1. Исходные данные о контрольном мероприятии.
1.1. Наименование контрольного мероприятия: Проверка использования средств краевого бюджета, направленных на реализацию приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.1.4.9 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2018 год.
1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство строительства Красноярского края; администрации городов Ачинска, Канска, Назарово, их структурные подразделения - получатели средств бюджета.
1.4. Период проведения контрольного мероприятия: октябрь – декабрь 2018 года.
1.5. Проверяемый период: 2017 год и истекший период 2018 года.
2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия
2.1. Реализация приоритетного проекта Российской Федерации «Формирование комфортной городской среды» (далее – Проект) на территории края в проверяемый период осуществлялась в рамках реализации мероприятий государственной программы края «Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды», утвержденной постановлением Правительства края от 29.08.2017 № 512-п (далее – Госпрограмма).
Основные полномочия по организации благоустройства территорий городов, поселений принадлежат органам местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями по нормативно-правовому регулированию отдельных вопросов, касающихся благоустройства территорий, а также по оказанию государственной поддержки муниципальным образованиям в решении вопросов местного значения, в том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов.
Проверка показала, что органами государственной власти края не реализовано полномочие по принятию закона края, определяющего иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований (необходимость принятия такого закона очевидна с учетом большой протяженности территории края, наличием трех климатических поясов и т.п.).
2.2. Федеральное законодательство предусматривает управление реализацией мероприятий Проекта на принципах проектного управления.
Между тем, проектное управление Проектом в крае не организовано должным образом, в том числе на уровне местного самоуправления. При реализации Госпрограммы не применялись основные принципы и методы проектного управления, не установлена четкая взаимосвязь органов, участвующих в реализации Проекта, между собой и с общественностью. Не актуализированы составы высших органов проектного управления в крае, в состав Межведомственной комиссии по обеспечению реализации мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий в соответствии с Госпрограммой не включены представители объединений предпринимателей. Не был создан рабочий орган Проекта – Региональная рабочая группа (команда) Проекта.
Полномочия министерства строительства Красноярского края (далее - Минстрой края) по рассмотрению (анализу) документов, предоставляемых органами местного самоуправления для заключения соглашений, получения субсидий, а также для осуществления текущего контроля за их использованием, в проверяемый период по соглашению от 18.05.2018 переданы краевому государственному казенному учреждению «Управление капитального строительства» (далее – УКС края). Результаты проверки свидетельствуют о некачественном исполнении последним в ряде случаев обязательств по заключенному соглашению и необеспечении контроля со стороны Минстроя края.
Порядки формирования общественной комиссии, создаваемой в муниципальных образованиях в целях осуществления контроля за реализацией муниципальной программы, проведения оценки предложений по включению территорий в муниципальную программу по благоустройству, принятия решения об утверждении дизайн-проектов, содержат коррупционные риски, поскольку не исключают участия в них лиц, заинтересованных в получении бюджетных средств.
2.3. Объем финансирования на реализацию предусмотренных Госпрограммой мероприятий по формированию комфортной городской среды в 2017-2018 годах составил 1 761,8 млн рублей, в том числе в 2017 году – 882,8 млн рублей, в 2018 году – 879,0 млн рублей. Средства освоены ежегодно на 100 %.
За период 2017-2018 годов благоустроено 1 198 дворовых территории (10 % от нуждающихся в благоустройстве) и 72 общественных пространства (6 % от нуждающихся в благоустройстве), в том числе 9 городских парков.
При достижении показателей результативности, установленных Госпрограммой, а также соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета, отмечена их несоотносимость в нарушение п. 3.9.5 Методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных приказом Минстроя России от 06.04.2017 № 691/пр, с показателями результативности, определенными Российской Федерацией. При этом в ходе проверки Минстроем края документально не подтверждено достижение в 2018 году значения показателя результативности, установленного соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета, предусматривающего 100 % реализацию комплексных проектов благоустройства общественных территорий.
2.4. В Минстрое края не организован надлежащий контроль за предоставлением и расходованием средств на мероприятия Проекта. В городских округах не обеспечивается сохранность элементов благоустройства, установленных за счет средств субсидии, отдельные элементы благоустройства не установлены, их повреждение (утрата) не фиксируется. Отсутствие действенного контроля со стороны Минстроя края, муниципальных образований привело к нарушениям и недостаткам, допущенным при расходовании бюджетных средств, выделенных на благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований края.
3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия
3.1. В нарушение п. 14 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами государственной власти края не принят закон края, регламентирующий порядок определения границ прилегающих территорий в крае в целях их благоустройства.
3.2. Выявлены нарушения и недостатки в выборочно проверенных городских округах (г. Ачинск, г. Канск, г. Назарово) на общую сумму 13 626,2 тыс. рублей, в том числе:
- неправомерное использование бюджетных средств в сумме 52,0 тыс. рублей;
- неправомерное использование имущества в сумме 156,9 тыс. рублей;
- неэффективное использование бюджетных средств в сумме 13 356,2 тыс. рублей;
- неэффективное использование имущества – 18,9 тыс. рублей;
- ущерб, причиненный бюджетам - 42,2 тыс. рублей.
3.3. В 2018 году муниципальными заказчиками городов Канска, Ачинска, Назарово допущены нарушения законодательства о закупках по всем 18 муниципальным контрактам на общую сумму 66,0 млн рублей. Выявлены признаки административных правонарушений, что свидетельствует о слабой подготовленности специалистов контрактных служб.
4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям
По результатам контрольного мероприятия не внесены представления и предписания.
Направлены информационные письма о результатах контрольного мероприятия главам городов Ачинск, Канск, Назарово, а также руководителю службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края о нарушениях законодательства в сфере закупок, содержащих признаки административных правонарушений.
5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
По результатам контрольного мероприятия предложено:
5.1. Правительству Красноярского края:
организовать проектное управление реализацией мероприятий Проекта в крае в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
устранить недостатки Госпрограммы, обеспечив соотносимость показателей результативности Госпрограммы с показателями Правил предоставления федеральной субсидии, а также с показателями, отраженными в соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету края в рамках Проекта;
рассмотреть вопрос о разработке проекта закона края, определяющего иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований, в целях соблюдения единых подходов к формированию современной городской среды на территории края, учитывая большую протяженность территории края, наличие трех климатических поясов.
5.2. Министерству строительства Красноярского края:
определить порядок осуществления УКСом края переданных Минстроем края полномочий по рассмотрению (анализу) документов, предоставляемых органами местного самоуправления для заключения соглашений, получения субсидий, осуществления контроля за их использованием, а также порядок контроля со стороны Минстроя края за качеством исполнения УКСом края названных полномочий;
усилить контроль за соблюдением муниципалитетами – получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, участвующих в реализации Проекта, применение проектного подхода в управлении деятельностью в сфере благоустройства, в том числе в части реализации мероприятий Проекта;
разработать рекомендации органам местного самоуправления, участвующим в реализации мероприятий Проекта, по организации системы контроля за ходом выполнения и качеством работ по благоустройству дворовых, общественных территорий, городских парков, выполняемых в рамках Проекта.
5.3. Главам городов Ачинск, Канск, Назарово:
организовать работу по устранению выявленных нарушений, недостатков и принятию мер по их недопущению в дальнейшем;
рассмотреть вопрос о применении проектного управления деятельностью в сфере благоустройства, в том числе в части реализации мероприятий Проекта, Подпрограммы;
устранить коррупционные риски в правовом регулировании порядка формирования общественной комиссии, осуществляющей контроль за реализацией муниципальной программы в сфере благоустройства;
принять меры по усилению контроля за использованием средств субсидий на мероприятия Проекта, а также по наведению порядка в учете и использовании элементов благоустройства - муниципального имущества.
6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Правительством Красноярского края по реализации предложений Счетной палаты Красноярского края сообщено следующее.
Первым заместителем Губернатора края - председателем Правительства края 11.12.2018 утвержден паспорт регионального проекта Красноярского края «Формирование комфортной городской среды на территории Красноярского края» (далее - Региональный проект).
Постановлением Правительства края от 05.04.2019 № 157-п утверждено Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Красноярского края.
В соответствии с указом Губернатора края от 04.03.2019 № 43-уг утратили силу указы Губернатора края от 06.02.2017 № 20-уг и от 04.09.2017 № 222-уг, регламентирующие деятельность совета при Губернаторе Красноярского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам и президиума Совета.
Актуализирован состав координационного органа Регионального проекта - межведомственной комиссии по обеспечению реализации мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий, направленных на формирование современной городской среды.
В целях организации системы управления проектной деятельностью распоряжением Правительства края от 04.02.2019 № 71-р определен ответственным за достижение целей и показателей федеральных проектов в составе национального проекта «Жилье и городская среда» в части, касающейся Красноярского края, заместитель председателя Правительства края, которому поручено обеспечить создание рабочих групп (команд) регионального проекта края с определением в них руководителей и администраторов регионального проекта края.
Состав рабочей группы указан в паспорте Регионального проекта, где также определены руководитель (министр строительства края) и администратор (заместитель министра строительства края) Регионального проекта.
Управлением проектной деятельности Правительства края организована работа по вовлечению органов местного самоуправления в проектную деятельность.
Проведена работа по отражению Регионального проекта в виде отдельного структурного элемента Госпрограммы за счет применения кодов бюджетной классификации с учетом присвоения уникальных признаков национальных проектов (буквенные обозначения).
Показатели результативности Госпрограммы соответствуют показателям утвержденного 11.12.2018 Регионального проекта в части количественных значений благоустроенных объектов.
Министерством строительства края внесены изменения в соглашение о взаимодействии с УКСом края в целях более детального урегулирования порядка осуществления последним переданных полномочий по реализации Госпрограммы.
В рамках реализации контрольных функций за соблюдением получателями субсидий условий и порядка, установленных при их предоставлении, Минстроем края проводятся выездные контрольные мероприятия на объекты благоустройства по территории муниципальных образований – получателей субсидии, которые носят системный характер. Планируется издание в третьем квартале 2019 года методических материалов, отражающих основные ошибки, допущенные при реализации проекта, в том числе с разделом, регулирующим вопросы проведения закупок для муниципальных нужд, с учетом нарушений, отраженных в отчете Счетной платы края. Кроме того, министерство планирует включить в программу обучающих семинаров с муниципалитетами вопросы контроля качества работ по благоустройству в рамках текущего содержания объектов и гарантийных сроков по контрактам (договорам).
Главы городов Ачинск, Канск, Назарово организовали работу по устранению выявленных нарушений, недостатков, о чем представили подробную информацию в Счетную палату края, в том числе в целях устранения коррупционных рисков утвердили новые Порядки формирования общественной комиссии, создаваемой в целях осуществления контроля за реализацией муниципальной программы по благоустройству.