Рассмотрен коллегией Счетной палаты Красноярского края (протокол от 25.02.2018 № 2)
1. Исходные данные.
1.1. Наименование мероприятия: «Проверка эффективности использования средств краевого бюджета, направленных на достижение цели повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в крае».
1.2. Основание для проведения мероприятия: предложение Законодательного Собрания Красноярского края (от 15.07.2016 № 1865-ИЗС), пункт 2.1.5.5 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год.
1.3. Объекты мероприятия: министерство сельского хозяйства Красноярского края, министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края (по запросу), министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края (по запросу).
1.4. Период проведения мероприятия: с 18.09.2017 по 30.11.2017.
1.5. Проверяемый период: 2016 год, истекший период 2017 года.
2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия
Результаты проведенного Счетной палатой Красноярского края контрольного мероприятия, позволили сформулировать следующие выводы.
1. Проект стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года предусматривает решение задачи повышения эффективности сельскохозяйственного производства, обеспечивающего конкурентоспособность отрасли, путем обеспечения сбыта сельскохозяйственной продукции в результате развития переработки, товаропроводящей сети, создания условий для сезонного хранения сельхозпродукции. Государственной программой Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» декларирована цель повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в Красноярском крае.
2. Реализация перечисленных направлений государственной политики края осуществляется в отсутствии краевой программы развития торговли, мер стимулирования инвестиционной деятельности в сфере переработки произведенной в Красноярском крае сельскохозяйственной продукции, характеризуется недостатками нормативного правового регулирования и системы управления.
3. Недостижение установленных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации показателей обеспеченности населения Красноярского края мясом и мясопродуктами собственного производства предопределяет потенциал развития этого сегмента сельскохозяйственного производства Красноярского края, равно как и доведение потребления населением края основных продуктов питания до установленных Министерством здравоохранения РФ нормативов.
4. В рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» для достижения установленной цели повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в крае, в 2016 году реализовано 32 мероприятия в рамках 4 подпрограмм на общую сумму 2,3 млрд. рублей, в 2017 году – реализуется 21 мероприятие в рамках 3 подпрограмм на общую сумму 2,3 млрд рублей.
5. Государственная программа края признана эффективной при недостижении в 2016 году значений 17% целевых показателей, 32% показателей результативности. С нарушением установленного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ принципа эффективности использованы бюджетные средства в сумме 822 млн рублей при недостижении непосредственных результатов от реализации мероприятий государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
6. Использование краевых средств с точки зрения достижения цели повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в крае, не эффективно.
7. По оценке минсельхоза края решение задачи повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в крае, требуется привлечение финансовых ресурсов в сумме не менее 15 млрд. рублей.
3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия
1. Государственная политика края в сфере развития торговли не определена. Декларированное направление краевой государственной политики по обеспечению сбыта сельскохозяйственной продукции в результате развития переработки, развития товаропроводящей сети, создания условий для сезонного хранения сельхозпродукции не реализовано.
2. Анализ наличия и качества нормативных правовых актов в проверяемой сфере выявил недостатки и нарушения.
Предусмотренные Законом края о поддержке АПК меры государственной поддержки представляют собой набор точечных решений, не отвечающих единой логике (стратегии) государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и не направлены на повышение конкурентоспособности продукции краевых производителей и ее выходу на внешние рынки сбыта.
Требуется решение вопросов государственной поддержки адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей края к требованиям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ).
Закон края от 27.12.2005 № 17-4397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями по решению вопросов поддержки сельскохозяйственного производства» не содержит перечни подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, или порядок определения данного перечня (в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Не приняты законы края, устанавливающие меры стимулирования деятельности в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности края в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Не приняты нормативные правовые акты края в соответствии с пунктом 24 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по вопросам:
обеспечения продовольственной безопасности;
формирования и поддержания необходимых запасов и резервов продовольствия в субъекте Российской Федерации;
обеспечения ведения мониторинга состояния продовольственной безопасности в субъекте Российской Федерации.
3. Выявлены недостатки схемы взаимодействия органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, субъектов экономики в проверяемой сфере, снижающие ее эффективность.
В целях достижения цели повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в крае, фактически не задействован важный инструмент государственной политики развития отдельных секторов народного хозяйства –государственные закупки.
Минпром края, Минэконом края не реализованы компетенции, установленные положениями о министерстве промышленности, энергетики и торговли Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 18.05.2010 № 270-п), о министерстве экономического развития и инвестиционной политики края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 23.12.2014 № 639-п в проверяемой сфере.
Недостатки системы управления деятельностью органов исполнительной власти края в сфере аквакультуры (рыбоводства) и рыболовства.
Вовлечение в процесс управления нескольких коллегиально-совещательных органов, составы которых потеряли свою актуальность.
Вовлечение в процесс управления Консультационной организации, осуществляющей взаимодействие с хозяйствующими субъектами, ВУЗами, органами государственной власти с целью координации усилий государства, бизнеса и науки по оказанию консультационно-информационной помощи сельхозтоваропроизводителям края.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением субъектами агропромышленного комплекса края условий, установленных при предоставлении средств государственной поддержки.
Наличие недостатков программно-целевых методов управления.
4. С нарушением установленного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ принципа эффективности использованы бюджетные средства в сумме 822,1 млн рублей при недостижении установленных государственной программой края показателей результативности и эффективности.
С нарушением действующего законодательства использованы средства краевого бюджета в сумме 66,5 млн рублей. Отмечены риски нецелевого использования средств краевого бюджета. Установлены риски неэффективного использования в 2017 году средств краевого бюджета в сумме 0,5 млн рублей.
5. Установлено наличие признаков (прямых и косвенных) взаимозависимости (аффилированности) во взаимоотношениях по поводу предоставления оборудования и изделий автомобильной промышленности по договорам финансового лизинга.
4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)
Информация о выявленных нарушениях направлена в адрес правоохранительных органов, УФНС России по Красноярскому краю по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах.
5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
По итогам контрольного мероприятия Счетной палатой Красноярского края сформулированы следующие предложения.
1. Правительству Красноярского края рассмотреть вопросы:
установления мер государственной поддержки в отношении организаций сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Красноярского края, организаций торговли, использующих произведенное в Красноярском крае сырье и продукцию;
организации системы социального питания с использованием произведенной в Красноярском крае продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и вовлечение в нее государственного сектора экономики края;
организации реализации государственной политики Красноярского края по обеспечению сбыта сельскохозяйственной продукции в результате развития переработки, развития товаропроводящей сети, создания условий для сезонного хранения сельхозпродукции;
принятия решения о разработке государственной политики Красноярского края в сфере развития торговли;
разработки и реализации проектов социального питания отдельных категорий населения Красноярского края;
отказа от применения в практике государственного управления Красноярского края отраслевых программ и перехода к управлению посредством краевых государственных программ Красноярского края во всех сферах государственного управления, включая сферу повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в Красноярском крае;
отказа от практики наделения органов местного самоуправления отдельными государственными контрольными полномочиями;
установления ответственности в отношении должностных лиц органов исполнительной власти края за недостижение показателей эффективности при реализации государственных программ Красноярского края (предусмотрена статьей 29.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).
2. Министерству сельского хозяйства и торговли Красноярского края рассмотреть вопросы:
внесения изменений в Закон Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» с целью устранения недостатков, изложенных в настоящем отчете Счетной палаты Красноярского края;
разработки краевой программы развития торговли;
установления требований к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований;
проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории края;
привести соглашения, заключенные министерством сельского хозяйства Красноярского края с получателями средств субсидий, в соответствие с ожидаемыми непосредственными результатами реализации мероприятий государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
3. Министерству сельского хозяйства и торговли Красноярского края совместно с министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края:
сформулировать предложения в адрес федеральных органов государственной власти по вопросу снижения тарифов на электроэнергию в отношении потребителей – субъектов сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Красноярского края;
подготовить предложения по формированию и организации исполнения проекта в сфере повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Красноярского края (в соответствии с постановление Правительства Красноярского края от 28.12.2016 № 700-п «Об утверждении Положения об управлении проектной деятельности Правительства Красноярского края»), а также участия в федеральном приоритетном проекте «Экспорт продукции АПК».
4. Министерству экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края реализовать установленную компетенцию по государственной поддержке инвестиционной деятельности (в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 23.12.2014 № 639-п) в сфере сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Красноярского края.
5. Агентству государственного заказа Красноярского края сформулировать предложения по государственной политике в сфере закупок для обеспечения нужд Красноярского края, направленные на поддержку конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в Красноярском крае.
6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Вопрос об устранении выявленных нарушений находится на контроле в Счетной палате Красноярского края.