vk

 

Проверка использования средств на обеспечение пожарной безопасности в Красноярском крае

 1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка использования средств на обеспечение пожарной безопасности в Красноярском крае».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.1.4.1 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2018 год, предложения Законодательного Собрания Красноярского края от 10.07.2017 № 3636-и-ЗС-08403.

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее – Министерство строительства и ЖКХ), краевое государственное казенное учреждение «Противопожарная охрана Красноярского края» (далее – КГКУ «Противопожарная охрана»), администрации Ирбейского, Канского, Краснотуранского муниципальных районов Красноярского края и их структурные подразделения - получатели средств бюджета.

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: с 10 января по 05 марта 2018 года.

1.5. Проверяемый период: 2016 – 2017 годы.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

1. Действующим законодательством для органов государственной власти края установлено 15 полномочий в сфере пожарной безопасности, из которых 13 полномочий вменены Правительству края.

По Соглашению № 38 Правительством края переданы МЧС России полномочия, реализуемые за счет средств бюджета края, по решению вопросов организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, сформированной  на территории края.

Органы местного самоуправления края наделены 8-ю полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

2. Основные цели государственной политики в области пожарной безопасности направлены на поддержание на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил, развитие системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведение профилактических мероприятий, а также формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения.

3. Государственное управление в системе пожарной охраны края – часть единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – РСЧС, а именно действующей в крае Территориальной подсистемы РСЧС.

Вместе с тем, отраслевым органам наряду с полномочиями в сфере противопожарной охраны надлежит осуществлять нормативное правое регулирование, функции главного распорядителя бюджетных средств и соответствующий внутренний финансовый контроль.  

4. Выявленные недостатки в системе управления не обеспечивают:

обоснованность бюджетного финансирования для обеспечения противопожарной службы края и муниципальной пожарной охраны в крае;

оснащение пожарных постов КГКУ «Противопожарная охрана» материально-техническими, кадровыми и финансовыми ресурсами на современном уровне;

обеспечению полномочий органов местного самоуправления по первичным мерам пожарной безопасности на уровне выше 19,1%;

более эффективному использованию бюджетных средств и муниципального имущества.

5. На территории края полномочия в сфере противопожарной безопасности и пожарной охраны осуществляют 29,7 тыс. человек.

Согласно отчетным данным ГУ МЧС России по краю за 2017 год относительный показатель прикрытия населения подразделениями всех видов пожарной охраны (без учета добровольной пожарной охраны) составил 93,78%. Количество зарегистрированных пожаров в населенных пунктах края за предыдущие 5 лет снизилось на 10%, количество погибших на пожарах снизилось на 30%, количество травмированных снизилось на 13,5%.

В то же время в 3,3 раза возрос материальный ущерб от пожаров в населенных пунктах края.

Всеми видами пожарной охраны края в 2017 году принято участие в тушении 1 197 пожаров, из которых потушено 268, в 2016 году – в тушении 1 361 пожара, из которых потушено 277 пожаров.

6. Объем финансирования полномочий Правительства края и органов местного самоуправления края, предусмотренный в Госпрограмме «Защита от чрезвычайных ситуаций», в 2016 году составил 395,6 млн. рублей, в 2017 году - 422,4 млн. рублей. Средства освоены на 99,7% и 99,6% соответственно.

При достижении показателей результативности госпрограммы отмечена их неактуальность (используются данные о численности населения в муниципальных образованиях края на 01.01.2015), не учитываются отчетные данные ГУ МЧС России по краю – постоянно действующего органа управления, реализующего полномочия Правительства края.

7. В Министерстве строительства и ЖКХ не был организован надлежащий внутренний финансовый контроль за предоставлением и расходованием средств на мероприятия подпрограммы «1. Предупреждение, спасение, помощь населению в чрезвычайных ситуациях» Госпрограммы «Защита от чрезвычайных ситуаций».

В КГКУ «Противопожарная охрана» положение о порядке осуществления приносящей доход деятельности КГКУ «Противопожарная охрана» не приведено в соответствие с положениями Госпрограммы «Защита от чрезвычайных ситуаций».

Нормативными правовыми актами края органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, имеющих в составе поселения, исключены из системы внутреннего финансового контроля за расходованием поселениями субсидий краевого бюджета на обеспечение первичных мер пожарной безопасности и на мероприятия по развитию добровольной пожарной охраны.

В сельсоветах приобретенное имущество не установлено либо не хранится надлежащим образом (находится в упаковочном состоянии в кабинетах), утрата товарно-материальных ценностей не фиксируется.

Указанные недостатки способствуют образованию коррупционных рисков и возможности для коррупционных проявлений.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе  контрольного мероприятия

3.1. Выявлены нарушения и недостатки на общую сумму 884,1 тыс. рублей на всех уровнях администрирования расходов – в Министерстве строительства и ЖКХ, в КГКУ «Противопожарная охрана», в выборочно проверенных 42 сельсоветах Канского, Краснотуранского и Ирбейского районов края.

В том числе:

неправомерное расходование бюджетных средств – 498,6 тыс.  рублей (краевого бюджета – 481,1 тыс. рублей, местного бюджета – 17,5 тыс. рублей);

неэффективное использование бюджетных средств – 385,5 тыс. рублей (краевого бюджета – 345,2 тыс. рублей, местного бюджета – 40,3 тыс. рублей), включая неэффективное использование муниципального имущества в сумме 292,5 тыс. рублей.

3.2. С нарушением законодательства о закупках заказчиками заключены и реализованы:

Министерством строительства и ЖКХ – 2 государственных контракта на сумму 372,1 тыс. рублей;

КГКУ «Противопожарная охрана» - 8 контрактов на общую сумму 9 063,3 тыс. рублей;

сельсоветами Канского, Краснотуранского и Ирбейского районов - 96 муниципальных контрактов на общую сумму 1 247,4 тыс. рублей.

Выявлены признаки административных правонарушений, допущенных всеми проверенными заказчиками, что свидетельствует о слабой подготовленности специалистов контрактных служб, либо об отсутствии таковых в сельсоветах.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мерпо пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям

Представления об устранении выявленных нарушений главам Ирбейского, Канского, Краснотуранского муниципальных районов.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

Правительству Красноярского края:

принять порядок осуществления контроля за исполнением ГУ МЧС России по краю переданных полномочий по решению вопросов организации тушения пожаров силами противопожарной службы края;

внести изменения в примерную форму соглашения о предоставлении субсидии муниципальному образованию края из краевого бюджета, установленную Постановлением Правительства края от 11.02.2010 № 55-п[1], и Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края, утвержденные Постановлением Правительства края и от 30.09.2015 № 495-п[2], с целью привлечения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, имеющих в своем составе поселения, к осуществлению внутреннего финансового контроля за расходованием бюджетных субсидий органами местного самоуправления поселений;

Агентству по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края: 

совместно с органами местного самоуправления края рассмотреть эффективность осуществления поселениями края полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и определить потребность в средствах на их реализацию;

пересмотреть механизм реализации мероприятия «5. Субсидии бюджетам муниципальных образований края на обеспечение первичных мер пожарной безопасности» с целью исключения излишней детализации первичных мер противопожарной безопасности, поскольку их исчерпывающий перечень установлен ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

актуализировать нормы обеспечения аварийно-спасательными, пожарными и другими средствами подразделений противопожарной службы края, утвержденные Постановлением Совета администрации края от 29.04.2008 № 210-п[3];

сформировать действенную систему внутреннего финансового контроля за использованием средств на мероприятия Госпрограммы «Защита от чрезвычайных ситуаций»;

совместно с администрацией Канского района осуществить контроль за выполнением гарантийных обязательств подрядчика ИП Когер Ю.К. по выполнению работ в рамках контрактов от 27.10.2017 № 1 и № 2, заключенных Рудянским сельсоветом Канского района;

КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края»:

разработать план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений;

Администрации Канского района:

совместно с органами местного самоуправления поселений принять меры по наведению порядка в учете и использовании муниципального имущества;

Администрации Краснотуранского района:

принять меры по возврату в краевой бюджет неправомерно использованных 2-мя сельсоветами в 2016, 2017 годах субсидий краевого бюджета на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в сумме 47,7 тыс. рублей, в местные бюджеты Тубинского и Саянского сельсоветов – 2,5 тыс. рублей;

совместно с органами местного самоуправления поселений принять меры по наведению порядка в учете и использовании муниципального имущества;

Администрации Ирбейского района:

принять меры по возврату в краевой бюджет неправомерно использованных 3 сельсоветами в 2016, 2017 годах субсидий краевого бюджета на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в сумме 33,9 тыс. рублей, в местные бюджеты Чухломинского и Верхнеуринского сельсоветов – 1,8 тыс. рублей;

совместно с органами местного самоуправления поселений принять меры по наведению порядка в учете и использовании муниципального имущества.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Устранение выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края находится на контроле.



[1] «Об утверждении примерной формы соглашения о предоставлении субсидии муниципальному образованию Красноярского края из краевого бюджета».

[2] «Об утверждении Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Красноярского края».

[3] «Об утверждении норм обеспечения аварийно-спасательными, пожарными и другими средствами подразделений противопожарной службы Красноярского края».

 

Please publish modules in offcanvas position.