vk

 

Краткая информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка соблюдения условий предоставления и целевого использования средств краевого бюджета, предоставляемых организациям внутреннего водного и автомобильного транспорта в 2011 и 2012 годах»

Контрольное мероприятие проведено на основании плана работы Счетной палаты Красноярского края

В структуре пассажирооборота Красноярского края доля автомобильного транспорта за 2012 год составила 30,4% и в сравнении с 2010 годом сократилась на 18%. Доля внутреннего водного транспорта крайне незначительна (0,3%), существенного влияния на развитие транспортной отрасли не оказывает.

По экспертным оценкам емкость рынка автомобильных пассажирских перевозок Красноярского края составляет в среднем 100 – 110 млн. доларов США в год или 3,5 - 3,8 млрд. рублей. Объем услуг единственного перевозчика пассажиров водным транспортом ОАО «Пассажирречтранс» в проверяемый период со 115 млн. рублей снизился до 105 млн. рублей.

Выявлены недостатки управления в сфере организации пассажирских перевозок автотранспортом, которые не позволяют министерству транспорта Красноярского края оперативно управлять маршрутной сетью и воздействовать на перевозчиков, нарушающих требования законодательства. К наиболее значимым недостаткам относятся пробелы в нормативно-правовом регулировании.

Субсидии автомобильному транспорту в 2011 и 2012 годах профинансированы на 93,2% или в сумме 86,6 млн. рублей. Усилению контроля
за использованием указанных средств может способствовать автоматизация учета количества перевезенных пассажиров на межмуниципальных и пригородных маршрутах, а также данные автовокзалов (автостанций и автокасс).

Такой процесс уже используется при расчетах за проезд пассажиров-льготников, что обеспечивает прозрачность расходов на  транспортную доступность. Указанные средства в 2011 и 2012 годах перечислены автоперевозчикам в сумме 2 081,0 млн. рублей.

Получателями Субсидий в проверяемый период были 26 автотранспортных организаций, большая часть из которых - государственные
и муниципальные предприятия края. С 2010 по 2012 годы доля убыточных государственных автотранспортных предприятий края из числа получателей Субсидии возросла с 50% до  71,4%. Неудовлетворительное финансовое состояние автотранспортных предприятий государственного сектора  наблюдается на протяжении длительного периода, необходимость решения данной проблемы была обозначена в Концепции реструктуризации госсектора автотранспорта, принятой Советом администрации края еще в 2004 году. Соответственно изменение системы управления государственными автотранспортными предприятиями края с целью их «оздоровления», включая возможность приватизации, остается актуальной проблемой и в настоящее время.

Иная ситуация с Расходами на транспортную доступность, большинство получателей которой являются организациями частного бизнеса (190 перевозчиков из 221). Не представилось возможным в ходе проверки подтвердить результаты финансово-экономической деятельности индивидуальных предпринимателей, поскольку они освобождены от ведения бухгалтерского учета и не публикуют данные о своем финансово-экономическом положении. В то же время на рынке пассажирских перевозок города Красноярска таких ИП большинство, но более 60% их доходов (наличные деньги) остаются в  «тени».

В отличие от автомобильного транспорта рынок пассажирских перевозок речным транспортом в крае не  сформирован. ОАО «Пассажирречтранс» является получателем другого вида Субсидий - на компенсацию расходов, возникающих в результате государственного регулирования цен. Бюджетные ассигнования, предусмотренные в сумме 204,0 млн. рублей, профинансированы и  освоены
в полном объеме.

Ожидаемым эффектом предоставления данного вида господдержки является безубыточность регулируемой деятельности, и как показала проверка объемы Субсидий краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края компенсируют Обществу полученные убытки от продаж.

Вместе с тем, снижающиеся объемы услуг от перевозки пассажиров и рост затрат на перевозки в условиях отсутствия конкуренции влекут за собой рост объемов бюджетных Cубсидий. При этом, несмотря на существенную бюджетную поддержку финансовые результаты деятельности ОАО «Пассажирречтранс» в 2010-2012 годах имеют отрицательные значения.

К неэффективным расходам относится содержание неэксплуатируемого краевого имущества – устаревшего по техническим характеристикам флота и оборудования. Объем таких неэффективных расходов Общества за 2011-2012 годы больше суммы полученных убытков в этот период.

В ходе проверки проведен анализ эффективности тарифообразования в транспортной сфере, который выявил целый ряд проблем, основные из которых возникают из-за недостаточного правового регулирования на федеральном уровне. Отсутствуют единые для всех субъектов РФ, прозрачные правила тарифообразования. Методики тарифообразования утверждались на краевом уровне в  инициативном порядке в 2006 и 2012 годах, но применены они только при формировании тарифа и стоимости проезда на 2013 год. Итоги работы автоперевозчиков – государственных и муниципальных предприятий за 2013 год смогут дать объективную оценку обоснованности ценообразования.

По вопросам ценообразования Счетная палата Красноярского края сформулировала ряд предложений Правительству Красноярского края, которые были восприняты положительно. Проводится оценка возможности установления дифференцированных тарифов, анализ возможного снижения стоимости проезда пассажиров в общественном транспорте города с учетом развития системы электронных платежей и оптимизации маршрутной сети.

Окончательные итоги работы по реализации предложений Счетная палата Красноярского края будут представлены Правительством Красноярского края в 4 квартале 2014 года.

Please publish modules in offcanvas position.