1. Исходные данные об экспертно-аналитическом мероприятии.
1.1. Наименование экспертно-аналитического мероприятия: «Анализ эффективности деятельности краевых государственных бюджетных учреждений (лесничеств)».
1.2. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 1.4.5 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2018 год, пункт 1.2.17 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2019 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края (письмо от 10.07.2017 № 3636-и-ЗС).
1.3. Объекты экспертно-аналитического мероприятия:
министерство лесного хозяйства Красноярского края;
краевые государственные бюджетные учреждения – лесничества (всего 60 лесничеств), из них с выходом на объекты: КГБУ «Большемуртинское лесничество», КГБУ «Енисейское лесничество», КГБУ «Кодинское лесничество».
1.4. Период проведения экспертно-аналитического мероприятия: август-декабрь 2018 года.
1.5. Исследуемый период: октябрь 2018 года - май 2019 года.
2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия.
Полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, выполняемые лесничествами края, обеспечены финансированием не в полном объеме: за счет средств федерального бюджета в 2017 году финансировалась половина, а в 2018 году только 40% от общего объема расходов лесничеств.
По расчетным данным, ежегодно на выполнение указанных мероприятий лесничествами расходуется около 0,5 млрд рублей собственных средств.
Отмечаются неудовлетворительные результаты взаимодействия Минлесхоза края с Рослесхозом на этапе планирования объемов работ и их финансового обеспечения.
Применение нормативов затрат, не отражающих фактическую стоимость работ, приводит к недофинансированию переданных полномочий.
При планировании объемов работ не учитывается изменение состояния лесного фонда края.
Государственные задания лесничествам формируются Минлесхозом края без учета материально-технических возможностей учреждений, в результате чего значительная часть работ собственными силами лесничеств не выполняется (для их выполнения на договорной основе привлекаются сторонние организации и граждане).
Выявлены нарушения сроков перечисления лесничествам субсидий на выполнение работ, предусмотренных государственными заданиями.
Основной объем доходов лесничеств составляют доходы от реализации древесины, передаваемой учреждениям за плату для осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий, предусмотренных государственными заданиями.
Средства от приносящей доход деятельности направляются лесничествами не на развитие и обновление материально-технической базы, а на увеличение заработной платы работников и оплату работ (услуг), предусмотренных государственными заданиями.
Размер среднемесячной оплаты труда в лесничествах различается и варьируется от 16,9 тыс. рублей до 103,3 тыс. рублей.
В ходе мероприятия выявлены нарушения при оплате труда сотрудников лесничеств.
Состояние материально-технической базы лесничеств и высокая степень износа имущества (более 80%) не позволяет эффективно и в полном объеме выполнять работы, предусмотренные государственными заданиями.
При наличии потребности в обновлении основных средств установлены многочисленные факты приобретения лесничествами имущества и его последующей передачи в Минлесхоз края и другие подведомственные ему учреждения (всего передано 25 % от основных средств, приобретенных в 2017-2018 годах).
Установлены многочисленные нарушения и недостатки при осуществлении лесничествами реализации древесины.
Итоги реализации в 2018 году в крае «пилотного проекта» по переходу лесничеств на реализацию древесины через Биржу показали, что основная цель биржевой торговли – обеспечение конкуренции и, как следствие, – повышение стоимости реализуемой древесины в Красноярском крае не достигнута.
Установлены нарушения и недостатки при осуществлении лесничествами закупочной деятельности, а также факты, свидетельствующие о наличии коррупционных рисков, создающие возможности совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений.
3. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
Правительству Красноярского края
внести изменение в постановление Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 539-п «Об утверждении порядка формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», в части установления нормы о формировании государственных заданий с учетом возможностей краевого государственного учреждения (аналогично норме, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640);
Министерству лесного хозяйства Красноярского края
устранить выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия недостатки нормативного правового регулирования;
усилить контроль за деятельностью лесничеств;
исключить принятие решений, способствующих ухудшению финансово-экономического положения подведомственных учреждений;
при осуществлении планирования деятельности лесничеств
и утверждении планов ФХД на очередной финансовый год предусмотреть укрепление (обновление) материально-технической базы учреждений;
принять меры, направленные на устранение факторов, и условий, способствующих возникновению коррупционных рисков;
Краевым государственным бюджетным учреждениям – лесничествам устранить выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия нарушения и недостатки и принять меры по недопущению их в дальнейшей работе.
4. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Реализация предложений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.