vk

 

Аудит эффективности использования средств, направленных на развитие и функционирование библиотечного дела в Красноярском крае

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Аудит эффективности использования средств, направленных на развитие и  функционирование библиотечного дела в Красноярском крае».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.1.3.3 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2018 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края (от 10.07.2017 № 3636-и-ЗС).

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство культуры Красноярского края (включая государственные и муниципальные библиотеки).

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: июнь – сентябрь 2018 года.

1.5. Проверяемый период: 2017 год (в целях сравнения показателей используются фактические данные 2016 года и оценка 2018 года).

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

Библиотечная сеть в Красноярском крае представлена 4 государственными библиотеками, 1 149 муниципальными библиотеками и 3 библиотеками предприятий. Уровень обеспеченности населения Красноярского края по  состоянию на 01.01.2018 библиотеками ниже нормативов рекомендованных министерством культуры Российской Федерации.

Взаимодействие министерства культуры Красноярского края с  органами местного самоуправления по вопросам в области библиотечного дела осуществляется в рамках заключенных соглашений о предоставлении субсидий муниципальным образованиям Красноярского края из краевого бюджета, с муниципальными библиотеками – на уровне рекомендаций, оказания консультативной и методической помощи, с негосударственными библиотеками в рамках сбора форм федерального статистического наблюдения.

В 2017 году на функционирование государственных и муниципальных библиотек, включая КГАУК «Центр книги – Красноярский бибколлектор», за счет всех источников финансирования направлено 2 058,9 млн руб.,Удельный вес расходов на библиотеки за счет бюджетных средств в расходах консолидированного бюджета Красноярского края на культуру составляет 18,6%.

С положительной стороны работу библиотечной сети характеризует увеличение числа зарегистрированных пользователей и числа посещений библиотек. В то же время наблюдаются и отрицательные тенденции: снижение библиотечного фонда и читаемости; слабое формирование библиотечного фонда изданиями на электронных носителях; ниже нормативной обновляемость и  обращаемость библиотечного фонда; критичными являются показатели доступа пользователей библиотек к Национальной электронной библиотеке и иным государственным информационным системам.

В 2017 году в Красноярском крае доля библиотек, помещения которых находятся в неудовлетворительном состоянии, в 1,5 раза выше, чем в среднем по России и Сибирскому Федеральному округу, что влияет на условия получения населением края качественных услуг. Для лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата доступно менее 10% зданий (помещений) библиотек. Одной из актуальных остается проблема обновления парка транспортных средств.

Потребность в средствах на проведение капитального ремонта помещений, на приобретение оборудования для государственных и муниципальных библиотек для получения пользователями качественных услуг, обновление автотранспорта оценивается в сумме 1 184 298,5 тыс. руб., в том числе для государственных библиотек – 562 298,5 тыс. руб.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

В ходе контрольного мероприятия установлены факты ненадлежащего исполнения министерством культуры Красноярского края полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно:

1) В нарушение части 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 6 Порядка формирования государственного задания в  отношении краевых государственных учреждений и  финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 539-п, финансовое обеспечение выполнения государственного задан КГАУК «Центр книги – Красноярский бибколлектор» в 2017 году осуществлялось за счет средств приносящей доход деятельности.

2) В нарушение пункта 4 Порядка предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований Красноярского края, определенного Государственной программой Красноярского края «Развитие культуры и туризма», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 511-п, и пунктов 4.1.3, 4.1.4. соглашений о  предоставлении субсидий муниципальным образованиям Красноярского края из краевого бюджета министерством культуры Красноярского края не  проведена оценка результативности осуществления мероприятий с учетом обязательств по  достижению значений установленных показателей результативности и своевременно не приняты меры по возврату субсидий в краевой бюджет.

Администрациями города Шарыпово, Емельяновского, Енисейского, Казачинского, Мотыгинского, Новоселовского районов не обеспечено выполнение обязательств по достижению значений показателей результативности, установленных соглашениями о предоставлении субсидии на комплектование книжных фондов.

Согласно пунктам 12-14 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Красноярского края, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2015 № 495-п, объем средств, подлежащий возврату в краевой бюджет, составляет 2 525,59 руб., в том числе из бюджетов Казачинского района 1 103,16 руб., Мотыгинского района 719,23 руб., Енисейского района 439,73 руб., Емельяновского района 180,58 руб., города Шарыпово 58,59 руб., Новоселовского района 24,30 руб.

В октябре 2018 года министерством культуры Красноярского края предоставлена информация о возврате средств муниципальными библиотеками в  краевой бюджет.

Кроме того, установлено, что в нарушение пункта 4.4 Порядка принятия решений о  разработке государственных программ Красноярского края, их  формирования и  реализации, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п, не  представляется возможным рассчитать значения показателей результативности «Своевременность и качество подготовленных законопроектов (изменений в законопроекты), проектов нормативных правовых актов, обусловленных изменениями федерального и регионального законодательства» и  «Уровень исполнения расходов главного распорядителя за счет средств краевого бюджета (без учета межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета)» подпрограммы 5 «Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия» Государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и  туризма», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 511-п.

Согласно Отчету о реализации государственных программ Красноярского края, реализуемых в 2017 году, исполнение указанных показателей результативности составляет 5 баллов, при плане 5 баллов. В связи с отсутствием установленного порядка расчета значений показателей проверить достоверность их значений не представляется возможным.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

По результатам контрольного мероприятия внесено представление исполняющему обязанности министра культуры Красноярского края по принятию мер по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений, а также по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении Порядка предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований Красноярского края, определенного Государственной программой Красноярского края «Развитие культуры и  туризма», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 511-п.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено принять меры по устранению недостатков нормативно-правового регулирования;

внести изменения в Государственную программу края «Развитие культуры» в части уточнения порядка расчета показателей результативности «Своевременность и качество подготовленных законопроектов (изменений в  законопроекты), проектов нормативных правовых актов, обусловленных изменениями федерального и регионального законодательства» и «Уровень исполнения расходов главного распорядителя за счет средств краевого бюджета (без учета межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из  федерального бюджета)»;

рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на  проведение капитальных ремонтов зданий (помещении) государственных и  муниципальных библиотек.

Министерству культуры Красноярского края предложено

рассмотреть возможность актуализации Концепции развития библиотечного дела в Красноярском крае с продлением сроков реализации на следующий период;

организовать работу по устранению выявленных нарушений и недостатков, и  принятию мер по их недопущению в дальнейшем,

принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении порядка предоставления субсидий муниципальным образованиям на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований Красноярского края.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Правительством Красноярского края сообщено следующее.

В целях устранения недостатков нормативно-правового регулирования планируется исключение нормы о принятии и утверждении нормативов финансирования библиотек, предусмотренной статьей 8 Закона Красноярского края от 17.05.1999 № 6-400 «О  библиотечном деле в Красноярском крае» и разработка стандарта оказания государственной услуги «Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки», предусматривающего нормативы потребления материальных, технических ресурсов при оказании государственной услуги, а также актуализация Концепции развития библиотечного дела в Красноярском крае.

При корректировке государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма» будут исключены показатели результативности «Своевременность и качество подготовленных законопроектов (изменений в  законопроекты), проектов нормативных правовых актов, обусловленных изменениями федерального и регионального законодательства» и «Уровень исполнения расходов главного распорядителя за счет средств краевого бюджета (без учета межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из  федерального бюджета)»).

Принимая во внимание необходимость проведения капитальных ремонтов зданий (помещений) государственных и муниципальных библиотек, в связи с  неудовлетворительным их состоянием, и обновления парка краевых государственных библиотек специальными транспортными средствами, в 2019-2021 годах потребуются дополнительные финансовые средства, в связи с чем Правительством Красноярского края будет рассмотрена возможность
и в установленном порядке направлено предложение министерству финансов Красноярского края об увеличении бюджетных ассигнований.

По состоянию на 17.01.2019[1] министерством культуры Красноярского края 12 нарушений устранены. Министром культуры Красноярского края 13.11.2018 утвержден план мероприятий по  устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия, в котором установлены сроки и  ответственные лица.


[1] Информация о ходе устранения нарушений актуализируется по мере наступления срока исполнения либо по мере поступления в Счетную палату информации о принятых мерах

 

 

Please publish modules in offcanvas position.