1. Исходные данные о контрольном мероприятии.
1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций, использующих краевое государственное имущество, обеспечивающее функционирование аэропорта г. Красноярска «Емельяново», и хозяйствующих субъектов с участием таких организаций в 2013 году».
1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.2.2 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2014 год.
1.3. Объекты контрольного мероприятия: государственное предприятие Красноярского края «Центр транспортной логистики» (далее – ГПКК «ЦТЛ»), ЗАО «ЭРА Групп», ООО «Аэропорт Емельяново», ООО «Эра Терминал», ООО «Эра Карго»
1.4. Период проведения контрольного мероприятия: январь-май 2014 года.
1.5. Проверяемый период: 2013 год.
2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия
ГПКК «ЦТЛ» внесено в перечень социально значимых краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности.
С момента создания ГПКК «ЦТЛ» осуществляемые им виды деятельности существенно расширились и в той или иной степени относятся к ведению 4 органов исполнительной власти края. Предприятие стало играть роль разнопланового исполнителя различных мероприятий в зависимости от задач, поставленных отраслевыми органами. При этом структура ГПКК «ЦТЛ» и зависимых от него обществ не приведена в соответствие с отраслевой структурой Правительства края.
ГПКК «ЦТЛ» является предприятием–учредителем (участником) коммерческих организаций (основных операторов Аэропорта), обеспечивающих функционирование аэропортового комплекса (ООО «Аэропорт Емельяново», ООО «Эра Терминал», ООО «Эра Карго», а также ЗАО «ЭРА Групп»).
При этом ГПКК «ЦТЛ» является управляющей организацией для ЗАО «ЭРА Групп». ООО «Аэропорт Емельяново» является управляющей организацией для ООО «ЭРА Терминал» и ООО «ЭРА Карго».
Собственником имущества ГПКК «ЦТЛ», включая государственное имущество, обеспечивающее функционирование аэропорта г. Красноярска «Емельяново» (далее – Аэропорт), является Красноярский край.
По итогам 2013 года наблюдаются существенные отклонения фактических показателей деятельности ГПКК «ЦТЛ» от плановых в худшую сторону. В то же время финансовое положение ГПКК «ЦТЛ» является стабильным, убыточная деятельность обусловлена передачей по решению собственника в казну края имущества, приобретаемого за счет соответствующих целевых инвестиций из краевого бюджета в уставный фонд предприятия.
Аэропорт имеет выгодное географическое положение, является стратегическим транзитным узлом в воздушном сообщении между Европой и Азией и имеет значительные перспективы дальнейшего развития. Основными конкурентами Аэропорта выступают аэропорты г. Екатеринбурга (Кольцово) и г. Новосибирска (Толмачево), текущее состояние развития которых объективно находится на существенно более высоком уровне.
Особенностями Аэропорта является нахождение его плоскостных сооружений в собственности края. Кроме того, основная часть аэропортового комплекса также находится под контролем краевых властей, поскольку соответствующее имущество принадлежит группе хозяйствующих субъектов во главе с краевым государственным предприятием, одновременно являющимся их учредителем.
С учетом того, что Группа компаний имеет единое управление, располагается по одному адресу, занимается взаимосвязанной деятельностью, оказывает внутри себя взаимные услуги, включая предоставление имущества в аренду, ее целесообразно рассматривать в качестве единого хозяйствующего субъекта.
Несмотря на то, что основные фонды Группы компаний позволяют выполнять цели и задачи их деятельности, в настоящее время дальнейшее развитие Аэропорта не представляется возможным без кардинальных изменений его инфраструктуры, текущее состояние которой выступает сдерживающим фактором.
Финансовое положение Группы компаний является стабильным, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности демонстрируют положительную динамику. В то же время источники дальнейшего роста показателей, во многом, исчерпаны, несмотря на существующие внутренние резервы, активную маркетинговую и сдержанную тарифную политику. Следствием относительно невысокого уровня оплаты труда выступает текучесть кадров.
Совокупность рассмотренных внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность Аэропорта и организаций, обеспечивающих его функционирование, свидетельствует о первостепенной значимости неотложной модернизации инфраструктуры Аэропорта.
3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия
Размер уставного фонда ГПКК «ЦТЛ» в 2010-2012 годах не соответствовал требованиям, установленным п.2 ст.14 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (уставный фонд предприятия с учетом размера его резервного капитала не может превышать стоимость чистых активов).
Существующие пробелы нормативно-правового регулирования позволили при отсутствии формальных оснований (убыточная деятельность предприятия) в 2010 - 2011 годах выплатить руководителю ГПКК «ЦТЛ» вознаграждения по результатам финансово-хозяйственной деятельности на общую сумму 3,7 млн. руб.
Негативными факторами в деятельности Группы компаний выступали избыточные расходы на оплату услуг по корпоративному управлению ОАО «МАК», юридических и консультационных услуг сторонних организаций.
Выплата дивидендов дочерних предприятий ГПКК «ЦТЛ», обеспечивающих функционирование Аэропорта, не осуществлялась.
В ходе контрольного мероприятия при оценке коррупционных рисков выявлены условия, при которых существует вероятность возникновения коррупционных проявлений или действий. Проверкой также отмечена недостаточность контроля за деятельностью ГПКК «ЦТЛ» и его дочерних организаций.
4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)
Представления и предписания по результатам контрольного мероприятия не выносились.
5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено:
- принять меры по устранению недостатков нормативно-правового регулирования в рассмотренной сфере;
- рассмотреть вопрос о ликвидации ОАО «МАК»;
- ускорить приведение структуры ГПКК «ЦТЛ» и зависимых от него обществ в соответствие отраслевой структуре Правительства края с рассмотрением возможности осуществления поэтапной реорганизации предприятия в зависимости от выполняемых им задач (вплоть до ликвидации);
- рассмотреть перспективы дальнейшего развития Аэропорта с учетом необходимости его неотложной модернизации;
- с учетом того, что Группа компаний имеет единое управление, располагается по одному адресу, занимается взаимосвязанной деятельностью, оказывает внутри себя взаимные услуги, включая предоставление имущества в аренду, рассмотреть вопрос об объединении ООО «Аэропорт Емельяново», ООО «ЭРА Терминал», ООО «ЭРА Карго» в одно юридическое лицо (новое акционерное общество, либо на базе одного из дочерних акционерных обществ ГПКК «ЦТЛ») под непосредственным управлением соответствующего отраслевого органа;
- ускорить принятие решения по выбору инвестора для реализации проекта развития Аэропорта;
- принять меры по выплате дивидендов по результатам работы Группы компаний до решения вопроса о выборе инвестора;
- рассмотреть возможность осуществления государственного регулирования значимых тарифов, устанавливаемых Группой компаний самостоятельно.
6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Правительством края сообщено, что в целях управления в установленном порядке имуществом ГПКК «ЦТЛ» функции отраслевого органа в отношении указанного предприятия переданы министерству транспорта Красноярского края.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 06.02.2014 №70-р создана рабочая группа в целях подготовки предложений по перспективам развития аэропорта Емельяново.
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 05.06.2012 №137-т/3с «Об утверждении перечней субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России» ООО «Аэропорт Емельяново», ООО «Эра Терминал» включены в перечень субъектов естественных монополий в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России. При этом отраслевым министерством, в соответствии с законодательством будет продолжена работа по мониторингу уровня расходов компаний, влияющих на формирование значимых тарифов в установленной сфере деятельности.
Проект закона, регулирующего условия оплаты труда руководителей госпредприятий, разработан и проходит согласование в Правительстве края.
ОАО «МАК» будет ликвидировано в 2015 году.
Активы Группы компаний консолидированы на базе ЗАО «Эра Групп».
В целях реализации проекта по развитию Аэропорта пакет акций ЗАО «Эра Групп» будет реализован посредством проведения публичных торгов. Выплата дивидендов Группой компаний не осуществлена в целях повышения стоимости планируемого к реализации пакета акций, что представляется обоснованным.
Таким образом, предложения Счетной палаты края по результатам контрольного мероприятия, реализованы.