vk

 

Проверка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Красноярсккрайгаз»

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Красноярсккрайгаз».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.2.5  плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2014 год.

1.3. Объекты контрольного мероприятия: ОАО «Красноярсккрайгаз» (далее – ОАО «Крайгаз», Общество).

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: ноябрь-декабрь 2014 года.

1.5. Проверяемый период: 2013 год, 9 месяцев 2014 года.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

Красноярский край является одним из немногих негазифицированных регионов страны. Основу краевого топливно-энергетического баланса составляет уголь. Факторами, сдерживающими развитие газовой отрасли в крае, являются его удаленность от магистральных газопроводов и отсутствие централизованной газотранспортной системы при этом перспективы газодобычи в регионе носят неопределенный и отдаленный характер при отсутствии четко установленного целеполагания как на федеральном, так и на краевом уровнях.

Утвержденная в 2006 году Стратегия создания нефтегазового комплекса для ускорения социально-экономического развития Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов с вступлением в должность нового Губернатора края в 2010 году остается нереализованной.

ОАО «Крайгаз» – наиболее крупная газоснабжающая организация на рынке реализации сжиженного углеводородного газа населению для коммунально-бытовых нужд граждан и единственный в крае поставщик газа из групповых газовых резервуарных установок. Акционерами Общества являются Красноярский край с 80,7 % доли в Уставном капитале и ПК КГХ «Красноярсккраайгаз» с 19,3 % доли. Общество внесено в перечень социально значимых краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности.

Формирование основных фондов Общества преимущественно за счет имущественных взносов учредителей в уставный капитал искажает реальный износ основных средств.

Одна из целей создания Общества (консолидация используемого в крае для газоснабжения населения имущества) на момент проверки не вполне достигнута. Помимо находящихся на балансе ОАО «Крайгаз» объектов основных средств, для осуществления хозяйственной деятельности Обществом арендуется имущество сторонних организаций, в том числе муниципальное, а также краевое государственное имущество, включая его субаренду через ПК КГХ «Красноярсккрайгаз», что вызывает дополнительные расходы Общества.

Доля ОАО «Крайгаз» на рынке СУГ края, ёмкость которого составляет порядка 2 млрд. руб., превышает 50%. ОАО «Крайгаз» не смогло удержать занимаемые позиции на рынке реализации газа населению. Падение общей занимаемой доли рынка с 2009 года составило порядка 25-30%.

В целом потери реализации газа в баллонах населению у Крайгаза за последние пять лет составили порядка 2 000 тонн. Из них 400 тонн по объективным причинам (естественное выбытие абонентов, внутренняя миграция и т.д.), остальная доля рынка перешла к конкурентам. Конкуренцию Обществу составляют 24 других газоснабжающих организации, деятельность которых в части реализации газа населению для бытовых нужд находится вне правового поля в связи с отсутствием утвержденных для них предельных розничных цен.

Одной из причин, повлиявшей на ухудшение положения ОАО «Крайгаз» на рынке, помимо слабой конкурентной позиции Общества, являлись недостатки государственного регулирования и контроля, следствием которых выступило формирование неконтролируемого рынка реализации газа населению, несущее риски обеспечения его безопасности.

Государственное регулирование деятельности газоснабжающих организаций по поставкам газа населению осуществляется при установлении оптовых и розничных цен, а также субсидировании убытков, вызванных несоответствием розничных цен экономически обоснованной себестоимости реализуемого населению для бытовых нужд газа. ОАО «Крайгаз» является единственной организацией, являющейся получателем субсидий из краевого бюджета.

Реализация СУГ населению для бытовых нужд, относящаяся к регулируемому виду деятельности, неуклонно снижается, в связи с чем в структуре товарооборота Общества начинает превалировать реализация по нерегулируемой (коммерческой) деятельности.

Анализ структуры и динамики себестоимости ОАО «Крайгаз» в проверяемом периоде свидетельствует о политике Общества, направленной на снижение затрат и издержек. В кратко- и среднесрочной перспективе Общество вынуждено сосредоточиться на решении текущих задач по удержанию занимаемой доли рынка и сокращения издержек для обеспечения безубыточной деятельности.

Большинство утвержденных Бюджетом Общества основных показателей деятельности (товарооборот, выручка, финансовый результат) в 2012-2014 годах не выполнены.

Вся деятельность ОАО «Крайгаз», связанная с реализацией газа, является убыточной.

В проверяемом периоде в связи с недостатком закупаемого балансового газа для покрытия фактической потребности Общество было вынуждено приобретать газ на бытовые нужды населения по более высоким коммерческим ценам, что повлекло дополнительные убытки по регулируемому виду деятельности.

Потребность предприятия в инвестициях в краткосрочной перспективе может составлять порядка 120 млн. руб., в целом – 500 млн. руб.

3. Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе  контрольного мероприятия

Утвержденная стратегия развития Общества на момент проверки отсутствует.

В ходе проверки отмечено невыполнение плановых направлений капитальных вложений Общества как по наименованиям оборудования и работ, так и в денежном выражении при отвлечении средств на обеспечение текущих возникающих потребностей.

Охват ОАО «Крайгаз» технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в г. Красноярске на момент проверки составляет всего около 3%, что ставит под угрозу безопасность жителей столицы края.

О существующих недостатках работы Общества с потребителями, не заключающими договоры на обслуживание данного оборудования с газоснабжающей организацией свидетельствуют участившиеся случаи аварий в г.Красноярске при эксплуатации собственниками внутриквартирного газового оборудования.

Негативное влияние на деятельность Общества оказывают существенный уровень и рост дебиторской задолженности.

В ходе контрольного мероприятия при оценке коррупционных рисков выявлены коррупционные риски (усматриваются признаки коррупции) в виде отсутствия действенной системы внутреннего контроля за отпуском газа.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

Представления и предписания по результатам контрольного мероприятия не выносились.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено:

-  принять меры по актуализации и обеспечению реализации Стратегии создания нефтегазового комплекса края;

-  принять меры по устранению недостатков, установленных в ходе проверки;

-  рассмотреть перспективы дальнейшего развития ОАО «Крайгаз» с учетом результатов проверки;

-  принять меры по недопущению получения Обществом дополнительных убытков, связанных с вынужденным приобретением балансового газа по завышенным ценам;

-  в случае установления тарифов иным газоснабжающим организациям в крае принимать меры по проверке обоснованности представляемых расчетов (соответствия фактическим затратам);

-  рассмотреть вопрос о возможности постепенного перевода субсидирования ОАО «Крайгаз» в рамки действия Закона  края от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги».

По результатам контрольного мероприятия министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства края и агентству по управлению государственным имуществом края предложено:

-  принять меры по завершению формирования имущественного комплекса ОАО «Крайгаз»;

-  разработать и утвердить стратегию развития (план стратегического развития) Общества;

-  продолжить работу над сокращением издержек Общества и увеличению его товарооборота.

По результатам контрольного мероприятия службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок края предложено расширить деятельность по проверке организаций, осуществляющих реализацию сжиженного газа без утвержденного тарифа.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Правительством края сообщено, что в результате встречи Губернатора края и Президента РФ Минэнерго РФ поручена актуализация Генеральной схемы с учетом необходимости приближения начала срока газификации края с 2030 к 2020 году.

В части устранения недостатков отмечено, что Правительством края и Обществом реализуются мероприятия, направленные на сохранение объемов реализации, в том числе за счет установления цены на сжиженный газ, реализуемый населению, для одного субъекта регулирования. За счет развития малоэтажного строительства и расширения рынка в Хакасии планируется наращивание объемов реализации в среднем на 800 тонн в год. Обществом проведена актуализация плана капвложений, реализуются иные мероприятия.

В части перспектив дальнейшего развития отмечено, что Советом директоров Общества рассмотрена и утверждена Программа статегического развития ОАО «Красноярсккрайгаз» на 2015-2017 годы. Программой предусмотрено увеличение объемов реализации газа населению через ГБУ, а также коммерческим потребителям, что позволит вывести деятельность Общества на безубыточный уровень.

В части принятия мер по недопущению получения Обществом дополнительных убытков, связанных с приобретением газа по завышенным ценам пояснено, что на 2015 год ОАО «Красноярсккрайгаз» обеспечено балансовым газом в полном объеме.

В части установления тарифов иным газоснабжающим организациям в крае сообщено, что РЭК края принимает меры по проверке обоснованности представляемых расчетов.

Вопрос о возможности постепенного перевода субсидирования ОАО «Крайгаз» в рамки действия Закона  края от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» требует дополнительной проработки в связи с тем, что попав под действие данного Закона, деятельность ОАО «Красноярсккрайгаз» по реализации газа через ГБУ жителям индивидуальных домовладений выпадет из рамок госрегулирования.

По вопросу расширения деятельности по проверке организаций, осуществляющих реализацию сжиженного газа без утвержденного тарифа, службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок края сообщено, что данная деятельность расширена.

По предложениям министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства края и агентству по управлению государственным имуществом края о завершении формирования имущественного комплекса Общества сообщено, что завершение данного процесса запланировано на 2016 год. 25.05.2015 принят Закон края о внесении изменений в программу приватизации краевого имущества, согласно которому почти все запланированные объекты будут внесены в качестве взноса в УК ОАО «Красноярсккрайгаз».

Таким образом, предложения Счетной палаты края по результатам контрольного мероприятия, реализованы.

Please publish modules in offcanvas position.