vk

 

Оценка социально-экономического эффекта и результативности использования бюджетных средств, направленных на предоставление мер социальной поддержки

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Оценка социально-экономического эффекта и результативности использования бюджетных средств, направленных на предоставление мер социальной поддержки».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.3.1 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2019 год, предложения Законодательного Собрания Красноярского края (от 06.07.2018 № 2078-и-ЗС) и  Губернатора Красноярского края (от 06.08.2018 № 1-08346).

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство социальной политики Красноярского края.

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: январь – апрель 2019 года.

1.5. Проверяемый период: 2018 год (в целях сравнения показателей используются данные за 2014 год).

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

Документами стратегического планирования Красноярского края к  приоритетным направлениям развития отрасли социальной защиты населения в  период до 2030 года отнесено повышение эффективности социальной помощи, оказываемой нуждающимся гражданам, за счет усиления адресного подхода и  внедрения новых технологий. Вместе с тем правовыми актами Красноярского края не установлено определение базовых понятий адресности, нуждаемости.

Сформированная в Красноярском крае правовая база, предусматривает предоставление 347 мер социальной поддержки, из них 109 мер поддержки предоставляется по краевому законодательству о социальной поддержке граждан проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов.

В проверяемом периоде 12 органов исполнительной власти края осуществляли финансирование расходов на предоставление 296 мер социальной поддержки на  общую сумму 33 188 млн руб.

Созданная система мер социальной поддержки не направлена на  борьбу с  бедностью. Бюджетные средства расходуются в  виде не существенных по  размеру выплат большому числу получателей.

При этом доля населения края с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2017 году увеличилась по сравнению с 2013 годом
на 3,5 процентного пункта и составила 18,7%, что выше, чем в среднем по  Российской Федерации. Численность населения Красноярского края с  денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась на  104,3 тыс. человек, или на  24% и составила 537,7 тыс. человек, из них доля населения в трудоспособном возрасте и детей в возрасте до 16 лет – 94,2%, доля пенсионеров – 5,8% .

В то время как одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года по Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» является снижение в два раза уровня бедности.

В крае отсутствует единая база данных, содержащая комплексную информацию о получателях мер социальной поддержки.

В нарушение Закона Красноярского края от  10.07.2008 № 6-1930 «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края» министерство социальной политики Красноярского края не  осуществляет функции по разработке государственной политики определенной области (сфере) государственного управления, а именно в сфере социальной поддержки граждан. Положением о министерстве социальной политики Красноярского края предусмотрена задача лишь по обеспечению реализации государственной социальной политики на всей территории края.

Органы исполнительной власти края, назначающие меры социальной поддержки не оценивают результативность оказания мер. Предоставление мер в  виде небольших по размерам выплат не может быть эффективным ни  с  точки зрения социальной защищенности получателей, ни с точки зрения администрирования системы мер социальной поддержки.

Результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о  необходимости пересмотра всей системы оказания мер социальной поддержки.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

В ходе контрольного мероприятия установлены следующие недостатки и  нарушения нормативной правовой базы в сфере социальной поддержки граждан.

Правовыми актами Красноярского края не установлено определение базовых понятий адресности и нуждаемости (критериев нуждаемости), что приводит к  разночтению норм и  не способствует созданию единого правового режима регулирования отношений в данной сфере.

Правительством Красноярского края не установлены размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и размеры региональных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и  коммунальных услуг в  совокупном доходе семьи, необходимость установления которых предусмотрена статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Правительством Красноярского края не установлен порядок обеспечения профилактики профессиональных заболеваний среди работающих в оленеводстве, включая обучение всех категорий медицинского персонала по  совершенствованию помощи работающим в оленеводстве, предусмотренный статьей 48 Закона Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края».

Правительством Красноярского края не приняты нормативные правовые акты, предусмотренные статьей 7.5 Закона Красноярского края от 07.07.2009
№ 8-3618 «Об обеспечении прав детей на отдых, оздоровление и  занятость в  Красноярском крае», статьями 11 и 11-1 Закона Красноярского края от  02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка»:

предоставления бесплатных путевок детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечения питанием (за счет средств краевого бюджета без взимания платы) обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего общего образования в краевых государственных общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы с углубленным изучением отдельных учебных предметов в рамках предметных областей «математика и информатика», «естественные науки» в случае проживания (не проживания) в интернате;

выплаты ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Существует необходимость рассмотрения возможности внесения изменений в следующие нормативные акты:

статья 6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» – в части уточнения перечня лиц, работающих и проживающих в сельской местности, имеющих право на получение субсидии;

статья 11 Закона Красноярского края от 29.04.2010 № 10-4673 «О музейном деле в Красноярском крае» – в части исключения статьи по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных музеев края, в связи с отсутствием установленных мер в федеральном и краевом законодательстве;

пункт 2 приложения № 12 к постановлению Правительства Красноярского края от 31.03.2009 № 165-п «Об утверждении Порядков предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживающим в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» на соответствие пункту 1 статьи 15 Закона Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края».

Также в ходе контрольного мероприятия отмечено, что министерством социальной политики Красноярского края не обеспечено надлежащее исполнение полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составлению обоснования бюджетных ассигнований.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер  по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

По результатам контрольного мероприятия не внесены представления и  предписания.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено

принять меры по устранению недостатков нормативно-правового регулирования;

организовать проведение оптимизации мер социальной поддержки в  условиях ограниченности бюджетных ресурсов;

ускорить принятие методики оценки результативности мер социальной поддержки, определение которой предусмотрено постановлением Правительства Красноярского края от 17.02.2017 № 99-п «Об утверждении бюджетного прогноза Красноярского края на период до 2030 года»;

определить критерии оценки целесообразности и необходимости передачи государственных полномочий на муниципальный уровень;

организовать проведение анализа и разработать комплекс мероприятий по оптимизации численности органов управлений социальной защиты населения и  установление обоснованной штатной численности, объективно необходимой для реализации государственных полномочий;

принять меры по увеличению объемов предоставления государственных услуг через КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Министерству социальной политики Красноярского края предложено организовать работу по устранению выявленных нарушений и недостатков, и принятию мер по их недопущению в дальнейшем.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Правительством Красноярского края сообщено о проделанной работе по реализации предложений Счетной палаты Красноярского края следующее.

В настоящее время подготовлены проекты нормативных правовых актов края, которые проходят процедуру согласования, в том числе в части: предоставления путевок за счет средств краевого бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; выплаты ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя; предоставления ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, гражданам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от  политических репрессий, проживающим в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края.

Кроме этого, в целях установления критериев нуждаемости подготовлен проект закона края «О порядке признания граждан в качестве нуждающихся в  получении мер социальной поддержки на территории Красноярского края».

В органах государственной власти края с целью уточнения перечня лиц, работающих и проживающих в сельской местности, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для специалистов бюджетной сферы в сельской местности, начата работа по актуализации норм статьи 6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

Правительством края разработаны проекты региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и  региональных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на  оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, которые в настоящее время находятся в стадии согласования.

Также находятся в стадии подготовки:

проект постановления Правительства края по порядку обеспечения питанием за счет средств краевого бюджета без взимания платы обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего общего образования в краевых государственных общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы с углубленным изучением отдельных учебных предметов в рамках предметных областей «математика и информатика», «естественные науки»;

проект закона края о признании утратившим силу пункта 3 статьи 48 Закона Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» в связи с отсутствием особого порядка обеспечения профилактики профессиональных заболеваний среди лиц, работающих в  оленеводстве, включая обучение всех категорий медицинского персонала по  совершенствованию помощи лицам, работающим в оленеводстве. При этом министерством культуры Красноярского края прорабатывается вопрос о  целесообразности исключения статьи 11 Закона Красноярского края от 29.04.2010 № 10-4673 «О музейном деле в Красноярском крае».

Завершить работу по устранению отмеченных недостатков нормативно-правового регулирования в системе социальной поддержки граждан планируется до конца 2019 года.

В целях проведения оптимизации мер социальной поддержки рабочей группой при Правительстве края выработаны предложения по изменению подходов к  предоставлению мер социальной поддержки в разрезе органов исполнительной власти края с учетом усиления принципа адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки, в том числе определения методики их результативности для дальнейшего обсуждения и принятия решений.

Правительством края рассмотрен вопрос определения критериев оценки целесообразности и необходимости передачи государственных полномочий на  муниципальный уровень. В результате с 01.01.2020 система управления отраслью «социальная защита населения» переходит к организации предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан органами исполнительной власти края (без наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями) посредством создания КГКУ «Управление социальной защиты населения» с  58 территориальными отделениями и передачи муниципальных учреждений социального обслуживания в государственную собственность края министерство социальной политики Красноярского края.

Министерством социальной политики Красноярского края организована работа по устранению выявленных нарушений и недостатков, и принятию мер по  их недопущению в дальнейшем.

Please publish modules in offcanvas position.