vk

 

Анализ структурных преобразований экономики Красноярского края

1. Исходные данные об экспертно-аналитическом мероприятии.

1.1. Наименование экспертно-аналитического мероприятия: «Анализ структурных преобразований экономики Красноярского края».

1.2. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 1.5.5 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год.

1.3. Объекты экспертно-аналитического мероприятия: органы исполнительной власти Красноярского края.

1.4. Период проведения экспертно-аналитического мероприятия: ноябрь – декабрь 2017 года.

1.5. Исследуемый  период: 2004-2016 годы.

2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия.

Значение структурных преобразований для экономики обозначено в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Необходимость изменения структуры экономики впервые упоминается в Послании 2006 года. Однако, первые позитивные изменения в структуре экономики России, формировании новых видов деятельности отмечаются только в Послании 2016 года.

В документах стратегического планирования Российской Федерации и Красноярского края структурная диверсификация экономики определена в качестве одного из основных направлений перспективного развития.

Законодательно полномочия по управлению структурными изменениями в экономике за каким-либо определенным органом государственной власти или местного самоуправления не закреплены. Единый координирующий орган
в данной сфере отсутствует не только на краевом и муниципальном уровнях, но и на федеральном. Соответствующие функции рассредоточены по всем органам управления Красноярского края.

Динамика основных макроэкономических показателей Красноярского края в анализируемом 13-летнем периоде (2004-2016 годы) имеет два выраженных минимума: первый приходится на 2009 год, второй – на 2014-2016 годы. Первый минимум обусловлен негативным влиянием последствий мирового финансово-экономического кризиса, второй –последствиями введения экономических санкций в отношении России.

В целом, кризис 2009 года был менее продолжительным и имел менее негативные последствия по сравнению с социально-экономической ситуацией последних лет (2014-2016 годы). Продолжительность и масштаб социально-экономической рецессии 2014-2016 года свидетельствует об исчерпании адаптационных возможностей экономики Красноярского края и необходимости преобразования ее существующей структуры с расширением спектра несырьевых видов деятельности.

Для анализа структурных изменений в экономике Красноярского края, произошедших за 13 лет, рассчитаны показатели структурных сдвигов для структур валовой добавленной стоимости (ВРП), инвестиций в основной капитал и численности занятых в экономике края в разрезе видов экономической деятельности. Результаты анализа позволили сделать вывод о том, что быстрее всех на социально-экономические изменения в крае отреагировала структура инвестиций в основной капитал. При этом наибольшим изменениям подверглась структура валовой добавленной стоимости. Структура численности занятых в экономике края не претерпела существенных изменений.

Основные структурные сдвиги в структуре инвестиций в основной капитал зафиксированы в 2009 году по отношению к 2008-му, в структуре валовой добавленной стоимости – в 2010 году по отношению к 2009-му. Такая ситуация обусловлена освоением и вводом в промышленную эксплуатацию Ванкорского нефтегазового месторождения.

В настоящее время структура экономики Красноярского края является достаточно устоявшейся с ярко выраженной монопрофильной специализацией – нефтедобычей и цветной металлургией.

Отсутствие целенаправленной и рациональной структурной политики, а также единого органа, ответственного за ее проведение, создает значительные риски устойчивого социально-экономического развития Красноярского края в долгосрочной перспективе. Несвоевременное проведение структурных преобразований или их полное отсутствие вызовет крайне негативные последствия, от отсутствия инноваций, сокращения инвестиций, снижения темпов развития региона до еще большего снижения уровня жизни населения, увеличения зависимости экономики края от мировых цен на ресурсы, отсутствия резервов роста доходов бюджета.

В связи с чем, наряду с поддержкой и модернизацией традиционных отраслей структурные преобразования экономики края являются необходимым условием высокого уровня регионального развития.

С учетом специфики региона, основными направлениями диверсификации экономики края могут стать:

создание новых нефтегазоперерабатывающих производств и развитие нефтегазохимической промышленности;

включение в лесопромышленный комплекс предприятий глубокой степени переработки древесины;

использование богатого туристическо-рекреационного потенциала;

развитие производства строительных материалов (в том числе для экспорта);

развитие транспортно-логистических функций у региона (формирование мультимодальных транспортных узлов, строительство новых железных дорог, развитие малой авиации);

формирование инновационно-технологического сектора наукоемких производств (военно-промышленный комплекс, космическое машиностроение, связь, атомная энергетика, фармацевтика, солнечная энергетика, оказание инновационных услуг на основе информационно-компьютерных технологий);

развитие малого и среднего бизнеса в непроизводственных (в том числе смежных с производством) видах деятельности;

развитие сферы услуг в соответствии с растущим потребительским спросом и дальнейшая организация экспорта услуг;

формирование и развитие пищевого кластера, включающего сельские хозяйства всех категорий (как поставщиков сырья) и организации пищевой промышленности (как производителей продовольственных товаров), с целью экспорта продукции в другие регионы России.

3. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

Правительству Красноярского края:

наделить орган исполнительной власти Красноярского края полномочиями по разработке структурной политики и управлению структурными изменениями в экономике;

провести оценку промышленного потенциала Красноярского края с определением наиболее перспективных направлений развития;

разработать документ стратегического планирования, содержащий основные направления структурных преобразований экономики Красноярского края и комплекс взаимосвязанных мер по их проведению (в формате стратегии диверсификации);

провести инвентаризацию расходов бюджета с целью анализа на соответствие приоритетам развития и определения возможностей для государственной поддержки новых видов деятельности.

4. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Реализация предложений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.

 

Please publish modules in offcanvas position.