vk

 

Анализ обоснованности нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс, класс-комплект) муниципальных общеобразовательных организаций

1. Исходные данные о мероприятии.
1.1. Наименование мероприятия: «Анализ обоснованности нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс, класс-комплект) муниципальных общеобразовательных организаций».
1.2. Основание для проведения мероприятия: пункт 1.2.6 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2020 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края от 10.10.2019 № 2892-и-ЗС, решение комитета по образованию, культуре и спорту Законодательного Собрания Красноярского края от 17.10.2018 № 39-5.
1.3. Объекты мероприятия: министерство образования Красноярского края.
1.4. Период проведения мероприятия: июнь-июль 2020 года.
1.5. Исследуемый период: 2019 год (для сравнения используются данные 2018 года и план 2020 года).
2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия
Порядок расчета базовых нормативов подушевого финансирования, базовых нормативов обеспечения на один класс (класс-комплект) в части расходов на оплату труда педагогических работников не обеспечивает выполнение требования части 3 статьи 99 Федерального закона об образовании, предусматривающего включение расходов на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций в нормативы не ниже уровня средней заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Выполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» по доведению средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается за счет нагрузки на педагогического работника в связи с не укомплектованностью штата педагогических работников.
Образовательные организации испытывают недостаток специалистов для оказания коррекционной помощи детям с ОВЗ. Количество ставок должностей педагогических работников, а также сурдопереводчиков, сурдотифлопереводчиков, инструкторов по лечебной физкультуре, работающих за рамками базисного учебного плана, в зависимости от категории детей с ОВЗ, определенное Порядком расчета, ниже утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации.
В ходе мероприятия недостаток средств краевого бюджета на 2020 год в объеме субвенций местным бюджетам оценен в размере 17 060,7 млн руб., в том числе в нормативах не учтены расходы на заработную плату (с учетом начислений на выплаты по оплате труда) исходя из средней заработной платы по краю, в сумме 12 354,1 млн руб.
Утверждение нормативов ниже обязательных значений создает риски ненадлежащего выполнения полномочий органов государственной власти Красноярского края в части обеспечения государственных гарантий прав на получение общедоступного общего образования и дополнительного образования детей в образовательных организациях.
3. Основные нарушения, выявленные в ходе мероприятия
Порядок расчета не обеспечивает выполнение требования статьи 99 Федерального закона об образовании, предусматривающего включение расходов на оплату труда педагогических работников образовательных организаций в нормативы не ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации. Аналогичное нарушение отмечено Счетной палатой Красноярского края по результатам контрольного мероприятия 2018 года.
Расчет норматива обеспечения учебниками осуществляется с нарушением Порядка расчета.
4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)
По результатам мероприятия не вносились представления и предписания.
5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Правительству Красноярского края предложено организовать работы по:
внесению изменения в Порядок расчета для устранения выявленных нарушений и недостатков, включая минимизацию (сокращение) недостатка объема финансирования;
доведению штатной численности специалистов для оказания коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья до нормативной величины.
6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Постановлением Правительства Красноярского края от 21.07.2021 № 498-п внесены изменения в постановление Правительства от 29.05.2014 № 217-п, предусматривающие увеличение норматива материального обеспечения в расчете на одного обучающегося. По информации министерства образования Красноярского края при формировании краевого бюджета на 2021 год и плановый период 2021-2022 годов выделено дополнительно 72,4 млн рублей, что позволит обеспечить 10% от общей потребности в индексации с 2015 по 2020 год в 32%.
Правительством Красноярского края предлагается краевого бюджета выполнение требований, установленных Федеральным законом об образовании, осуществить в случае улучшения экономической ситуации.
Комитет по образованию и культуре Законодательного Собрания Красноярского края рассмотрев заключение Счетной палаты Красноярского края по результатам экспертно-аналитического мероприятия комитет решил принять к сведению заключение Счетной палаты края, а также Предложено комитету по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан Законодательного Собрания Красноярского края при подготовке проекта постановления Законодательного Собрания края «О предложениях Правительству Красноярского края в связи с принятием Закона края «О краевом бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов» включить рекомендации Правительству Красноярского края:
рассмотреть возможность повышения нормативов финансирования общего образования начиная с 2022 года в связи с увеличением учебных часов на внеурочную деятельность:
2 часа в неделю – на внеурочную деятельность с обучающимися по общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования;
5 часов в неделю – на внеурочную деятельность с обучающимися по основным адаптированным общеобразовательным программам.
Министерство образования о принятых мерах сообщило следующее.
В 2020 году получили дипломы о высшем образовании 232 педагога-психолога, 81 человек по специальностям: учитель-дефектолог, учитель-логопед.
С целью увеличения численности специалистов в крае Губернатором Красноярского края в 2017, 2018 годах направлялись письма в Министерство образования и науки Российской Федерации с просьбой увеличить количество бюджетных мест в КГПУ по направлению подготовки «специальное (дефектологическое образование)» – время количество бюджетных мест увеличилось незначительно (10%). В настоящее время действуют 7 магистерских программ, на которых специалисты могут получить дополнительную специализацию в области дефектологического и психологического образования.
Учитывая изменения законодательства о деятельности педагогических работников (в пункт 3 статьи 46 Федерального закона об образовании внесены изменения о том, что лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам. В связи с этим общеобразовательные учреждения могут в 2020/21 учебном году привлечь к педагогической деятельности студентов, продолжающих обучение в учреждениях высшего образования), считаем в 2020/21 учебном году возможным восполнение дефицита 10% специалистов.

Please publish modules in offcanvas position.