограмм «Модернизация» и «Чистая вода» не позволяют сделать объективный вывод о влиянии реализации мероприятий подпрограмм на фактическое положение дел в рассматриваемой сфере.  

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

3.1. Выявлены недостатки нормативно-правового регулирования на краевом уровне в рассматриваемой сфере: за органами исполнительной власти края не закреплены 3 полномочия, установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», Правительством края в нарушение Закона края «Об отдельных вопросах правового регулирования в области предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения в части обеспечения коммунальными услугами, и ликвидации их последствий» не принято 3 нормативных правовых акта.

3.2. Министерством допускались нарушения требований порядков предоставления субсидий при отборе муниципальных образований для выделения субсидий. 

3.3. Установлены нарушения законодательства при расходовании бюджетных средств на общую сумму 40 617,3 тыс. рублей, в том числе: нецелевое использование бюджетных средств – 14 547,3 тыс. рублей, неэффективные расходы – 19 878 тыс. рублей; неправомерные расходы – 1 716,6 тыс. рублей, неэффективное использование имущества, приобретенного за счет средств субсидии  – 4 475,4 тыс. рублей. 

Муниципальными заказчиками г. Боготол, г. Енисейск, г. Бородино, Рыбинского района допущены нарушения законодательства о закупках при планировании закупок, анализе документации об электронном аукционе, заключении и исполнении муниципальных контрактов на общую сумму 49 790,0 тыс. рублей. 

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. 

По фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков направлены представления министру промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, главам г. Енисейска, Рыбинского района.

По выявленным фактам нецелевого использования бюджетных средств направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения заместителю председателя Правительства края – министру финансов  Красноярского края в соответствии с требованиями ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ, а также информация руководителю Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Красноярскому краю.    

Направлено информационное письмо руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю для оценки действий органов местного самоуправления по передаче прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и (или) водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых более 5 лет, без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения на предмет содержания в них признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия предложено:

5.1. Правительству Красноярского края:

принять меры по устранению недостатков в нормативном правовом регулировании в сфере водоснабжения и водоотведения, указанных в отчете;

рассмотреть вопрос о разработке мероприятий, направленных на привлечение частных инвестиций в модернизацию и развитие систем водоснабжения, водоотведения, на оптимизацию структуры коммунального хозяйства в целях реализации направлений развития жилищно-коммунального комплекса края, предусмотренных Стратегий СЭР края.

5.2. Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края:

принять меры к реализации всех предусмотренных законодательством полномочий в сфере водоснабжения, водоотведения;

устранить указанные в отчете нарушения и недостатки в положениях подпрограмм «Модернизация», «Чистая вода», в порядках предоставления субсидий муниципалитетам на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство объектов коммунальной инфраструктуры, водоснабжения, водоотведения, утвержденных приложениями к указанным подпрограммам, в том числе в части установленных показателей результативности;

обеспечить наличие в соглашениях о предоставлении вышеприведенных субсидий порядка осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением;  

во исполнение пп. 4.1.4 соглашения от 14.05.2018 № 503/26, заключенного между Министерством и администрацией г. Енисейска, о предоставлении субсидии на капитальный ремонт насосной станции II подъема водозаборного сооружения в районе д. Горское с приобретением технологического оборудования произвести расчет объема средств, подлежащий возврату из бюджета города Енисейска в краевой бюджет, в связи с недостижением значения показателя результативности в соответствии с пунктом 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края, утвержденных постановлением Правительства края от 30.09.2015 № 495-п, а также направить требование администрации г. Енисейска о возврате средств субсидии в краевой бюджет в указанном объеме;

усилить контроль за соблюдением муниципалитетами – получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

5.3. Главам городов Енисейск, Бородино, Боготол, Рыбинского района:

организовать работу по устранению выявленных нарушений, недостатков  и  принятию мер по их недопущению в дальнейшем;

принять меры к эффективному использованию находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения, включая меры к обеспечению их сохранности и развития, а также по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, в том числе с использованием института концессий;

усилить контроль за использованием средств субсидий на мероприятия по модернизации, капитальному ремонту, реконструкции, строительству объектов водоснабжения, водоотведения. 

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Реализация предложений находится на контроле  Счетной палаты Красноярского края.

 

Please publish modules in offcanvas position.