Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год
1. Исходные данные о контрольном мероприятии.
1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка использования в 2013, 2014 годах средств краевого бюджета на строительство и (или) реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод».
1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.4.4. годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год, предложения Законодательного Собрания Красноярского края от 08.10.2014 № 2271-и-ЗС, Главного следственного управления по Красноярскому краю от 30.04.2014 № 216-37-14.
1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Министерство строительства и ЖКХ края), администрация города Бородино, администрация города Назарово, администрация Краснотуранского муниципального района.
1.4. Период проведения контрольного мероприятия июнь – ноябрь 2015 года.
1.5. Проверяемый период: 2013, 2014 годы.
2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия
Федеральным и краевым законодательством установлено 18 полномочий органов исполнительной власти края в сфере водоснабжения и водоотведения, возложенные на Правительство края. По одному из полномочий Правительством края не формализованы соответствующие порядки и критерии.
Не сформирована на краевом уровне взаимосвязь документов стратегического планирования. Не определены перспективные направления государственной политики, направленной на привлечение инвестиций в целях модернизации объектов коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения.
В том числе не актуализирована краевая Концепция реформирования и модернизации ЖКХ, утвержденная Советом администрации края еще в 1999 году. Не принята отраслевая программа. Проект краевой концепции водоснабжения содержит существенные недостатки (не доработан).
Проверкой выявлены следующие основные недостатки действующей системы государственного управления:
- не предусмотрена оптимизация числа ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность по водоснабжению и водоотведению в сельских населенных пунктах края;
- не предусматриваются в тарифе на водоснабжение и водоотведение источники для развития, затраты на капитальный ремонт инженерной инфраструктуры (основных средств) ежегодно снижаются;
- не используются механизмы частно-государственного партнерства, различные формы и меры господдержки, включая господдержку инвестиционной деятельности;
- не принята региональная программа «Чистая вода». Механизм реализации долгосрочных целевых программ и госпрограммы «Реформирование ЖКХ» не стимулирует ресурсоснабжающие организации на повышение качества технической эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, снижение издержек, повышение доходов, использование более современных технологий и инновационных решений;
- в отношении ресурсоснабжающих организаций частной формы собственности не предусмотрена возможность оценки квалификации руководителей и специалистов и требований по повышению их квалификации в области управления бизнес-процессами.
Одной из задач, обозначенных на федеральном уровне, является привлечение для целей модернизации и реконструкции систем и объектов водоснабжения и водоотведения инвесторов на основе договоров долгосрочной аренды и концессионных соглашений.
На дату проверки в крае действует 22 концессионных соглашения с ресурсоснабжающими организациями водоснабжения и водоотведения. В отношении действующих концессионных соглашений в ходе проверки выявлены факты несоблюдения требований Федерального закона №115-ФЗ, способствующие совершению коррупционных действий или принятию коррупционных решений.
Анализ причин непопулярности в крае концессионных соглашений на модернизацию и реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения выявил наличие в крае резервов для устранения большей части недостатков в период первого срока действия долгосрочных тарифов (2016 - 2018 годы).
Всего на цели модернизации водоснабжения и водоотведения в 2013, 2014 годах профинансировано 500,4 млн. рублей, что составило 78,4% от планового объема ассигнований. Получателями мер господдержки модернизации систем водоснабжения и водоотведения являются большинство муниципальных образований края.
Дефицит средств краевого бюджета является основной причиной недофинансирования мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Кредиторская задолженность муниципальных заказчиков погашается через 3-6 месяцев, в связи с чем возникают риски выплат из краевого бюджеты штрафных санкций по судебным искам, а также риски намеренного ухудшения финансового положения ресурсоснабжающих организаций, которые в большинстве муниципальных образований края выступают в качестве подрядчиков.
На качество бюджетного планирования оказывают непосредственное влияние недостатки внутреннего контроля как со стороны органов местного самоуправления, так и со стороны отраслевого министерства.
Принимаемые в крае меры по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры способствуют поддержанию их состоянии эксплуатационной надежности, снижается количество аварий и технических инцидентов.
Вместе с тем при существующей системе управления износ сетей водоснабжения к 2023 году достигнет критического уровня - от 58,2% до 60%, потери ресурсов составят около 40%, износ сетей канализации составит 76,6%.
Бюджетная система и проводимая тарифная политика не смогут обеспечить к 2023 году объем потребности в финансировании мероприятий по восстановлению и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения в размере 50 млрд. рублей, а с учетом их развития, в том числе нового строительства - 100 млрд. рублей. При существующих темпах финансирования (в среднем 0,3 млрд. рублей ежегодно) потребность в средствах на восстановление модернизацию и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения (в случае их замораживания на уровне 50 млрд. рублей) сможет быть погашена через 167 лет.
3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия
В проверенных муниципальных образованиях края с нарушениями использовано 16,9 млн. рублей или 71,3% от финансирования. Из указанного объема нарушений 5,4 млн. рублей - нарушения и недостатки при использовании бюджетных средств на объекты, не предусмотренные схемами водоснабжения и водоотведения.
С нарушением Федерального закона № 44-ФЗ в проверенных муниципальных образованиях заключено 3 муниципальных контракта на общую сумму 7,2 млн. рублей.
Выявлены факторы, создающие возможности для совершения коррупциогенных действий.
4. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
Правительству Красноярского края предложено: разработать основные направления политики края по привлечению инвестиций в сферу ЖКХ, в том числе в целях модернизации и реконструкции систем и объектов коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, предусмотрев развитие частно - государственного партнерства; актуализировать Концепцию реформирования и модернизации ЖКХ края; разработать комплекс мер (дорожную карту) по оптимизации числа ресурсоснабжающих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения; определить операторов (ресурсоснабжающие организации) на базе которых возможна консолидация активов муниципальных образований края в сфере водоснабжения и водоотведения; провести организационно-штатную работу по увеличению численности РЭК края; разработать государственную программу края «Чистая вода», в том числе в целях консолидации мероприятий, направленных на финансирование (возмещение) расходов по капитальному ремонту, реконструкции находящихся в муниципальной собственности систем и объектов коммунальной инфраструктуры, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Предусмотреть механизмы господдержки, направленные на стимулирование частно-государственного партнерства; принять необходимые порядки и критерии, регламентированные Законом края № 5-1687.
5. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Вопрос об устранении выявленных нарушений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края