Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год
Рассмотрен коллегией Счетной палаты Красноярского края (протокол от 28.12.2015 года № 17)
1. Исходные данные.
1.1. Наименование мероприятия: «Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету Казачинского района (включая проверку годового отчета об исполнении местного бюджета)».
1.2. Основание для проведения мероприятия: пункт 2.5.6 годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год.
1.3. Объекты мероприятия: Казачинский районный Совет депутатов, администрация района и ее структурные подразделения, получатели средств бюджета, получатели субсидий.
1.4. Период проведения мероприятия: ноябрь – декабрь 2015 года.
1.5. Проверяемый период: 2014 год.
2. Основные выводы по результатам мероприятия
Казачинский район имеет географическое расположение и транспортную инфраструктуру, позволяющую эффективно использовать ресурсный потенциал района.
Отличительной чертой изменения экономики района является постепенная деградация традиционных сфер экономики – сельского и лесного хозяйства.
Сфера ЖКХ характеризуется высоким уровнем износа муниципальных сетей тепло- и водо- снабжения, эксплуатируемых коммерческими организациями на условиях долгосрочной аренды.
Социальная инфраструктура характеризуется изношенностью материально-технической базы.
Инвестиции в основной капитал производятся, в основном, за счет средств бюджета. Отмечена низкая эффективность краевых бюджетных инвестиций в объекты здравоохранения Казачинского района.
Программа социально-экономического развития района носит по большей части декларативный характер и нуждается в актуализации.
Выявлены недостатки в системе управления, приводящие к возникновению коррупционных рисков, связанных как с превышением должностными лицами своих служебных полномочий, так и с наличием возможностей, способствующих коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц.
Бюджет муниципального образования характеризуется высоким уровнем зависимости от поступлений из краевого бюджета (84%).
Бюджетный процесс в Казачинском районе в 2014 году осуществлялся при отсутствии ведомственного контроля в сфере закупок и оценки эффективности муниципальных программ.
Отсутствуют муниципальные нормативные правовые акты Казачинского района, формирующие соответствующие расходные обязательства, отраженные в мероприятиях муниципальных программ.
Отмечены недостатки реализуемой органами местного самоуправления налоговой и бюджетной политики.
Исполнение расходов бюджета происходит в отсутствие внутреннего финансового контроля и аудита и недостаточного контроля со стороны главного администратора средств краевого бюджета – министерства образования края.
3. Основные нарушения, выявленные в ходе анализа
Выявлены недостатки в структуре управления и организации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Казачинский район:
несоответствие Устава района, статье 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в части невключения Контрольно-счетной палаты района в структуру органов местного самоуправления;
наличие должности муниципальной службы (председатель КУМИ), не соответствующей Закону края от 27.12.2005 № 17-4354 «О Реестре должностей муниципальной службы»;
наделение администрацией района муниципального предприятия государственными полномочиями по реализации Закона края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Отмечены недостатки нормативных правовых актов поселковых Советов депутатов по налогу на имущество физических лиц.
Отсутствует порядок оценки эффективности муниципальных программ.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлены следующие нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
части 15 статьи 21 – нарушение (более чем на 2 месяца) установленных сроков размещения в единой информационной системе плана-графика закупок;
части 5 статьи 39 – отсутствие в составе Единой комиссии по осуществлению закупок МБОУ Мокрушинская СОШ[1] лиц, прошедших про-фессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки;
части 2 статьи 62 – проведение второго этапа двухэтапного аукциона на право проведения капитального ремонта спортивного зала в МБОУ Мокрушенская СОШ в отсутствие документации и информации, предусмотренных пунктами 1, 3-6 и 8 части 2 Закона о контрактной системе;
части 11 статьи 94 – нарушение установленных сроков размещения в единой информационной системе отчета об исполнении контракта с ООО «НПО «Пульсар» (на приобретение и монтаж водоочистной и обеззараживающей установки на водозаборных сооружениях в с. Казачинское), а также неразмещение отчета об исполнении контракта с ООО «Сиб-Строй» (на право проведения капитального ремонта спортивного зала в МБОУ Мокру-шенская СОШ);
части 3 статьи 94 – отсутствие экспертизы предоставленных подрядчиками результатов, в части их соответствия условиям контракта (ни самостоятельной экспертизы заказчика, ни экспертизы экспертной организации на основании контрактов) – по всем контрактам – объектам аудита закупок, проведенного в рамках настоящего контрольного мероприятия;
статьи 100 – отсутствие ведомственного контроля в сфере закупок.
Выявлены нарушения в использовании бюджетных средств на общую сумму 27 649,1 тыс. рублей, в том числе: краевого бюджета – 22 532,8 тыс. рублей (неправомерные расходы – 20 420,6 тыс. рублей, неэффективные расходы – 2 069,5 тыс. рублей, избыточные – 42,9 тыс. рублей), неправомерные расходы местного бюджета – 1 412,5 тыс. рублей, федерального бюджета – 3 703,8 тыс. рублей.
На капитальный ремонт здания МБОУ Казачинской СОШ для организации групп дошкольного обучения выделены в рамках госпрограммы края «Развитие образования» средства субсидии в сумме 10,4 млн рублей.
Выявлены следующие нарушения, свидетельствующие об отсутствии контроля со стороны министерства образования Красноярского края и уполномоченного представителя администрации района:
выбор исполнителя (ООО «УСК») осуществлен без проведения торгов (в нарушение Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (статьи 55)) (далее – Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ);
МБОУ Казачинская СОШ не проведена претензионная работа по факту выявленных недостатков;
ошибки в смете повлекли излишнее расходование средств краевого бюджета в сумме 29,8 тыс. рублей;
открытый аукцион на поставку мебели и оборудования также проведен с нарушением Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (статьи 34): при размещении заявки на проведение аукциона на поставку мебели и оборудования в состав лотов включены материальные запасы, что не соответствует условиям предоставления субсидии.
Заявленная потребность завышена. Часть закупленного оборудования и мебели на сумму 2,1 млн рублей не используется. Часть – на сумму 0,4 млн рублей – передана в иные образовательные учреждения, что также не соответствует условиям предоставления субсидии.
На приобретение и монтаж установки по очистке и обеззараживанию воды (с. Казачинское) в рамках госпрограммы края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» перечислены средства субсидии в сумме 1,8 млн рублей.
Водозаборные сооружения, на которых монтирована установка, в нарушение статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона края от 26.05.2009 № 8-3290[2], не переданы в муниципальную собственность муниципального образования Казачинский сельский совет, что повлекло за собой неправомерные расходы краевого и местного бюджетов в сумме 1,8 млн рублей.
Аналогичная ситуация сложилась по использованию средств субсидии на капитальный ремонт участков тепловой и водопроводной сети в рамках госпрограммы края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности» (5,7 млн рублей).
Проверка использования средств субвенции на приобретение жилых помещений для детей-сирот, выделенных в рамках госпрограммы края «Развитие образования» в сумме 7,9 млн рублей, выявила следующее.
Приобретение 6 жилых помещений произведено в новом 8-квартирном доме в центре с. Казачинское. В помещении хотя и имеются некоторые недостатки, однако дом находится на гарантийном обслуживании у застройщика (ООО «Сельстрой»), и недоделки могут быть устранены в случае соответствующего обращения жильцов.
Вместе с тем имеют место многочисленные нарушения действующего законодательства при реализации администрацией района государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
1. Шесть жилых помещений в нарушение Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ[3] и постановления Правительства РФ от 26.01.2006[4]отнесены к специализированному жилищному фонду служебных жилых помещений (в Росреестре такое решение не зарегистрировано). Специализированный жилищный фонд для детей-сирот в районе не создан.
2. Администрация района, в нарушение Гражданского кодекса РФ и Устава района наделила МП «Дом быта» правом оперативного управления имуществом муниципального образования. Указанное право в Росреестре также не зарегистрировано.
Согласно договора, заключенного с МП «Дом быта» администрация района обязуется не вмешиваться в финансово-хоз деятельность МП «Дом быта».
Отчетность МП «Дом быта» о выполнении государственных полномочий и распоряжении муниципальным имуществом не предоставляется.
Вместе с тем, проверкой муниципального контрольно-счетного органа Казачинского района деятельности МП «Дом быта» за 2011-2013 годы были выявлены нарушения:
отсутствие отчетности о результатах деятельности предприятия;
формирование без согласования с администрации района структуры предприятия, штатного расписания, стоимости оказываемых МП «Дом быта» услуг;
грубые нарушение бухгалтерского учета и неоприходование товарно-материальных ценностей на сумму 3,2 млн рублей.
3. Не смотря на вышеизложенные факты администрацией района государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями переданы МП «Дом быта».
В нарушение статьи 103 Жилищного кодекса РФ договоры найма жилого помещения, заключенные МП «Дом быта» с детьми-сиротами, не содержат обязательств предоставить другое благоустроенное жилое помещение в случае расторжения договора, что может повлечь негативные правовые последствиям в виде лишения детей-сирот предоставленных жилых помещений.
4. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Вопрос об устранении выявленных нарушений находится на контроле в Счетной палате Красноярского края.
[1] Приказ от 09.01.2014 № 01-03-17.
[2] «О порядке разграничения имущества между муниципальными образованиями края».
[3] «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
[4] «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».