Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год
1. Исходные данные об экспертно-аналитическом мероприятии.
1.1. Наименование экспертно-аналитического мероприятия: «Анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти края по заключению и реализации соглашений, подписанных с крупными финансово-промышленными группами – собственниками предприятий, ведущих хозяйственную деятельность на территории края».
1.2. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: предложение Законодательного Собрания Красноярского края пункт 1.4.10 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год.
1.3. Объекты экспертно-аналитического мероприятия: органы исполнительной власти Красноярского края, включая министерство экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей края (далее – Минэк), министерство финансов края (далее – Минфин), органы местного самоуправления городов и районов края.
1.4. Период проведения экспертно-аналитического мероприятия: март – май 2015 года.
1.5. Исследуемый период: по состоянию на 01.04.2015.
2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия
Взаимодействие между бизнесом и государством является одним из условий достижения целей социально-экономической политики.
Эффективность такого взаимодействия для решения общественно значимых задач возможна исключительно на взаимовыгодных условиях с учетом взаимного соответствия и согласованности стратегических направлений социально-экономического и корпоративного развития.
В условиях высокой неравномерности экономического развития в региональном разрезе, обусловленной объективными факторами (обеспеченность природными ресурсами, инфраструктурой, природно-климатические условия, трудовые ресурсы и т.д.), жестких бюджетных ограничений и обострения межрегиональной конкуренции, а также существующих в настоящее время внутренних и внешних рисков усугубления кризисных явлений в экономике углубление частно-государственного партнерства с крупными ФПГ может стать залогом обеспечения дальнейшего устойчивого развития края.
При этом до настоящего времени системная основа в организации деятельности органов исполнительной власти края (далее – ОИВ) по заключению и реализации соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с коммерческими организациями, ведущими хозяйственную деятельность на территории края, не сформирована.
Правительством края в 2014-2015 годах предприняты существенные меры, направленные на формализацию и упорядочение отношений, возникающих в ходе заключения и реализации соглашений. Издано распоряжение о порядке подготовки соглашений с хозяйствующими субъектами о социально-экономическом сотрудничестве и мониторинге их реализации, реализуются Планы мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики края, включающие меры по работе с крупнейшими налогоплательщиками края и по развитию частно-государственного партнерства.
Принятие данных мер обусловлено реализацией предложений Законодательного Собрания края, сформулированных в Постановлении «О предложениях Правительству края по улучшению работы в сфере взаимодействия с представителями крупных хозяйствующих субъектов», и идет в контексте рекомендаций публичных слушаний по вопросам «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов» и «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов».
Несмотря на принятые меры, представляется целесообразным дальнейшее установление и конкретизация соответствующих полномочий и процедур, о чем свидетельствуют установленные в ходе проведения настоящего мероприятия недостатки в деятельности ОИВ, связанной с предоставлением и обработкой информации о заключенных соглашениях.
Согласно Сводному отчету Минэка о ходе и результатах реализации соглашений, на конец 2014 года действовало 34 соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством края и хозяйствующими субъектами – крупными компаниями, согласно обобщенной информации ОИВ – не менее 41.
В целом анализ соглашений показал их соответствие целям и задачам социально-экономического развития края. В то же время многие соглашения носят общий и рамочный характер, не предусматривая конкретных мероприятий.
Анализ представленных данных о достижении результатов реализации заключенных соглашений показал, что две трети заключенных соглашений исполнялось в должной мере (21). При этом наиболее ответственно к реализации соглашений и выполнению принятых, в том числе социальных, обязательств относились представители крупнейшего бизнеса, исторически длительное время представленного в крае. Частичная реализация отмечена по 4 соглашениям. По 6 соглашениям мероприятия в должной мере не реализовывались.
Анализ причин отклонения в реализации мероприятий свидетельствует об отсутствии общих тенденций.
3. Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия
Существуют значительные пробелы нормативно-правового регулирования, отсутствует исчерпывающая формализации отношений, формирование структуры государственного управления в рассматриваемой сфере не завершено.
В ходе мероприятия установлены недостатки в деятельности ОИВ, связанной с предоставлением и обработкой информации о заключенных соглашениях.
Так, не обеспечивается полнота, информативность и актуальность соответствующих данных. Форма их подачи не обеспечивает сопоставимость планируемых и достигнутых результатов реализации соглашений, не предполагает указание отклонений в выполнении предусмотренных обязательств и их причин, степени достижения показателей, а также вывода об эффективности реализации соглашений.
Установлены нарушения требований распоряжения Правительства края от 03.04.2014 №208-р (О порядке подготовки соглашений с хозяйствующими субъектами о социально-экономическом сотрудничестве и мониторинге их реализации) в части размещения соответствующей информации на официальном сайте края.
Процедуры контроля в сфере взаимодействия ОИВ и ФПГ нормативно не установлены. Заключенные соглашения не накладывают на стороны обязательства, неисполнение которых влечет правовые последствия. Соответственно меры при неисполнении обязательств сторонами не принимаются.
4. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края
По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено:
- принять меры по устранению недостатков, отраженных в настоящем Заключении;
- рассмотреть возможность осуществления законодательного регулирования соответствующих отношений, связанных с заключением и реализацией краем соглашений с коммерческими организациями;
- в целях обеспечения полноты, информативности и актуальности данных о реализуемых соглашениях принять меры по дальнейшему установлению и конкретизации полномочий и процедур, осуществляемых ОИВ и связанных с предоставлением и обработкой информации о заключенных соглашениях;
- в целях усиления отраслевого контроля и повышения ответственности за результаты реализации соглашений рассмотреть возможность включения сведений о соглашениях в отраслевые и государственные программы края;
- рассмотреть возможность конкретизации условий заключаемых соглашений в части наступления правовых последствий в случае необоснованного отказа одной из сторон от их реализации.
В части устранения недостатков Правительством края сообщено, что Информация Счетной палаты края о результатах и полученных выводах в рамках проведенного экспертно-аналитического мероприятия направлена всем органам исполнительной власти края, ответственным за подготовку и заключение соглашений в соответствующих сферах государственного управления, и отмеченные недостатки будут учтены с учетом имеющихся полномочий при подготовке проектов соглашений.
В части рассмотрения возможностей осуществления законодательного регулирования соответствующих отношений, связанных с заключением и реализацией краем соглашений с коммерческими организациями, а также конкретизации условий заключаемых соглашений в части наступления правовых последствий в случае необоснованного отказа одной из сторон от их реализации сообщено, что, по мнению Правительства края дополнительное регулирование предмета и отношений, связанных с заключением и реализацией соглашений, может быть оценено как нарушение положений антимонопольного законодательства (статьи 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции»).
В части принятия мер по дальнейшему установлению и конкретизации полномочий и процедур, осуществляемых ОИВ и связанных с предоставлением и обработкой информации о заключенных соглашениях, сообщено, что механизм ежегодного обобщения информации об итогах реализации заключенных соглашений с компаниями о социально-экономическом сотрудничестве сформирован. При этом отмеченные Счетной палатой края недостатки в организации работы органов исполнительной власти края по представлению информации о заключенных соглашениях будут учтены в дальнейшей работе.
В части рассмотрения возможности включения сведений о соглашениях в отраслевые и государственные программы края сообщено, что соглашения между Правительством края и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории края, о социально-экономическом сотрудничестве заключаются, как правило, с крупными компаниями, реализующими инвестиционные программы или программы развития на предприятиях края. Указанные инвестиционные проекты находят отражение в отраслевых программах, как в описании планов развития отрасли, так и в основных показателях развития отрасли по мере выхода проекта в стадию производства продукции.
Таким образом, предложения Счетной палаты края по результатам контрольного мероприятия, реализованы частично.
В то же время Правительством края отмечено, что рекомендации Счетной палаты края, подготовленные по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия, будут учтены с учетом возможности их выполнения в рамках действующих законодательных норм.