vk

 

Анализ согласования стоимости ритуальных услуг в крае и предъявляемых требований к качеству их оказания

1. Исходные данные об экспертно-аналитическом мероприятии

1.1. Наименование экспертно-аналитического мероприятия: «Анализ согласования стоимости ритуальных услуг в крае и предъявляемых требований к качеству их оказания» (параллельное с муниципальными контрольно-счетными органами).

1.2. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 1.2.9 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2020 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края (письмо от 29.07.2019 № 2261-и-ЗС).

1.3. Объект экспертно-аналитического мероприятия: служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.

1.4. Период проведения экспертно-аналитического мероприятия: с 07 сентября по 30 октября 2020 года.

1.5. Исследуемый период: 2019 год, для сравнения использовались данные предыдущих периодов.

2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия

На уровне Российской Федерации и в Красноярском крае отсутствует полноценная система нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации похоронного дела, оказания услуг по захоронению умерших граждан и контроля за качеством их оказания. Орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере похоронного дела, в настоящее время на федеральном уровне (как и на региональном) не определен. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере похоронного дела не распределены.

Отдельные полномочия в сфере оказания ритуальных услуг населению определены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон о погребении), регулирующем отношения, связанные с погребением умерших, в частности, устанавливающим гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения.

В целях осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела (статья 27 Федерального закона о погребении). Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона о погребении, законодательство РФ о погребении и похоронном деле состоит из Федерального закона о погребении и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

На основании данной нормы в некоторых субъектах РФ приняты законы о погребении и похоронном деле (например, в Московской, Волгоградской, Нижегородской, Оренбургской, Рязанской, Томской областях, Краснодарском, Приморском, Ставропольском краях).

При этом в Красноярском крае не утвержден порядок определения и согласования органами местного самоуправления стоимости услуг, включенных в гарантированный перечень услуг по погребению, и стандартов их качества. Также не определен порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела при органах исполнительной власти края.

Стоимость гарантированного перечня услуг по погребению в соответствии со статьями 9, 12 Федерального закона о погребении определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств:

Пенсионного фонда РФ – на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти (пенсионеры);

федерального бюджета – на погребение умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты осуществляются Пенсионным фондом РФ с последующим возмещением расходов за счет средств федерального бюджета (смерть в период получения досрочной пенсии);

Фонда социального страхования РФ – на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей (работающие и несовершеннолетние члены их семей);

бюджетов субъектов РФ – в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности (не пенсионер, не работал, рождение мертвого ребенка).

В Красноярском крае в нарушение пункта 3 статьи 9 Федерального закона о погребении правовые акты органов местного самоуправления, утверждающие стоимость услуг по погребению, не согласовывались уполномоченным органом исполнительной власти края и отделениями Фонда социального страхования РФ. Ежегодное согласование стоимости ритуальных услуг осуществлялось только отделениями Пенсионного фонда РФ, в ряде случаев – с нарушением сроков согласования.

Уполномоченным органом исполнительной власти края по согласованию стоимости услуг по погребению определена служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее – Служба финконтроля края, служба). Вместе с тем в соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса РФ осуществление функций регулирования (согласования) цен (тарифов) в сфере ритуальных услуг (согласование стоимости гарантированного перечня безвозмездного оказания услуг по погребению) не соотносится с полномочиями службы как регионального органа внутреннего государственного финансового контроля.

Кроме того, в соответствии с постановлением администрации края «О государственном регулировании тарифов, цен, сборов, платы в Красноярском крае» ритуальные услуги не числятся в перечне регулируемых тарифов, цен, сборов, платы на продукцию, товары и услуги в Красноярском крае.

Информирование граждан о порядке выплаты социального пособия на погребение категорий умерших граждан осуществляет краевое государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», подведомственное министерству экономики и регионального развития Красноярского края.

Выплаты социального пособия на погребение и возмещение стоимости услуг специализированным службам по вопросам похоронного дела в соответствии с постановлением Совета администрации края от 31.03.2008 № 141-п в анализируемом периоде и до 01.01.2020 осуществляло КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края». С 23.02.2020 в соответствии с постановлением Правительства края от 05.02.2020 № 79-п и Уставом учреждения, предоставление социального пособия на погребение и возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению отдельных категорий граждан возложено на КГКУ «Управление социальной защиты населения».

Органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении данных учреждений, определено министерство социальной политики Красноярского края. При этом Положением о министерстве социальной политики края, утвержденном постановлением Правительства края от 07.08.2008 № 30-п, компетенции в сфере похоронного дела и погребения за министерством не закреплены.

Предоставление выплаты осуществляется на основании электронных списков получателей социального пособия и специализированных служб, направляемых исполнительными органами местного самоуправления в уполномоченное учреждение.

Прием документов и принятие решения об обеспечении или отказе в обеспечении социальным пособием на погребение либо возмещении стоимости услуг специализированным службам по вопросам похоронного дела осуществляется исполнительными органами местного самоуправления.

Необходимо отметить, что на федеральном и региональном уровне применяются различные подходы при установлении размера стоимости услуг по погребению. Так, если социальное пособие на погребение и стоимость услуг, возмещаемых специализированной службе по вопросам похоронного дела Пенсионным Фондом РФ и Фондом социального страхования РФ, имеют фиксированный размер - не должен превышать 4 000 рублей (по состоянию на 01.01.2009) с последующей индексацией один раз в год, то размер стоимости услуг по погребению, возмещение которого производится из средств краевого бюджета в отношении иных категорий умерших граждан, согласуется Службой финконтроля края в индивидуальном порядке (в анализируемом периоде варьировал от 3 413,26 рубля в Саянском районе до 21 952,92 рубля
в г. Норильск).

Отсутствие порядка согласования органами местного самоуправления стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, с уполномоченными органами, в том числе, содержащего требования о периодичности согласования, создает в территориях края правовую неопределенность и различную правоприменительную практику. При этом какая либо ответственность по данному вопросу для органов местного самоуправления и специализированных служб никакими нормативными правовыми актами в настоящее время не предусмотрена.

Вопросы осуществления контроля за качеством предоставления ритуальных услуг населению действующими федеральными и региональными нормативными правовыми актами практически не регламентированы. Статьей 9 Федерального закона о погребении установлено, что качество услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Большинство муниципальных образований Красноярского края не устанавливают требования к качеству предоставляемых услуг по погребению в целом, либо по отдельным категориям.

Попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела при органах местного самоуправления формально созданы только в 5 муниципальных районах края (Ирбейский, Каратузский, Нижнеингашский, Новоселовский и Уярский районы) и г. Красноярске, общественный контроль за деятельностью в сфере похоронного дела на местном уровне фактически не осуществляется.

В муниципальных образованиях края создано лишь 29 специализированных служб по вопросам похоронного дела, фактически контроль за деятельностью специализированных служб органами местного самоуправления также не осуществляется.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия (при наличии)

В нарушение пункта 3 статьи 9 Федерального закона о погребении правовые акты органов местного самоуправления, утверждающие стоимость услуг по погребению, не согласовывались уполномоченным органом исполнительной власти края и отделениями Фонда социального страхования РФ.

4. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам экспертно-аналитического мероприятия Правительству Красноярского края предложено:

принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона о погребении, в том числе: утвердить порядок определения и согласования органами местного самоуправления стоимости услуг, включенных в гарантированный перечень услуг по погребению, и стандартов их качества, а также порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела при органах исполнительной власти края и местного самоуправления;

определить органы (орган) исполнительной власти, уполномоченные на реализацию государственной политики в указанной сфере.

5. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Реализация предложений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.

Please publish modules in offcanvas position.