1. Исходные данные об экспертно-аналитическом мероприятии.
1.1. Наименование экспертно-аналитического мероприятия: «Анализ системы формирования налоговых доходов Красноярского края и выявление резервов их роста».
1.2. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 1.4.14. плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год, 1.4.4. плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год.
1.3. Объекты экспертно-аналитического мероприятия: Правительство Красноярского края, министерство финансов Красноярского края, министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края.
1.4. Период проведения экспертно-аналитического мероприятия: октябрь 2015 года – декабрь 2016 года.
1.5. Проверяемый период: 2011-2016 годы.
В ходе мероприятия были использованы результаты совместной с прокуратурой Красноярского края проверки по вопросам исполнения законодательства при реализации полномочий Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Красноярскому краю.
2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия.
Формирование налоговых доходов края осуществляется в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, а также принятыми на уровне края нормативными правовыми актами.
При формировании налоговой политики края преимущественно учитываются задачи и решения, принятые на федеральном уровне.
Анализ показал, что увеличение общего объема налоговых поступлений в основном происходит за счет роста переплаты по налогам и сборам. Ее доля в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета увеличилась за 6 лет с 5% до 10%.
Отличается динамика объема фактически поступивших в консолидированный бюджет края налоговых доходов с учетом переплаты и без нее: это рост на 29% и 22% соответственно.
Значительный объем переплаты по налогам создает риски финансовой устойчивости региона, поскольку может привести к уменьшению доходов в случае предъявления требований налогоплательщиками по возврату (зачету) переплаты.
Более 90% налоговых доходов края администрирует Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Красноярскому краю.
Не в полной мере обеспечена полнота и достоверность баз данных, используемых для исчисления налогов.
С 2016 года налоговые органы осуществляют переход на новый программный продукт АИС «Налог-3» (завершение внедрения программного продукта ФНС России планируется к 2020 году).
Основой для формирования налоговыми органами баз данных, используемых для исчисления налогов, является информация органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также регистрацию транспортных средств.
В 2016 году количество обращений граждан в налоговую службу по вопросам, связанным с уточнением сведений об объектах налогообложения, находящихся в их собственности выросло на 45%, и составило 3134 обращения.
В 2016 году судами рассмотрен 171 спор с участием налоговых органов края, из которых 22% решений приняты в пользу налогоплательщиков. (В целом по Российской Федерации этот показатель не превышает 18%).
Органами прокуратуры края в 2016 году вынесены протесты в отношении 124 актов органов местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений.
За последние три года наблюдается тенденция по снижению уровня собираемости по отдельным налогам: налогу на прибыль организаций, налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам.
Это обусловлено, как снижением налоговой дисциплины, так и несовершенством информационных баз, которые являются основой для формирования и начисления налоговых платежей.
В целом за 7 лет задолженность налогоплательщиков по налогам, сборам, пени и штрафам увеличилась в 1,5 раза и составила 10,1 млрд рублей.
Темпы прироста задолженности в 4 раза превышают темпы прироста поступлений налоговых доходов без учета переплаты.
В структуре задолженности преобладают транспортный налог (26%) и налог на доходы физических лиц (20%): суммарно на их долю приходится почти половина всей задолженности по налогам.
Основными неплательщиками являются физические лица, а также малый и средний бизнес в сфере торговли, строительства, сельского хозяйства и лесного комплекса.
За исследуемый период объем недоимки по налогам и сборам увеличился почти в 2 раза.
3. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края Правительству Красноярского края
принять меры по повышению качества планирования налоговых доходов и достижению положительной динамики по поступлению налоговых платежей в консолидированный бюджет без учета роста переплат;
Управлению федеральной налоговой службы по Красноярскому краю обеспечить полноту и достоверность баз данных, используемых для исчисления налогов;
принять меры по повышению эффективности взыскания задолженности по налогам и сборам;
оказывать содействие органам местного самоуправления при подготовке нормативной правовой базы, регламентирующей налоговое администрирование местных налогов и сборов.
4. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края
Реализация предложений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.