vk

 

Проверка использования средств, направленных на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса и устойчивое развитие сельских территорий

1. Исходные данные

1.1. Наименование мероприятия: «Проверка использования средств, направленных на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса и устойчивое развитие сельских территорий»

1.2. Основание для проведения мероприятия: поручение Губернатора Красноярского края (письмо от 15.08.2017 №1- 010534) и  пункт 2.1.5.5 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2018 год.

1.3. Объекты мероприятия: министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края.

1.4. Период проведения мероприятия: с 30 ноября по 28 декабря 2018 года.

1.5. Проверяемый период: 2017 год (для сравнения использовались  данные предыдущих периодов).

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

На развитие сельских территорий в 2017 году  в целом было направлено около 10,2 млрд. рублей или 4,9 % программного бюджета края, в том числе по 14 государственным программам – 3,2 млрд. рублей, по государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» около 7,0 млрд. рублей, в том числе расходы на мероприятия подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» – 660,0 млн рублей, подпрограммы  «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса» – 128,0 млн рублей.

Анализ государственной политики и нормативных правовых актов в сфере кадрового обеспечения агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий Красноярского края выявил следующие проблемы и недостатки.

В крае отсутствует комплексный подход к развитию сельских территорий, не определены приоритетные направления и  территории развития. Не сформированы комплексные планы строительства новых производственных, социальных, жилищно - коммунальных, дорожных  объектов. Не обозначены образовательные центры подготовки кадров для решения задач развития сельских территорий. В результате  размываются и  не эффективно расходуются направляемые на устойчивое развитие сельских территорий ресурсы.

Органами государственной власти края принимается не достаточно мер по совершенствованию системы административного территориального деления в  целях достижения стратегической рациональности и повышения эффективности управления муниципальными образованиями.

Существующие механизмы мотивации не позволяют привлекать  высококвалифицированные кадры для работы в сельской местности, наблюдаются проблемы с внедрением в производство инновационных технологий.

Правительством Российской Федерации принято решение о разработке государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий» до конца первого полугодия 2019 года. Однако Правительством края не рассматривается вопрос формирования аналогичной государственной программы края,   соответственно на ближайшую перспективу остается не решенным вопрос консолидации бюджетных расходов, направляемых на развитие села.

Также отмечено, что стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года не содержит комплекса мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий, а предусматривает только отдельные направления поддержки агропромышленного комплекса Красноярского края.

Госпрограмма Минсельхоза края не отражает определенные программой Минсельхоза России цели: по содействию созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; по активизации участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; по формированию позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни и задачи по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе  контрольного мероприятия

Нормативными правовыми актами края не определены полномочия органов исполнительной власти края в области устойчивого развития сельских территорий.

Положением о министерстве сельского хозяйства края не определена компетенция Минсельхоза края в области устойчивого развития сельских территорий и кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.

При анализе реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» отмечается низкий уровень взаимодействия органов исполнительной власти края с Минсельхозом края и отсутствие проектного подхода.

Государственные программы министерств соисполнителей не содержат целей, задач, целевых показателей, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, соответственно в отчетах органов исполнительной власти края о реализации государственных программ за 2017 год не выделены результаты мероприятий по  развитию села.

Несмотря на то, что Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ реализуется уже 7 лет, до настоящего времени отсутствует унифицированная методика оценки результативности государственной политики, мероприятий проводимых регионами и органами местного самоуправления в данной  сфере.

Правительством края не проводится мониторинг и анализ показателей эффективности расходования бюджетных средств направляемых на устойчивое развитие сельских территорий, соответственно своевременно не корректируются  принятые Правительством края  решения, что негативно сказывается на эффективности и результативности расходов, направленных на развитие данной сферы.

Результаты анализа эффективности расходования средств на устойчивое развитие сельских территорий и кадровое обеспечения АПК показали недостаточность финансовых вложений и принимаемых Правительством края мер для достижения поставленных госпрограммой Минсельхоз края целей.

Четверть населения края проживает в сельской местности, где  качество жизни на сегодняшний день, согласно данным официальной статистики,   характеризуется негативными тенденциями.

Более десяти показателей национальных проектов (снижение смертности, продолжительность жизни, коэффициент рождаемости и др.), край сможет достигнуть при условии значительного увеличения объемов финансирования на комплексное решение проблем сельских территорий.

По оценке Счетной палаты края на реализацию государственной политики устойчивого развития сельских территорий на данном этапе потребуется порядка 20,0 млрд. рублей ежегодно.

При реализации Министерством сельского хозяйства и торговли края подпрограмм нарушались требования Закона края о господдержке субъектов АПК в части отсутствия порядка и условий предоставления государственной поддержки, возврата средств государственной поддержки. Несвоевременно проводилась претензионная работа, уведомления о возврате выплат направлялись получателям с нарушением предусмотренного соглашениями срока. В отдельных действиях Минсельхоза усматривались признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Объем проверенных в рамках контрольного мероприятия средств краевого бюджета составил 491,0 млн рублей. Выявлено 32 нарушения на сумму 30,0 млн рублей, в том числе неправомерное использование в сумме 1,2 млн рублей.

Выявлены нарушения и недостатки, приводящие к возникновению коррупционных рисков, способствующие коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

Устранить выявленные Счетной палатой Красноярского края нарушения и недостатки.

Направить отчет о результатах контрольного мероприятия в Законодательное Собрание Красноярского края, Правительство Красноярского края, прокуратуру Красноярского края.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По итогам контрольного мероприятия Счетной палатой Красноярского края сформулированы следующие предложения.

Правительству Красноярского края рассмотреть вопросы:

о закреплении нормативным правовым актом полномочий по реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий за органами исполнительной власти края;

о совершенствовании нормативной правовой базы для развития местного самоуправления и административного территориального деления, путем создания новых административных единиц объединяя депрессивные территории  с наиболее экономически устойчивыми.

о формировании новой краевой государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий» исключив дублирование с мероприятиями  других госпрограмм и учитывая принципы кластерного развития и межрегионального сотрудничества;

об обеспечении благоприятного инвестиционного климата для хозяйствующих субъектов, осуществляющих или планирующих осуществлять деятельность на территориях комплексного развития;

об укреплении доверия к муниципальным органам власти путем  создания механизмов сотрудничества между властью, населением и социально – ответственным бизнесом.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Вопрос об устранении выявленных нарушений находится на контроле  в Счетной палате Красноярского края.

Please publish modules in offcanvas position.