Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год
1. Исходные данные
1.1. Наименование мероприятия: «Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету Енисейского района (включая проверку годового отчета об исполнении местного бюджета)».
1.2. Основание для проведения мероприятия: пункт 2.5.3 годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год.
1.3. Объекты мероприятия: Енисейский районный Совет депутатов, администрация Енисейского района и ее структурные подразделения, получатели средств бюджета, получатели субсидий.
1.4. Период проведения мероприятия: март – апрель 2015 года.
1.5. Проверяемый период: 2014 год.
2. Основные выводы по результатам мероприятия
Программа социально-экономического развития Енисейского района на период до 2020 года направлена на развитие промышленной индустрии, основанное на глубокой переработке лесных, биологических и минерально-сырьевых ресурсов, а также повышение качества жизни населения. Однако настоящий этап реализации предусмотренных программой проектов, говорит о существенных трудностях с достижением поставленных задач и необходимости пересмотра Программы в целом.
В районе не решены проблемы, связанные с отсутствием качественного жилья, централизованного энергоснабжения, «чистой» воды, транспортной доступностью, утилизацией бытовых и промышленных отходов, что приводит к снижению качества жизни жителей района.
Отмечено отсутствие муниципальных правовых актов в рамках осуществления расходования субсидий, несоответствие нормативных правовых актов региональному законодательству, формальный подход к их принятию, что способствует неправомерному расходованию бюджетных средств.
В Енисейском районе допущено нарушение статьи 6 Закона края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» в виду превышения предельной численности работников органов местного самоуправления района.
В результате превышения размера фонда оплаты труда, определенного постановлением Совета администрации края от 29.12.2007 № 512 «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих» неправомерные расходы на оплату труда работников органов местного самоуправления за 2014 год составили 4 617,3 тыс. рублей.
Бюджет муниципального образования характеризуется высоким уровнем зависимости от поступлений из краевого бюджета (90%).
В этих условиях районом определены приоритеты в расходовании бюджетных средств, принят План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Енисейского района которым определены внутренние резервы по мобилизации финансовых ресурсов.
Вместе с тем в число мер, направленных на оптимизацию расходов местного бюджета, в 2014 году. Не использовался механизм оптимизации сети муниципальных учреждений, отказа от инициативных расходов.
Установлено расходование средств бюджета с нарушением действующего законодательства и неэффективно – 118 307,0 тыс. рублей. Этому способствовало и расходование средств без применения конкурентных способов размещения заказов.
3. Основные нарушения, выявленные в ходе анализа
В ходе проведения анализа муниципальной правовой базы установлены следующие недостатки и нарушения.
1. Устав Енисейского района (далее – Устав района)[1] в части перечня вопросов местного значения района и прав органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов не соответствует статьям 15 и 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. В нарушение статьи 17 Положения о бюджетном процессе в Енисейском районе, утвержденного Решением Енисейского районного Совета депутатов от 10.10.2013 № 30-385р «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Енисейском районе» (далее – Положение о бюджетном процессе в Енисейском районе), на момент принятия бюджетных обязательств администрацией Енисейского района не были приняты порядки расходования средств субсидий:
на приобретение и монтаж установок по очистке и обеззараживанию воды на системах водоснабжения в рамках подпрограммы «Обеспечение радиационной безопасности населения края и улучшение социально-экономических условий его проживания» государственной программы Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов». Администрацией Енисейского района порядок расходования средств субсидий утвержден
на 4 месяца позже заключения Соглашения, и спустя 5 месяцев с момента оплаты подрядчику за выполненные работы;
на введение дополнительных мест в системе дошкольного образования детей посредством реконструкции и капитального ремонта зданий под дошкольные образовательные учреждения, реконструкции и капитального ремонта зданий образовательных учреждений для создания условий, позволяющих реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей, а также приобретение оборудования, мебели в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Красноярского края «Развитие образования». Администрацией Енисейского района порядок расходования субсидий утвержден на 8 месяцев позже заключения Соглашения.
В 2014 году допущено нарушение пункта 61 статьи 6 Закона края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» – в штатных расписаниях превышена предельная численность работников органов местного самоуправления муниципального района (на 3 единицы).
Недостатки и нарушения, выявленные в ходе анализа муниципальной правовой базы свидетельствуют о необходимости оптимизации структуры и штатной численности администрации Енисейского района.
Привлечение заемных средств привело к увеличению нагрузки на местный бюджет, в том числе необходимости погашения значительного объема кредитов в 2015 году (65 млн. рублей), что снизит сбалансированность бюджета района в текущем году.
Установлено расходование средств местного бюджета с несоблюдением норм действующего законодательства в сумме 2 649,2 тыс. рублей, краевого бюджета в сумме 659 тыс. рублей.
С нарушением законодательства осуществлено расходование средств в сумме 110 381,5 тыс. рублей.
Закупки на сумму 85 576,8 тыс. рублей осуществлены без применения конкурентных способов размещения заказов.
Размещение заказов у единственного поставщика производилось с подменой понятий по отнесению потребности в определенных работах, услугах к обстоятельствам, возникшим вследствие непреодолимой силы. Тогда как своевременные управленческие решения по выделению средств на предотвращение аварийных ситуаций в предшествующие периоды не принимались.
В ходе контрольного мероприятия установлены нарушения положений Закона о контрактной системе:
статьи 38 – в МБУК Подгорновского сельсовета «Подгорновская библиотека» и МБУК Луговского сельсовета «Безымянская библиотека» не определены контрактные управляющие;
статей 38 и 112 – в 65 из 136 учреждений Енисейского района контрактные управляющие определены позже установленного срока (позже 31.03.2014);
статей 94 и 95 – при исполнении муниципального контракта на приобретение и монтаж установок по очистке и обеззараживанию воды на системах водоснабжения в п. Верхнепашино и с. Шапкино заказчиком не внесены изменения в реестр контрактов при заключении дополнительного соглашения к контракту и не проведена экспертиза результатов, предоставленных подрядчиком в части их соответствия условиям контракта;
статьи 99 в 2014 году не осуществлялся контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Енисейского района;
статьи 100 – в проверяемом периоде муниципальным органом Енисейского района не утвержден порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в отношении подведомственных заказчиков, не осуществляются мероприятия по ведомственному контролю в отношении подведомственных им заказчиков.
Не соблюдены требования пункта 3 Порядка подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093, в части соблюдения сроков размещения в единой системе отчетов об исполнении муниципальных контрактов и пункта 26, в части указания реквизитов документов, подтверждающих исполнение контрактов.
Также отмечаются неоднократные нарушения положений приказа Минэкономразвития России № 544, Казначейства России № 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» в части несоблюдения установленных сроков размещения информации.
4. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Вопрос об устранении выявленных нарушений находится на контроле в Счетной палате Красноярского края.
[1] Утвержден Енисейским районным Советом депутатов 13.03.1998 (в ред. от 13.03.2014)