1. Исходные данные об экспертно-аналитическом мероприятии.
1.1. Наименование экспертно-аналитического мероприятия: «Анализ эффективности реализации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в части организации осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Красноярского края в январе-сентябре 2018 года».
1.2. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 1.4.11 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2018 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края (письмо от 10.07.2017 № 3636-и-ЗС).
1.3. Объекты экспертно-аналитического мероприятия: министерство лесного хозяйства Красноярского края, краевое государственное автономное учреждение «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов».
1.4. Период проведения экспертно-аналитического мероприятия: август-декабрь 2018 года.
1.5. Исследуемый период: январь-сентябрь 2018 года.
2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия.
2.1. В 2018 году переданные на краевой уровень полномочия Российской Федерации по охране и защите лесов от пожаров выполнялись неэффективно.
По итогам пожароопасного сезона количество пожаров зафиксировано на уровне прошлого года, при этом площадь лесных пожаров увеличилась в 3 раза (в 2018 году – 1,6 млн га, в 2017 году – 0,5 млн га).
В охраняемой зоне в 2018 году наблюдаются наихудшие показатели за 3 года:
при снижении количества пожаров почти на 40%, площадь пройденная пожарами, увеличилась в 1,8 раза (со 170,4 тыс. га до 301,3 тыс.га);
на арендованных участках пожарами охвачено 212,8 тыс. га, что в 12 и 3 раза больше, чем в 2017 и 2016 годах, соответственно.
Рост числа крупных лесных пожаров свидетельствует о низкой эффективности мероприятий по охране лесов от пожаров, проводимых в 2018 году в Красноярском крае, в том числе о недостаточности мер, принимаемых на этапе их обнаружения, а также тушения в первые сутки.
При значительном увеличении количества летных часов в 2018 году (в 1,4 раза по сравнению с 2017 годом) по итогам пожароопасного сезона в крае сложился самый низкий в 2016-2018 годах процент выполнения назначенной кратности патрулирования (67,7%) и тушения лесных пожаров в первые сутки (58%).
Несвоевременное применение достаточных сил и средств пожаротушения, в том числе на арендованных участках, привели к распространению пожаров с 0,5 га (на момент обнаружения) до 10-15 тыс.га (к моменту тушения).
Несмотря на то, что объем финансового обеспечения мероприятий по предупреждению и тушению лесных пожаров в 2018 году превысил 1,4 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2017 годом в 1,4 раза, органами власти края допущено ухудшение значений по всем критериям, характеризующим эффективность реализации переданных полномочий.
Анализ динамики показателей, свидетельствует о том, что ни один из четырех установленных критериев оценки эффективности в 2018 году не будет достигнут.
Неэффективность принимаемых решений при организации охраны и защиты лесов от пожаров привела к многократному увеличению затрат на их тушение, а также росту ущерба, нанесенному лесному фонду (на 1 млрд рублей по сравнению с прошлым годом).
2.2. Сформированная на краевом уровне система охраны и защиты лесов от пожаров требует корректировки.
Отмечается несогласованность действий при планировании патрулирования и организации работ по тушению лесных пожаров, ненадлежащий контроль со стороны Минлесхоза края за деятельностью подведомственных ему учреждений, а также создаваемых ими коллегиальных органов – Оперативных штабов лесничеств.
Работа Оперативных штабов лесничеств ведется неудовлетворительно. Отмечена неконкретность и неоднозначность принимаемых решении, ненадлежащее планирование сил и средств пожаротушения, действий по ликвидации лесных пожаров, слабая организация межведомственного взаимодействия.
2.3. Полномочие Российской Федерации по организации осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров обеспечено финансированием не в полном объеме (в 2018 году – на 34,6%, в 2017 году – на 30,8%).
Органами власти края не приняты надлежащие меры по взаимодействию с уполномоченными органами Российской Федерации по вопросам увеличения финансового обеспечения реализации переданного полномочия на этапе планирования расходов.
В связи с недостаточным финансовым обеспечением переданного полномочия, планирование объемов работ по охране лесов от пожаров на очередной финансовый год осуществляется методом «от обратного» (исходя из доведенных лимитов финансирования), что приводит к многократным последующим корректировкам государственного задания КГАУ «Лесопожарный центр».
Несмотря на увеличение в течение года объемов финансирования по итогам пожароопасного сезона 2018 годов сложилась кредиторская задолженность в сумме 168 млн рублей.
2.4. При анализе закупочной деятельности КГАУ «Лесопожарный центр» установлены расхождения Плана закупок и плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения.
КГАУ «Лесопожарный центр» в отсутствие доведенных лимитов финансирования заключены договоры на общую сумму 257,9 млн рублей.
Договоры на оказание авиационных услуг заключались преимущественно с единственным поставщиком (92,3% от общего количества договоров). Количество договоров, заключенных с единственным поставщиком, по сравнению с 2017 годом, увеличилось в 2,4 раза.
Усматриваются признаки умышленного уменьшения (дробления) объема отдельных закупок авиационных услуг и начальной (максимальной) цены договора, с целью уклонения от процедуры согласования с Минлесхозом края закупок начальная максимальная цена которых превышает 10 млн рублей.
Допущенные нарушения условий заключенных договоров, вследствие которых у авиакомпаний возникло право на взыскание пени в сумме 556,0 тыс рублей.
5. Установлены факты, свидетельствующие о наличии коррупционных рисков, в том числе выразившиеся в принятии должностными лицами решений в отсутствие соответствующих правовых оснований и с превышением полномочий.
3. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
Правительству Красноярского края
внести изменение в постановление Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 539-п «Об утверждении порядка формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» в части установления нормы о формировании государственных заданий с учетом возможностей краевого государственного учреждения, аналогично норме Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640;
осуществлять контроль за достижением критериев оценки эффективности реализации переданных на краевой уровень полномочий по организации осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров;
Министерству лесного хозяйства Красноярского края
устранить недостатки нормативного правового регулирования, выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия;
установить персональную ответственность за достижение показателей, характеризующих оценку эффективности реализации переданных на краевой уровень полномочий по организации осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров;
осуществлять контроль за деятельностью подведомственных учреждений в целях недопущения незаконных действий со стороны должностных лиц и повышения эффективности межведомственного взаимодействия при обнаружении и тушении лесных пожаров;
заключить с арендаторами лесных участков соглашения о взаимодействии при тушении лесных пожаров;
КГАУ «Лесопожарный центр», лесничествам
устранить выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия нарушения и недостатки и принять меры по недопущению их в дальнейшей работе.
4. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Реализация предложений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.