vk

 

Мониторинг реализации полномочий в области лесных отношений

1. Исходные данные об экспертно-аналитическом мероприятии

1.1. Наименование мероприятия: Мониторинг реализации полномочий в области лесных отношений

1.2. Основание для проведения мероприятия: пункт 1.4.9. плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год.

1.3. Объекты мероприятия: Правительство Красноярского края, министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, министерство лесного хозяйства Красноярского края, краевое государственное автономное учреждение «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов».

1.4. Период проведения мероприятия: март-сентябрь 2016 года.

1.5. Проверяемый период: 2014 год – 1 полугодие 2016 года.

2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия 

В конце 2015 года изменились Правила тушения лесных пожаров, утвержденные Приказом Минприроды России № 313 от 08.07.2014: ответственность за тушение пожаров в зоне контроля возложена на органы власти субъектов Российской Федерации.

В крае в соответствии с приказом министерства природных ресурсов и экологии края  (далее – Минприроды) от 17.05.2016 № 1/204-од к зоне контроля отнесено около 80% земель лесного фонда, а это более 122 млн га. Ранее учет пожаров в этой зоне не осуществлялся.

На охраняемую зону, в которой проводится  авиационный, наземный мониторинг, а также тушение пожаров приходится 37 млн га (всего 20%).

 В 2016 году в  крае зафиксировано 1 906 лесных пожаров на площади более 2 млн га, из которой 1,9 млн га приходится на пожары в зоне контроля (в 2015 году – 1013 пожаров на площади 25,8 тыс. га; ущерб – 283,9 млн рублей).

Ущерб, нанесенный лесным насаждениям в охраняемой зоне, составляет – 1,5 млрд рублей, с учетом зоны контроля его размер возрастает в 2 раза.

Переданные на краевой уровень полномочия Российской Федерации по предупреждению и тушению лесных пожаров не обеспечиваются финансированием на должном уровне. Расчет летных часов осуществляется «от обратного», с учетом доведенных средств федерального бюджета при защите бюджетных проектировок.

В 2014-2015 годах не выполнены целевые прогнозные показатели, установленные Приказом Рослесхоза от 16.04.2012 № 141 «Об утверждении целевых прогнозных показателей, форм отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей».

В настоящее время на кадастровый учет поставлено 16% площади земель лесного фонда (ориентировочно 25 млн га).

При формировании Лесного плана Красноярского края занижены объемы мероприятий по противопо­жарному обустройству лесов и противопожарной профилактике по охране лесов от пожаров в 2015-2016 годах, по сравнению с объемами, предусмотренными проектами освоения лесов и фактически выполняемыми арендаторами лесных участков.

Планы проведения проверок по федеральному государственному лесному надзору и федеральному государственному пожарному надзору в лесах выполняются не в полном объеме.

Остается низким процент возмещения ущерба от нарушений лесного законодательства.

Неэффективно ведется работа по возмещению недоимки по поступлению в федеральный бюджет платы за использование лесов.

Материально-техническая база КГАУ «Лесопожарный центр» не в полной мере обеспечивает потребность, предусмотренную нормативами. Степень износа лесопожарной техники и оборудования составляет 60%.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе  экспертно-аналитического мероприятия

В 2015-2016 годах в нарушение постановления Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 539-п «Об утверждении Порядка формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», Минприроды, при формировании государственного задания КГАУ «Лесопожарный центр», не учитывалась потребность в соответствующих услугах и работах, рассчитанная на основании прогнозируемой динамики, а также  показателей выполнения государственного задания в отчетном финансовом году.

В связи с этим, реализация полномочий в соответствии с утвержденным на начало 2016 года государственным заданием обеспечивалось финансированием лишь на 30%.

В нарушение Методических указаний по вопросам организации и функционирования специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, Региональная  диспетчерская служба создана не Минприроды, а руководителем КГАУ «Лесопожарный центр».

В нарушение Приказа Рослесхоза от 03.11.2011 № 470 «Об утверждении порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов» в Красноярском крае отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий необходимое количество и типы воздушных судов,с возможными местами базирования подразделений, осуществляющих работы по тушению лесных пожаров и решение о расстановке соответствующих типов воздушных судов по авиаотделениям принимается руководителем КГАУ «Лесопожарный центр».

Периодич­ность патрулирования на территории Красноярского края в 2015-2016 годах осуществлялась с нарушением пункта 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 22.09.1997 № 122, и пункта 2.5 Указаний по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденных приказом Рослесхоза от 30.06.1995 № 100.

4. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

Министерству лесного хозяйства Красноярского края:

обеспечить выполнение требований части 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации об отражении в государственном лесном реестре достоверной документированной информации о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;

принять необходимые меры по внесению изменений в Лесной план Красноярского края;

принять меры, обеспечивающие снижение недоимки по платежам за использование лесов;

устранить недостатки нормативно-правового регулирования по вопросу организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, в части определения необходимого количества и типов воздушных судов по местам базирования;

обеспечить необходимую материально-техническую базу для реализации полномочий в области лесных отношений;

устранить недостатки нормативного правового регулирования при создании Региональной диспетчерской службы;

подготовить предложения по изменению законодательства, регулирующего вопросы тушения лесных пожаров в части установления обязанности по тушению лесных пожаров арендаторами лесных участков;

усилить контроль за выполнением арендаторами лесных участков обязательств по выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на арендуемых лесных участках, а также по обеспечению пожарной безопасности.

КГАУ «Лесопожарный центр»:

устранить недостатки правового регулирования организации деятельности учреждения;

принять меры по осуществлению государственной регистрации прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества;

разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности использования имущества, закрепленного за учреждением

5. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

В целях устранения выявленных нарушения Министерством лесного хозяйства Красноярского края приняты следующие нормативные правовые акты:

приказ от 12.01.2017 №12-од о создании Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства Красноярского края в структуре КГАУ «Лесопожарный центр», с одновременным утверждением Положения, регламентирующего его деятельность;

приказ от 03.02.2017 №91-од, в котором с учетом специфики территорий, относящихся к зонам ответственности авиаотделений КГАУ «Лесопожарный центр», и требований антимонопольного законодательства определены характеристики ВС и их возможные типы для использования в целях выполнения лесоавиационных работ на землях лесного фонда Красноярского края;

Подготовлены проекты приказов:

об утверждении положения о порядке подготовки документов для рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) работ по тушению лесных пожаров в зоне контроля лесных пожаров;

об утверждении порядков взаимодействия Министерства, КГАУ «Лесопожарный центр», КГКУ «Лесная охрана», краевых государственных бюджетных учреждений в области лесных отношений при обнаружении и тушении лесных пожаров: вне режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров; в период действия режима чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера; в период действия режима чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера.

Министерством лесного хозяйства Красноярского края направлены предложения для включения в план работы комитета природных ресурсов  и экологии Законодательного Собрания края вопроса о внесении изменений  в Лесной кодекс Российской Федерации в части закрепления за лицами, использующими леса на основании договоров аренды и безвозмездного пользования, обязанности по незамедлительному принятию мер по тушению лесных пожаров на используемых лесных участках.

КГАУ «Лесопожарный центр» в 2016 году за счет средств от приносящей доход деятельности приобретены противопожарный инвентарь и лесопожарное оборудование на сумму 3,7 млн рублей, навесное противопожарное оборудование стоимостью 1,6 млн рублей.            

В 2017 году планируется приобрести 20 спусковых устройств (СУ-Р), 6 комплектов навигационного оборудования и 4 722 единицы пожарно-технического оборудования на сумму 6 млн рублей.

Please publish modules in offcanvas position.