vk

 

Мониторинг использования в 2019 году бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий по организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края

1. Исходные данные об экспертно-аналитическом мероприятии

1.1. Наименование экспертно-аналитического мероприятия: «Мониторинг использования в 2019 году бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий по организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края».

1.2. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 1.2.8 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2020 год.

1.3. Объекты экспертно-аналитического мероприятия: министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее – Министерство, Минпром); Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – Служба), Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Красноярского края (далее – Фонд, Региональный фонд).

1.4. Период проведения экспертно-аналитического мероприятия: май – июль 2020 года.

1.5. Исследуемый период: 2019 год, при необходимости – более ранние периоды.

2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия.

2.1. Органами государственной власти края в целом реализованы компетенции по организации и проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории края. Основная необходимая нормативная правовая база принята, вместе с тем, выявлены отдельные недостатки в правовом регулировании в рассматриваемой сфере на краевом уровне.

По-прежнему большая часть собственников общего имущества в МКД на территории края формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора.

2.2. По результатам анализа эффективности управления мероприятиями по проведению капитального ремонта общего имущества в МКД на территории края основные недостатки выявлены в системе управления Региональным фондом, в том числе в части формирования состава и осуществления полномочий Попечительским советом, организации общественного контроля деятельности регионального оператора.

В анализируемый период в отношении 71,6% многоквартирных домов от общего количества домов, включенных на 2019 год в Краткосрочный план, осуществление функций технического заказчика передано Региональным фондом органам местного самоуправления.

2.3. Региональная программа капремонта в крае реализуется с нарушением сроков. По состоянию на 01.01.2019 в Региональную программу капремонта включено 14 169 МКД. По данным Фонда с момента начала программы отремонтировано 22% от общего количества домов, включенных в региональную программу.

В 2017-2019 годах отмечается систематическое невыполнение Региональным фондом Краткосрочного плана, который по состоянию на 01.01.2020 выполнен на 82,7 %, что не способствует снижению остатков неиспользованных средств фонда капремонта на счете (счетах) регионального оператора.

Продолжают иметь место факты не исключения в кратчайшие сроки из Региональной программы капремонта аварийных домов, ремонт которых экономически нецелесообразен. Так, Фондом ЖКХ в 2019 году было выявлено 196 подобных МКД, включенных в Региональную программу.

Вместе с тем в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличен в 1,9 раза планируемый объем средств на проведение капремонта общего имущества в МКД, а также увеличился процент ежегодного использования средств фонда капремонта, который составил 40,6 % от общего объема денежных средств, сформированного на счете Фонда на конец 2019 года. В результате объем фактически аккумулированных и неизрасходованных средств фонда капремонта, находящихся на счете регионального оператора, по состоянию на 01.01.2020 уменьшился на 479,3 млн рублей и составил 9 253,5 млн рублей. Несмотря на это, размер остатка продолжает оставаться значительным, в частности, сложившийся остаток средств превышает годовую плановую стоимость ремонтов 2020 года в 1,4 раза. При этом длительное неиспользование средств фонда капитального ремонта приводит к их обесцениванию.

Уровень собираемости взносов на капитальный ремонт растет и по состоянию на 01.01.2020 составил 88,9 %. Вместе с тем возросла задолженность по взносам на капитальный ремонт собственников помещений, имеющих счета у регионального оператора, на 15,3% и составила 2 860,5 млн рублей. Имеются недостатки в работе Фонда по взысканию долгов по взносам на капремонт: за период 2014-2019 годов проведена работа по взысканию лишь 16,1 % общей суммы задолженности, сформировавшейся за названный период. При этом указанная работа существенным образом была активизирована лишь в 2019 году.

По информации Минпрома с учетом объема средств, имеющегося на счете регионального оператора, планируемого поступления взносов на капитальный ремонт, а также объема средств, необходимого для завершения Краткосрочного плана на 2017-2019 годы и реализации краткосрочного плана на 2020-2022 годы, Региональная программа капремонта при сложившемся уровне собираемости взносов обеспечена финансированием в полном объеме.

Вместе с тем анализ установленного Правительством края в 2019 году минимального размера взноса на капремонт показал, что рассчитанный Минпромом необходимый размер взноса на капремонт превышает утвержденный минимальный размер в зависимости от типа МКД и его местоположения в 2 - 8,7 раза. Таким образом, финансовых средств фонда капремонта, формируемых только исходя из устанавливаемого минимального размера взноса, будет недостаточно для обеспечения выполнения региональной программы (после расходования имеющегося остатка, а также в случае отсутствия финансовой поддержки из консолидированного бюджета края).

С учетом данных официальной статистики можно сделать вывод, что реализация в крае краткосрочного плана капитального ремонта общего имущества МКД на 2017-2019 годы не привела к общему улучшению состояния жилищного фонда в крае (с 2017 года отмечается постоянное увеличение объемов жилого фонда, имеющих износ от 66 до 70% и свыше 70%). Не в каждом случае учитывается влияние проведенного капитального ремонта конструктивных элементов МКД на снижение показателей их износа.

2.4. В 2019 году из краевого бюджета Региональному фонду в виде субсидии на обеспечение уставной деятельности профинансировано 254,5 млн рублей, из которых освоено 236,5 млн рублей или 92,9%. Расходы за счет средств субсидии в сравнении с 2018 годом возросли на 9,6%. В связи с неосвоением средств субсидии на счете Регионального фонда ежегодно образуются остатки: на 01.01.2019 – 10,2 млн рублей, на 01.01.2020 – 19,8 млн рублей, что свидетельствует о завышении необходимой потребности при планировании и определении размера субсидии Фонду.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия

В результате недостатков в правовом регулировании порядка предоставления субсидии Фонду на обеспечение уставной деятельности в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса РФ неэффективно израсходованы средства в сумме 1 808,5 тыс. рублей, в нарушение Положения о премировании неправомерно израсходованы средства на выплату премии сотрудникам Фонда в размере 259,9 тыс. рублей.

4. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

Правительству Красноярского края:

устранить недостатки в правовом регулировании вопросов организации и проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории края, указанные в заключении, в том числе:

- принять во исполнение п. 8.8 ст. 13 Жилищного кодекса РФ нормативный правовой акт об утверждении порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

- определить необходимый размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД во исполнение п. 5 ст. 5 Закона края «Об организации проведения капремонта»;

- принять меры к установлению предельной стоимости на услуги по разработке проектной и сметной документации, проведению проверки достоверности определения сметной стоимости, проведению строительного контроля в процессе капитального ремонта, дополнительно установленные ст. 14 Закона края «Об организации проведения капремонта»;

- рассмотреть вопрос о внесении изменений в Порядок предоставления субсидии Региональному фонду на обеспечение уставной деятельности в части регламентации направлений расходования бюджетных средств Фондом, порядка определения объема субсидии;

- рассмотреть вопрос о правовом регулировании основных положений оплаты труда сотрудников Фонда, в том числе порядок установления должностных окладов, нормативными правовыми актами края либо Уставом Фонда;

привести в соответствие с требованиями п. 2 ст. 22 Закона края «Об организации проведения капремонта» состав Попечительского совета Фонда.

Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов Красноярского края:

разработать план мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных по итогам мероприятия, представить для обеспечения контроля в Счетную палату Красноярского края.

5. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Реализация предложений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.

Please publish modules in offcanvas position.