vk

 

Анализ эффективности использования средств краевого бюджета на реализацию Закона края от 29.04.2010 № 10-4663 «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков на территории Красноярского края

1. Исходные данные об экспертно-аналитическом мероприятии

1.1. Наименование экспертно-аналитического мероприятия: «Анализ эффективности использования средств краевого бюджета на реализацию Закона края от 29.04.2010 № 10-4663 «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков на территории Красноярского края».

1.2. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 1.2.20 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2019 год.

1.3. Объекты экспертно-аналитического мероприятия: министерство строительства Красноярского края (далее – Минстрой, Министерство); Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба строительного надзора, Служба); администрация г. Красноярска и ее структурные подразделения, получатели средств бюджета (по запросам).

1.4. Период проведения экспертно-аналитического мероприятия: ноябрь – декабрь 2019 года.

1.5. Исследуемый период: 2017-2018 годы и истекший период 2019 года, анализ показателей за предыдущие годы (при необходимости).

2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия.

2.1. В рамках полномочий, предусмотренных ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принят Закон края от 29.04.2010 № 10-4663 «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков на территории Красноярского края» (далее – Закон края № 10-4663), устанавливающий инициативное расходное обязательство края по предоставлению трех социальных выплат гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Выявлены недостатки нормативного правового регулирования на краевом уровне вопросов государственной поддержки обманутых дольщиков, влияющие как на реализацию прав граждан на получение социальных выплат, так и на эффективность предоставляемых мер господдержки (отсутствие в течение более двух лет определенности для граждан в части органа, куда необходимо обратиться с заявлением о предоставлении выплат, отсутствие правовой регламентации порядка предоставления одной из выплат, а также порядка формирования адресного перечня незавершенных строительством домов и др.).

2.2. Сформированный механизм правового и административного обеспечения государственной поддержки обманутых дольщиков в анализируемый период являлся сложным, несогласованным, не исключающим возможное дублирование выполняемых действий между немалым числом органов (организаций), участвующих в процедуре предоставления социальных выплат (Минстрой - главный распорядитель бюджетных средств, Служба, органы местного самоуправления, Красноярский краевой фонд жилищного строительства). При этом выявлены недостатки в осуществлении полномочий органами при реализации положений Закона края № 10-4663.

Кроме того, в настоящее время отсутствует объективная информация о количестве в крае граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, которые могут быть потенциальными получателями социальных выплат, предусмотренных Законом края № 10-4663, и, как следствие, возможность определить финансовую потребность в средствах краевого бюджета на реализацию названного Закона края.

2.3. Всего на государственную поддержку граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, в краевом бюджете в 2017-2019 годах предусмотрено 58,2 млн рублей, из которых профинансировано 39,1 млн рублей или 67,2% от назначений.

Выявлены недостатки осуществления в анализируемый период Минстроем предусмотренных ст. 158 Бюджетного кодекса РФ полномочий при планировании расходов краевого бюджета на государственную поддержку пострадавших граждан в соответствии с Законом края № 10-4663. Ежегодно в 2017-2018 годах отмечается невысокий уровень исполнения расходов на указанные цели от уточненного плана - не более 55%.

2.4. По результатам выборочного анализа учетных дел по заявлениям граждан о предоставлении социальных выплат выявлены нарушения порядков предоставления выплат, которые повлияли на эффективность расходования бюджетных средств, что свидетельствует о недостатках в организации работы Министерства по рассмотрению таких заявлений. Так, нарушения установлены в 79% от общего числа изученных дел по заявлениям о предоставлении социальной выплаты на возмещение расходов по оплате процентов по кредитам или займам, направленным на завершение строительства многоквартирных домов, и в 61% дел по выплатам на возмещение найма жилых помещений.

Установлены недостатки механизмов реализации мероприятий.

2.5. В связи с нарушениями отдельных положений нормативных правовых актов при принятии решений о предоставлении социальных выплат неправомерные расходы краевого бюджета составили 4 057,0 тыс. рублей, что составляет 50,2% от общего объема проанализированных средств, в том числе: по выплате на возмещение расходов по оплате процентов -1 290,0 тыс. рублей; по выплате на возмещение найма жилых помещений - 2 767,0 тыс. рублей.

Неэффективные расходы краевого бюджета на перечисление социальных выплат на возмещение расходов по оплате процентов гражданам, дома которых введены в эксплуатацию и не исключены из адресного перечня, составили 827,8 тыс. рублей (из них 582,4 тыс. рублей перечислено гражданам, в том числе с вышеуказанными нарушениями порядка предоставления выплаты).

2.6. Установленные подпрограммами показатели результативности (ожидаемые результаты) не содержат характеристик основных планируемых конечных результатов, отражающих эффект, вызванный реализацией мероприятий (положительное изменение ситуации с обманутыми дольщиками), в связи с чем они не позволяют дать полную объективную оценку государственной поддержке в решении проблем обманутых дольщиков и оценить эффективность расходования средств краевого бюджета на эти цели.

Анализ показал, что предусмотренные Законом края № 10-4663 меры государственной поддержки пострадавших граждан малоэффективны, оказали несущественное влияние на улучшение ситуации с обманутыми дольщиками в крае. Кроме того, сложившаяся система социальной поддержки пострадавших от недобросовестных застройщиков граждан не направлена на помощь наиболее нуждающимся группам населения этой категории, а выделяемые бюджетные ресурсы в основном расходуются на выплаты на возмещение найма жилых помещений, при этом принципы адресности и социальной справедливости (поддерживать тех, кто в этом более всего нуждается) при предоставлении данной учитываются не в полной мере.

С учетом выявленных по результатам мероприятия недостатков, а также произошедших изменений в федеральном законодательстве в сфере долевого строительства состав мер господдержки обманутых дольщиков и условия их предоставления требуют совершенствования.

3. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

Правительству Красноярского края:

1) Провести анализ нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы государственной поддержки обманутых дольщиков в крае, принять меры к устранению в них противоречий, пробелов, в том числе определить:

- порядок формирования и утверждения адресного перечня незавершенных строительством многоквартирных домов;

- порядок осуществления расчета размера социальной выплаты на возмещение расходов по оплате процентов в случае превышения размера кредита и процентной ставки по кредитному договору предельных значений, установленных в Законе края № 10-4663;

- роль органов местного самоуправления в обеспечении государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, с учетом требований ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе принять меры к приведению Закона края от 11.11.2010 № 11-5231 «О наделении органа местного самоуправления городского округа город Красноярск отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков» в соответствие с действующим краевым законодательством.

2) Поручить заинтересованным органам исполнительной власти края проанализировать современную ситуацию, сложившуюся в крае в сфере долевого строительства многоквартирных домов, с целью определения числа проблемных объектов, а также количества граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, которые могут быть потенциальными получателями государственной поддержки за счет средств краевого бюджета. По результатам выработать объективное решение о необходимости государственной поддержки обманутых дольщиков путем предоставления социальных выплат, предусмотренных действующей в настоящее время редакцией Закона края № 10-4663.

3) Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон края № 10-4664, уточнив в нем цели установления мер господдержки, их функциональное назначение, а также состав мер и условия их предоставления, внедрив критерии нуждаемости и адресности.

Министерству строительства Красноярского края:

1) Принять меры по недопущению выявленных нарушений и недостатков при рассмотрении заявлений пострадавших граждан о предоставлении социальных выплат, а также по устранению их причин и условий, в том числе организовать систематический контроль за качеством исполнения сотрудниками Министерства должностных обязанностей по подготовке решений о назначении социальных выплат.

2) Утвердить административный регламент по предоставлению государственной услуги по оказанию государственной поддержки пострадавшим гражданам в соответствии с Законом края № 10-4663.

3) Изменить показатели результативности (ожидаемый результат) по мероприятию «Возмещение расходов по уплате процентов» в подпрограмме «Повышение доступности ипотечного кредитования» и по мероприятию «Возмещение расходов по оплате найма жилых помещений» в подпрограмме «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 № 514-п, так, чтобы они позволяли дать полную объективную оценку государственной поддержке в решении проблемы обманутых дольщиков и определить фактический результат улучшения ситуации в указанной сфере. Утвердить методику расчета количественных значений вышеуказанных показателей результативности или определить их на основе данных государственного статистического наблюдения.

4) Внести в установленном порядке изменения в Порядки предоставления социальных выплат, типовые формы двустороннего договора о предоставлении выплаты, утвержденные постановлением Правительства края от 17.04.2018 № 198-п, устранив в них указанные в заключении недостатки, в том числе предусмотрев обязанность граждан возвратить излишне перечисленные суммы социальной выплаты, а также обязанность уполномоченного органа исполнительной власти края обеспечить возврат таких средств в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края:

В установленном порядке внести изменения в адресный перечень незавершенных строительством многоквартирных домов с учетом степени готовности многоквартирных домов, как того требует п. 2 ст. 4 Закона края № 10-4663, исключив из него дома, строительство которых завершено.

Заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Красноярского края, в Правительство Красноярского края, в министерство строительства Красноярского края.

4. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края.

Реализация предложений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.

Please publish modules in offcanvas position.