vk

 

Аудит эффективности использования средств краевого бюджета, направленных на внедрение и поддержание информационных технологий в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления

Рассмотрен коллегией Счетной палаты Красноярского края (протокол от 05.04.2018 №5)

 

1. Исходные данные.

1.1. Наименование мероприятия: «Аудит эффективности использования средств краевого бюджета, направленных на внедрение и поддержание информационных технологий в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления».

1.2. Основание для проведения мероприятия: пункт 2.1.5.6. плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год, пункт 2.1.5.1. плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2018 год.

1.3. Объекты мероприятия: Правительство Красноярского края, министерство финансов Красноярского края, министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края, министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, министерство здравоохранения Красноярского края, министерство образования Красноярского края, министерство культуры Красноярского края, министерство социальной политики Красноярского края, министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, министерство лесного хозяйства Красноярского края, агентство информатизации и связи Красноярского края, агентство по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края, агентство труда и занятости населения Красноярского края, архивное агентство Красноярского края, служба по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края, служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

1.4. Период проведения мероприятия: с 05.12.2017 по 05.04.2018.

1.5. Проверяемый период: 2016 год, 9 месяцев 2017 года.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

Результаты проведенного Счетной палатой Красноярского края аудита эффективности использования средств краевого бюджета, направленных на внедрение и поддержание информационных технологий в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, позволили сформулировать следующие выводы.

1. За период с 2006 по 2017 годы расходы краевого бюджета на внедрение и поддержание информационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Красноярского края оцениваются в сумме около 5 млрд рублей. Количество эксплуатируемых органами исполнительной власти Красноярского края информационных систем превысило 347 единиц, 80 из них отвечают признакам государственных информационных систем[1].

2. Сформирована инфраструктура регионального электронного правительства. Достигнуты высокие показатели перевода государственных услуг в электронный вид.

3. Ограниченность установленных полномочий органов государственной власти в сфере информатизации и связи повлекла ликвидацию в 2015 году министерства информатизации и связи Красноярского края и формирование агентства информатизации и связи Красноярского края. Агентство информатизации и связи Красноярского края не обладает полномочиями по формированию политики развития региональной информатизации. Агентство информатизации и связи Красноярского края, во исполнение поручения Губернатора Красноярского края, рассматривает и согласовывает реализуемые органами исполнительной власти Красноярского края проекты по созданию и поддержанию информационных технологий, а также, в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие информационного общества» самостоятельно реализует мероприятия по созданию и развитию государственных информационных систем органов исполнительной власти Красноярского края.

Региональная программа информатизации, формируемая в соответствии с Концепцией региональной информатизации, отсутствует. Процесс внедрения информационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Красноярского края имеет ситуативный характер, не сопровождается анализом изменяющихся государственных полномочий (включая наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями). Не оценивается необходимость совместимости региональных информационных систем с региональной системой межведомственного электронного взаимодействия, а также с федеральными государственными информационными системами.

4. Государственные информационные системы Красноярского края не рассматриваются в качестве инструмента государственного управления  по достижению целей и задач социально-экономического развития Красноярского края, однако генерируют расходы бюджета по их сопровождению.

5. Результаты аудита эффективности использования средств краевого бюджета, направленных в 2016-2017 годах на внедрение и поддержание информационных технологий в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, выявили средний уровень эффективности. Достигнутые значения оценки эффективности предопределены отсутствием нормативных правовых актов о создании, владельце, операторе информационной системы, ее цели, назначении, области ее применения и функциях, отсутствием нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства Красноярского края по формированию и поддержанию информационных систем Красноярского края, недостатками бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности Красноярского края.

Не обеспечены требования к защите информации и эксплуатации специальных программно‑технических средств защиты, а также обеспечению организационных мер защиты информационных систем. Не соблюдены требования Закона Красноярского края от 03.03.2011 № 12-5650 «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» в части учета в Реестре государственной собственности Красноярского края исключительных прав, объектов интеллектуальной собственности Красноярского края.

6. Не решены установленные федеральными документами стратегического планирования задачи развития инфраструктуры электронного правительства:

достижение интеграции государственных информационных систем Красноярского края в региональную систему межведомственного электронного взаимодействия, а также в федеральную инфраструктуру электронного правительства;

обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг преимущественно в электронном виде;

повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на организацию административно-управленческих процессов в органах государственной власти (органов местного самоуправления, задействованных в реализации переданных законами края государственных полномочий);

создание единого государственного контроля результативности деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления, задействованных в реализации переданных законами Красноярского края государственных полномочий);

обеспечение перехода на электронное взаимодействие в рамках реализации государственных (муниципальных) функций.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

1.  Государственная политика края в проверяемой сфере не определена.

Концепция региональной информатизации предусматривает разработку региональных программ развития информатизации субъектов РФ. До настоящего времени региональная программа развития информатизации в Красноярском крае не сформирована.

2. Анализ наличия и качества нормативных правовых актов в проверяемой сфере выявил недостатки и нарушения.

Правительством края[2] установлены порядки, сроки и содержание процесса создания и ликвидации государственных информационных систем органов исполнительной власти края и государственных информационных систем государственных учреждений края[3], порядок регистрации государственных информационных систем края[4]. Указанные порядки подлежат приведению в соответствие с постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».

В нарушение Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ  «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[5], Закона края от 30.06.2011 № 12-6096 «О государственных информационных системах Красноярского края»[6] не приняты нормативные правовые акты края о внедрении отдельных государственных информационных систем Красноярского края.

Не учтены положения Закона края от 30.06.2011 № 12-6096 «О государственных информационных системах Красноярского края»[7] – расходы на мероприятия по поддержанию отдельных государственных информационных систем края не предусмотрены в государственных программах края.

В нарушение Бюджетного кодекса РФ[8] не установлены расходные обязательства края по внедрению и поддержанию отдельных информационных систем края.

3. Выявлены недостатки системы управления в проверяемой сфере:

отсутствие органа исполнительной власти края, уполномоченного в вопросах формирования и реализации политики в сфере внедрения и поддержание информационных технологий в деятельности органов государственной власти;

неактуальность состава комиссии при Губернаторе края по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в крае, а также состава межведомственной рабочей группы для разработки предложений по координации деятельности по созданию информационно-коммуникационной и телекоммуникационной инфраструктуры при подготовке и проведении XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске»;

отсутствие заместителя высшего должностного лица или заместителя руководителя высшего исполнительного органа государственной власти края, на которого возложена обязанность координации вопросов региональной информатизации;

увеличение количества подведомственных органам исполнительной власти края учреждений, занимающихся вопросами внедрения и поддержания информационных технологий;

решение вопросов внедрения и поддержания информационных технологий в отрыве от решения других вопросов совершенствования государственного управления;

процедура планирования расходов на внедрение и поддержание информационных технологий в деятельности органов государственной власти края не формализована.

4. В результате проведенной оценки результативности использования средств краевого бюджета, направленных на внедрение и поддержание информационных технологий в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, выявлено не соответствие внедренных агентством информатизации и связи края, службой по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники края, министерством экологии и рационального природопользования края и министерством экономического развития и инвестиционной политики края информационных технологий заданным критериям или полномочиям, выполнение которых предполагалось автоматизировать.

5. Установлены расходы на внедрение и поддержание информационных систем органов исполнительной власти края (не являющихся государственными информационными системами) в сумме 212 млн рублей, которые осуществлены в отсутствие соответствующих расходных обязательств Красноярского края.

Безрезультативные расходы краевого бюджета от внедрения «АСУЗКК» составили 7,4 млн рублей, «инициативные» расходы краевого бюджета  на внедрении и поддержание краевой автоматизированной системы «Безопасный город» –  41 млн рублей.

6.  По 11 эпизодам установлены нарушения органами исполнительной власти края законодательства в сфере государственных закупок, имеющие признаки состава административного правонарушения. Установлено наличие признаков аффилированности во взаимоотношениях государственного заказчика  и исполнителя при проведении процедуры закупок.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации или возмещению причиненного вреда, по привлечению  к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

Информация о выявленных нарушениях направлена в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, службы финансово-экономического контроля и контроля в  сфере закупок Красноярского края, министерства финансов Красноярского края.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По итогам контрольного мероприятия Счетной палатой Красноярского края сформулированы следующие предложения.

1.    Правительству Красноярского края рассмотреть вопросы:

подготовки предложений об учреждении органа государственной власти (государственного органа) путем реорганизации агентства информатизации и связи Красноярского края, в целях реализации полномочий в области повышения эффективности государственного управления, а также в сфере информатизации и связи Красноярского края (по аналогии с Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области);

разработки и реализации региональной программы информатизации, формируемой в соответствии с Концепцией региональной информатизации;

установления критериев отнесения информационных систем к государственным информационным системам Красноярского края (с внесением соответствующих изменений в Закон Красноярского края от 30.06.2011 № 12-6096 «О государственных информационных системах Красноярского края»);

проведения ревизии информационных ресурсов, находящихся в ведении органов исполнительной власти Красноярского края и учтенных в реестре государственных информационных систем Красноярского края;

формирования органами исполнительной власти Красноярского края планов ведомственной информатизации;

использования информационных систем Красноярского края для реализации органами местного самоуправления Красноярского края переданных законами Красноярского края государственных полномочий;

приведения установленных Правительством Красноярского края порядков, создания и ликвидации, регистрации государственных информационных систем органов исполнительной власти Красноярского края и государственных информационных систем государственных учреждений Красноярского края в соответствие с постановлением Правительства РФ  от 06.07.2015 № 676  «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».

2. Министерству финансов Красноярского края рассмотреть вопросы:

регламентации порядка установления расходных обязательств Красноярского края по формированию и поддержанию информационных систем Красноярского края;

детализации и определения порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в отношении расходов, осуществляемых органами государственной власти Красноярского края, подведомственными учреждениями, на цели создания и поддержания информационных технологий в их деятельности.

3. Министерству финансов Красноярского края, министерству экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края, министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, министерству здравоохранения Красноярского края, министерству образования Красноярского края, министерству культуры Красноярского края, министерству социальной политики Красноярского края, министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, министерству лесного хозяйства Красноярского края, агентству информатизации и связи Красноярского края, агентству по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края, агентству труда и занятости населения Красноярского края, архивному агентству Красноярского края, службе по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края, службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края устранить установленные в ходе контрольного мероприятия и изложенные в настоящем отчете и актах проверки нарушения при создании и поддержании информационных технологий.

4. Министерству экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края рассмотреть вопрос об обязательном отражении мероприятий по созданию и поддержанию государственных информационных систем Красноярского края в государственных программах Красноярского края.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Вопрос об устранении выявленных нарушений находится на контроле в Счетной палате Красноярского края.



[1] Установлены статьей 14 «Государственные информационные системы» Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

[2]В соответствии с Законом Красноярского края от 30.06.2011 № 12-6096 «О государственных информационных системах Красноярского края».

[3]Постановление Правительства края от 13.06.2012 № 272-п «Об утверждении Порядка создания (ликвидации) государственных информационных систем органов исполнительной власти Красноярского края, государственных информационных систем государственных учреждений Красноярского края».

[4]Постановление Правительства края от 10.02.2012 № 42-п «Об утверждении Порядка ведения реестра государственных информационных систем Красноярского края и регистрации в нем государственных информационных систем Красноярского края, состава сведений реестра государственных информационных систем Красноярского края».

[5]Подпункт 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях  и о защите информации».

[6]Статья 2 Закона края от 30.06.2011 № 12-6096 «О государственных информационных системах Красноярского края».

[7] Пункт 7 статьи 2 Закона края от 30.06.2011 № 12-6096 «О государственных информационных системах Красноярского края».

[8] Статья 8 Бюджетного кодекса РФ.

Please publish modules in offcanvas position.