1. Исходные данные о контрольном мероприятии.
1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка использования средств, предусмотренных на оказание скорой медицинской помощи, требующей санитарно-авиационной эвакуации».
1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.1.3.6 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год.
1.3. Объекты контрольного мероприятия: КГБУЗ «Краевая клиническая больница».
1.4. Период проведения контрольного мероприятия: декабрь 2016 года – апрель 2017 года.
1.5. Проверяемый период: 2016 год.
2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия
Результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о необходимости пересмотра подходов организации оказания скорой медицинской помощи.
Красноярским краем не выполнены критерии отбора для предоставления субсидии из федерального бюджета на закупку авиационной услуги для оказания медицинской помощи с применением авиации, определенные Правилами предоставления субсидий: не утверждена Региональная программа развития оказания скорой специализированной медицинской помощи в экстренной форме гражданам, проживающим в труднодоступных районах, с применением воздушных судов. Анализ нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере показал, что отсутствует регламентация требований по оснащению воздушных судов для санитарно-авиационной эвакуации. В крае не установлен перечень труднодоступных территорий Красноярского края.
Министерство здравоохранения Красноярского края не располагает сведениями: о потребности в дополнительной закупке количества вылетов (летных часов, километров); о потребности в воздушных судах (вертолетах, самолетах) для санитарной авиации; о предлагаемых условиях лизинга и технического сопровождения при приобретении воздушных судов.
В 2014-2016 годах Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Красноярского края и министерство здравоохранения Красноярского края не проводили проверки использования средств краевого бюджета, выделяемых на обеспечение скорой специализированной медицинской помощи, требующей санитарно-авиационной эвакуации.
В течение 2014-2016 годов КГБУЗ «Краевая клиническая больница» не проводился анализ деятельности отделения плановой и экстренной консультативной медицинской помощи, не оценивались количественные и качественные характеристики выполняемых работ, не оценивались частота и поводы вылетов в разрезе медицинских организаций и территорий, не анализировались причины отсутствия возможности оказания медицинской помощи на месте.
Министерством здравоохранения Красноярского края в рамках реализации полномочия – проведение анализа реализации государственной политики в сфере здравоохранения, не проводился анализ результатов санитарно-авиационной эвакуации.
3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия
Закупки услуг санитарной авиации осуществляются ежегодно в прогнозируемых объемах и КГБУЗ «Краевая клиническая больница» располагает возможностью планирования, и осуществления закупок с учетом затрат времени. Соответственно, применение КГБУЗ «Краевая клиническая больница» на постоянной основе пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может свидетельствовать об использовании гражданских прав в целях ограничения конкуренции (злоупотреблении правом заключения контрактов у единственного поставщика) и противоречит принципам обеспечения конкуренции, определенным статьей 8 Закона о контрактной системе.
С нарушением требований Положения об организации медицинской эвакуации КГБУЗ «Краевая клиническая больница» заключены соглашения об организации взаимодействия при оказании медицинской помощи посредством привлечения санитарной авиации с КГБУЗ «Енисейская районная больница», КГБУЗ «Туруханская районная больница», КГБУЗ «Богучанская районная больница», КГБУЗ «Таймырская районная больница № 1», КГБУЗ «Таймырская межрайонная больница», КГБУЗ «Ванаварская районная больница № 2», КГБУЗ «Туринская межрайонная больница», КГБУЗ «Байкитская районная больница № 1», а также главным врачом КГБУЗ «Краевая клиническая больница» оформлены доверенности главным врачам перечисленных медицинских организаций на принятие решения об осуществлении медицинской санитарно-авиационной эвакуации пациентов на соответствующей территории
и на формирование и подписание заявки на медицинскую санитарно-авиационную эвакуацию.
4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)
По результатам контрольного мероприятия внесено представление главному врачу КГБУЗ «Краевая клиническая больница». В представлении отражено 10 нарушений.
5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено:
организовать работу по изменению подходов к организации оказания скорой медицинской помощи гражданам в Красноярском крае предусматривающей возможность получения квалифицированной медицинской помощи по месту обращения;
организовать работу по разработке и утверждению Региональной программы развития оказания скорой специализированной медицинской помощи в экстренной форме гражданам, проживающим в труднодоступных районах, с применением воздушных судов;
рассмотреть вопрос о целесообразности создания государственного учреждения с основным видом деятельности осуществление санитарно-авиационной эвакуации при оказании скорой специализированной медицинской помощи.
Министерству здравоохранения Красноярского края предложено:
обеспечить ведомственный контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок в отношении КГБУЗ «Краевая клиническая больница» предусматривающий конкурентные способы закупки и исключающий возможности закупок услуг санитарной авиации у единственного поставщика на постоянной основе;
организовать работу по устранению выявленных нарушений и недостатков, и принятию мер по их недопущению в дальнейшем.
6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Правительством Красноярского края сообщено о проделанной работе по реализации предложений Счетной палаты Красноярского края следующее.
С целью повышения доступности медицинской помощи в рамках трехуровневой системы оказания медицинской помощи в крае по федеральному формату создана геоинформационная система, направленная на выявление и адресное устранение снижения доступности медицинской помощи. Система представляет собой картографическое изображение всех населенных пунктов с указанием численности населения, транспортной инфраструктуры, медицинских организаций по уровням оказываемой помощи - подстанции и станции скорой медицинской помощи, амбулаторно-поликлинические учреждения с их структурными подразделениями (фельдшерско-акушерские пункты, отделения общей врачебной практики, врачебной амбулатории), больницы - и позволяет видеть на карте зоны риска несвоевременного получения того или иного вида медицинской помощи.
С помощью геоинформационной системы проведен картографический анализ доступности медицинской помощи в соответствии с требованиями приказов Минздрава России от 08.06.2016 № 358, от 27.02.2016 № 132н, от 15.05.2012 № 543н по развитию сети медицинских организаций, на основании которых разработан план мероприятий («дорожная карта») по обеспечению доступности медицинской помощи в населенных пунктах, находящихся вне зоны медицинского обслуживания. План мероприятий включает в себя как организационно-управленческие мероприятия по повышению доступности первичной медико-санитарной, скорой (включая скорую специализированную с применением санитарной авиации) и специализированной медицинской помощи, так и материально-технические и нормативные мероприятия по совершенствованию подходов к организации медицинской помощи, позволяющие обеспечить доступность медицинской помощи для населения края.
Целесообразность формирования в рамках проектной деятельности региональных программ на основе федеральных проектов будет рассмотрена на Совете при Губернаторе Красноярского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Согласно информации министерства здравоохранения Красноярского края организован контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков.
По состоянию на 01.10.2017[1] КГБУЗ «Краевая клиническая больница» устранены 7 нарушений.
[1] Информация о ходе устранения нарушений актуализируется по мере наступления срока исполнения либо по мере поступления в Счетную палату информации о принятых мерах