1. Исходные данные об экспертно-аналитическом мероприятии
1.1. Наименование экспертно-аналитического мероприятия: «Анализ системы теплоснабжения города Сосновоборска».
1.2. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 1.2.10 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2019 год.
1.3. Объекты экспертно-аналитического мероприятия: министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (по запросу, далее – Минпром края, Министерство); министерство тарифной политики Красноярского края (по запросу, далее – министерство тарифной политики); администрация города Сосновоборска (по запросу, далее - Администрация).
1.4. Период проведения экспертно-аналитического мероприятия: май – июнь 2019 года.
1.5. Исследуемый период: 2017-2018 годы, при необходимости анализ показателей за предыдущие годы.
2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия.
2.1. Органы государственной власти края наделены полномочиями в области регулирования и контроля сферы теплоснабжения, а также реализации мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги. Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей относится к вопросам местного значения городского округа, органы местного самоуправления которого наделены пятью государственными полномочиями по реализации мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги. Выявлены отдельные недостатки в нормативных правовых актах края и г. Сосновоборска.
Отсутствие утвержденной Стратегии социально-экономического развития г. Сосновоборска не способствует формированию эффективной политики в сфере теплоснабжения в муниципальном образовании.
2.2. Выявленные недостатки в осуществлении органами исполнительной власти края, администрацией г. Сосновоборска полномочий в рассматриваемой сфере позволяют муниципальным образованиям края и ресурсоснабжающим организациям формально подходить к разработке схем теплоснабжения, инвестиционных программ и к реализации предусмотренных в этих документах мероприятий по развитию системы теплоснабжения.
2.3. Схема теплоснабжения г. Сосновоборска на 2013-2028 годы утверждена с нарушением срока, установленного Федеральным законом о теплоснабжении, не проводилась ее актуализация на 2015, 2016, 2018 годы, с нарушением срока проведена актуализация Схемы на 2017, 2019 годы.
Содержание Схемы не в полной мере соответствует Требованиям к схемам теплоснабжения, в том числе отсутствует обоснование выбора приоритетного сценария развития теплоснабжения города. Указанное свидетельствует о низком качестве осуществления Минпромом края мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения.
В связи с передачей в 2016 году имущественного комплекса Железногорской ТЭЦ в собственность АО «КрасЭКо» в схему теплоснабжения г. Сосновоборска с 2017 года фактически включена новая организация – АО «КрасЭКо». При этом имущественный комплекс Железногорской ТЭЦ передан АО «КрасЭКо» во временное владение ООО «КЭСКО» для эксплуатации и технического обслуживания, а имущественный комплекс Сосновоборской ТЭЦ передан Администрацией в концессию ООО «КЭСКО». Таким образом, оба тепловых источника (СТЭЦ и ЖТЭЦ), осуществляющих поставку тепловой энергии, теплоносителя единой теплоснабжающей организации г. Сосновоборска (МУП «Жилкомсервис») находятся в пользовании ООО «КЭСКО». Тарифы на товары и услуги по теплоснабжению устанавливались 3 организациям: ООО «КЭСКО», АО «КрасЭКо» и МУП «Жилкомсервис».
2.4. Согласно актуализированной на 2019 год Схеме теплоснабжения г. Сосновоборска общая потребность в инвестициях на реализацию мероприятий по развитию системы теплоснабжения составляет 536,7 млн рублей, при этом источники инвестиций в Схеме не определены, что создает риск не выполнения мероприятий.
Из трех организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения на территории г. Сосновоборска, утвержденная инвестиционная программа имеется только у АО «КрасЭКо» в отношении Железногорской ТЭЦ. Анализ исполнения инвестиционной программы АО «КрасЭКо» показал, что не выполнены плановые назначения по реализации инвестиционной программы за 2017 год на 45,3%, за 2018 год – на 25,7%. В том числе не выполнены в полном объеме запланированные мероприятия по увеличению тепловой мощности ЖТЭЦ и по реализации инвестиционного обязательства, данного в ходе приватизации имущественного комплекса ЖТЭЦ.
2.5. Рост тарифов МУП «Жилкомсервис» составил в 2016 году - 32%, в 2017 году - 42,7%, в I полугодии 2018 года - тариф уменьшен на 20,8%, во II полугодии 2018 года – увеличен на 3,9%.
На рост тарифов МУП «Жилкомсервис» повлияла, в том числе фактическое изменение схемы теплоснабжения города в 2017 году, а также образовавшаяся межтарифная разница, учтенная регулирующим органом при установлении тарифов, поскольку имели место факты, когда предприятие приобретало тепловую энергию по цене выше, чем поставляла своим потребителям.
2.6. В структуре расходов МУП «Жилкомсервис», учитываемых при формировании тарифов, основной удельный вес занимали расходы на приобретение тепловой энергии: в 2017 году – 83,2%, в 2018 году – 87,2%.
Исходя из структуры плановых расходов АО «КрасЭКо», основную долю составляли расходы на приобретение энергетических ресурсов (в 2017 году - 38,3% , в 2018 году – 35,9%), оплату труда (соответственно, 18% и 17,6%), расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемые по договорам со сторонними организациями (13% и 12,7%).
С учетом закрепленной в Схеме теплоснабжения структуры отпуска тепла потребителям г. Сосновоборска на формирование тарифов для МУП «Жилкомсервис» влияет размер тарифов, устанавливаемых для АО «КрасЭКо» и ООО «КЭСКО».
2.7. В краевом бюджете утверждены субвенции бюджету г. Сосновоборска на исполнение государственных полномочий по ограничению платы граждан за коммунальные услуги в 2016 году в сумме 53 368,4 тыс. рублей, в 2017 году - 100 016,1 тыс. рублей, в 2018 году – 18 081,9 тыс. рублей.
Рост тарифов на тепловую энергию, установленных для МУП Жилкомсервис», в 2017 году, в том числе повлек увеличение объема субвенции, предусмотренной бюджету г. Сосновоборска на реализацию отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги, в 1,9 раза.
3. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
Правительству Красноярского края:
определить орган исполнительной власти края по осуществлению предусмотренного п. 6 ч. 2 ст. 5 Федерального закона о теплоснабжении полномочия по определению системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ;
оценить эффективность участия в системе теплоснабжения г. Сосновоборска АО «КрасЭКо», передавшего имущественный комплекс ЖТЭЦ в пользование и эксплуатацию дочернему обществу - ООО «КЭСКО», но оказывающего влияние на рост тарифов на тепловую энергию в г. Сосновоборске. По результатам рассмотреть вопрос об оптимизации числа теплоснабжающих организаций (хозяйственных обществ с участием края и их дочерних обществ), осуществляющих деятельность на территории г. Сосновоборска и влияющих на формирование тарифов для потребителей города.
Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края:
принять меры к устранению указанных в заключении недостатков в реализации предусмотренных законодательством полномочий в сфере теплоснабжения;
обеспечить осуществление мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с требованиями Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек, утвержденного приказом Минстроя России от 21.03.2014 № 111/пр, в рамках которого оценить качество разработки утвержденной Схемы теплоснабжения г. Сосновоборска на 2013-2028 годы;
в рамках осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ проверить выполнение инвестиционной программы АО «КрасЭКо» по Железногорской ТЭЦ, в том числе в части реализации инвестиционного обязательства, данного в ходе приватизации имущественного комплекса ЖТЭЦ.
Министерству тарифной политики Красноярского края:
принять административный регламент по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Главе города Сосновоборска:
принять меры к устранению указанных в заключении недостатков в реализации предусмотренных законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения, а также несоответствий в постановлении администрации г. Сосновоборска от 19.05.2015 № 856;
при проведении очередной актуализации Схемы теплоснабжения г. Сосновоборска на 2013-2028 годы привести ее содержание в соответствие с Требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154;
принять меры по синхронизации документов территориального планирования городского округа, в том числе Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Сосновоборска на 2016-2022 годы и Схемы теплоснабжения г. Сосновоборска, инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций;
предложить МУП «Жилкомсервис» и ООО «КЭСКО» ускорить процесс принятия инвестиционных программ по развитию расположенных на территории г. Сосновоборска источника тепловой энергии и тепловых сетей, находящихся в пользовании указанных организаций.
Заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Красноярского края, Правительство Красноярского края и Главе муниципального образования г. Сосновоборск.
4. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Реализация предложений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.