vk

 

Анализ создания, эксплуатации и развития в Красноярском крае системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»

Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год 

1. Исходные данные о подготовке аналитической записки.

1.1. Основание для подготовки аналитической записки: Уставный закон Красноярского края от 31.03.2011 № 12-5718 «О Счетной палате Красноярского края», Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и Счетной палатой Красноярского края от 30.10.2014, предложение Счетной палаты Российской Федерации от 27.02.2015 № 16-06/75, пункт 1.5.5. плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год

1.2. Объекты анализа: Главное управление МЧС России по Красноярскому краю (далее – ГУ МЧС по Красноярскому краю) и агентство информатизации и связи Красноярского края (далее – Агентство информатизации).

1.3. Период подготовки аналитической записки: с 15 июня по 14 июля 2015 года.

1.4. Анализируемый период: 2013-2014 годы и истекший период 2015 года.

2. Основные выводы по результатам анализа

Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее - Системы 112), обеспечение ее эксплуатации и развития отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2013 году.

В Красноярском крае своевременно закреплены соответствующие полномочия и расходное обязательство краевого бюджета по софинансированию создания и развертывания Системы 112, закреплены органы исполнительной власти, ответственные за реализацию данного полномочия на территории Красноярского края, разработаны соответствующие мероприятия, реализуемые программным методом с 2012 года.

Вместе с тем Красноярский край до 2016 года не включен в перечень пилотных регионов, в которых создание Системы 112 реализуется за счет средств федерального бюджета.

С 2008 года в Красноярском крае и на территории города Красноярска (краевой центр) в качестве инициативных разрабатываются мероприятия, относящиеся к подсистемам комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения (далее - Комплексная система БЖН), в состав которой входит и Система 112.

На разработку проектно-сметной документации и создание Системы 112 в период с 2012 по 2014 годы в краевом бюджете предусматривалось 32 137,6 тыс. рублей, из которых профинансировано только 96 тыс. рублей или 0,3%. Как следствие – не достигнуты показатели результативности и социально-экономического эффекта государственной программы Красноярского края «Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
и обеспечение безопасности населения Красноярского края» (далее – государственная программа Красноярского края «Защита от ЧС») по указанному мероприятию.

В 2013 году ОАО «Ростелеком» разработан Технический проект создания  Системы 112 в Красноярском крае, который получил положительное заключение МЧС России. Правительство Красноярского края подтвердило размер софинансирования ее создания в размере 401,8 млн. рублей при объемах финансирования федерального бюджета в рамках ФЦП «Создание Системы 112» в общей сумме 435,4 млн. рублей начиная с 2016 года.

В 2015 году Минкомсвязью России разработан системный проект телекоммуникационной подсистемы Системы 112 Красноярского края.

По данным на 10.07.2015 Система 112 в Красноярском крае не создана. Действует единый телефонный номер «112», по которому практически из всех муниципальных образований Красноярского края, обеспеченных сотовой связью, можно связаться с ЕДДС при помощи сотовых телефонов, а те, в свою очередь, осуществляют перенаправление вызовов в экстренные службы по назначению.

Основными сдерживающими факторами в создании Системы 112 на территории Красноярского края выступают:

отсутствие оборудования для IVR операторов сотовой связи МТС, ЕТК и Билайн;

наличие недостатков системы управления, в том числе создание комплексной автоматизированной системы «Безопасный город» и элементов Комплексной системы БЖН, не отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации;

непрозрачность объемов бюджетных средств на создание Системы 112 в целях обеспечения безопасности при подготовке и проведению XXIX Всемирной универсиады 2019 года в городе Красноярске.

Указанные факты не способствуют обеспечению создания в Красноярском крае Системы 112 в срок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации № 958, – до 2017 года.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе анализа

По результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Красноярского края в 2014, 2015 годах, установлены следующие недостатки нормативного правового регулирования на краевом уровне.

В Красноярском крае не принята Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на долгосрочный период, отсутствует отраслевая концепция в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Схема территориального планирования Красноярского края не предусматривает мероприятия по созданию, эксплуатации и развитию Системы 112 и централизованных систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (угрозах) (в части обеспечения территории сетями связи и телекоммуникаций).

Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края (ТП РСЧС), не приведено в соответствие положению о РСЧС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 (не предусмотрено использование автоматизированной информационно-управляющей системы – Системы 112).

В государственную программу Красноярского края «Защита от ЧС» включено мероприятие по созданию и развитию комплексной автоматизированной системы «Безопасный город», что не отнесено действующим законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для сведения: Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» предусматривает, что на второй этап (апрель 2015 года - декабрь 2015 года) в пилотных регионах запланирована подготовка региональных и муниципальных целевых программ построения и развития комплекса «Безопасный город», реализация опытных участков систем указанного комплекса. При этом Красноярский край не включен в число пилотных регионов.

В государственную программу Красноярского края «Развитие транспортной системы» включены мероприятия по развитию региональной навигационно-информационной системы и внедрению автоматизированных систем
с использованием технологий ГЛОНАСС/GPS в транспортный комплекс, что не отнесено действующим законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К недостаткам системы управления, действующей в Красноярском крае, относятся следующие.

Реализация в Красноярском крае отдельных элементов Комплексной системы БЖН, включая Геоинформационную подсистему и комплексную автоматизированную систему «Безопасный город», выходит за рамки полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами Красноярского края не предусмотрены мероприятия по созданию Системы 112 и ее сопряжению с комплексной автоматизированной системой «Безопасный город».

Сервис информационно-справочного автоответчика для обработки вызовов единого номера «112» предоставлен в Красноярском крае только одним оператором сотовой связи (Мегафон). При этом в порядке организации информационно-справочного автоответчика (далее – IVR) указано, что для обработки вызовов номера «112» операторы сотовой связи МТС, ЕТК и Билайн выполняют маршрутизацию вызовов номера «112» на ЕДДС муниципальных образований края. По данным Агентства информатизации указанными операторами сотовой связи сервис IVR не организован по причине отсутствия необходимого оборудования.

В Красноярском крае не созданы три элемента Комплексной системы БЖН:

1) пункт управления Комплексной системы БЖН;

2) комплексная система экстренного оповещения населения об опасностях (далее – КСЭОН), потребность на разработку которой в 6-ти муниципальных образованиях Красноярского края составляет 477,5 млн рублей. При наличии дефицита средств краевого бюджета в 2014 году указанные средства в краевом бюджете не предусматривались.

Действующая на территории Красноярского края автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны (далее – АСЦО ГО) охватывает с помощью наружных электросирен 81% населения. Системой централизованного оповещения не охвачены районы Крайнего Севера Красноярского края (от Северо-Енисейского района до г. Норильска), за исключением г. Дудинки.

Длительный срок эксплуатации оборудования АСЦО ГО (ряд блоков эксплуатируется с 1980-х годов) обусловил 100% износ системы. Оборудование АСЦО ГО снято с производства, морально и физически устарело и не отвечает современным требованиям к системе оповещения населения.

Кроме того на территории Красноярского края создана общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (далее - ОКСИОН), которая обслуживается ГУ МЧС России по Красноярскому краю.

При этом АСЦО ГО (аналоговое вещание) и ОКСИОН, а также системы централизованного оповещения, действующие на муниципальном и объектовом уровнях, не объединены в одну систему, что не обеспечивает комплексного подхода к централизованному и экстренному оповещению населения об опасностях;

По результатам контрольного мероприятия «Проверка использования средств, выделенных на развитие связи в Красноярском крае с 2012 года по 1-е полугодие 2014 года», проведенного Счетной палатой Красноярского края
в 2014 году, установлено следующее.

Не достигнуты показатели результативности и эффективности, предусмотренные государственной программой Красноярского края «Защита от ЧС». В том числе:

ожидаемый результат от реализации в 2014 году мероприятия «Разработка и согласование в 2014 году проектной документации Системы 112 для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, необходимых для размещения центров обработки вызовов и удаленных программно-технических комплексов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на территории Красноярского края»;

целевой индикатор «Степень готовности проектной документации Системы-112 в 2014 году – 100%».

Не получен социально-экономический эффект по созданию эффективной скоординированной системы реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях) населения при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
Не обеспечено оперативное, в том числе комплексное, реагирование на сообщения о происшествиях различных экстренных оперативных служб в целях сокращения потерь населения от чрезвычайных ситуаций и происшествий.

4. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам аналитического мероприятия Правительству Красноярского края предложено:

разработать стратегию (концепцию) развития сфер гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации деятельности аварийно-спасательных формирований, пожарной безопасности
на долгосрочный период. Определить в ней задачи, перспективы и этапы развития автоматизированных систем централизованного оповещения населения,  Системы 112, комплексной автоматизированной системы «Безопасный город»;

разработать порядок создания и использования Системы 112 в Красноярском крае, предусмотрев меры по реализации функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные Положением о Системе 112, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 958;

рассмотреть вопрос о создании до 2017 года Системы 112 на территории города Красноярска в целях подготовки и создания и ИКТ инфраструктуры Универсиады в городе Красноярске.

5. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Комитетом по вопросам законности и защиты граждан Законодательного Собрания Красноярского края по итогам рассмотрения аналитической записки Счетной палаты края принято решение:

предложить Правительству Красноярского края рассмотреть следующие вопросы:

об определении уполномоченного органа государственной власти края, ответственного за создание и введение в эксплуатацию Системы 112;

о выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета на создание Системы 112 в 2016-2017 годах на основании проектно-сметной документации, разработанной в 2015 году;

об определении краевого учреждения, в состав которого будут входить персонал Системы 112;

об организации в установленном порядке подготовки и сертификации персонала Системы 112 Красноярского края;

о консолидации мероприятий по созданию КАС «Безопасный город», Системы 112 и ИКТ-инфраструктуры Универсиады-2019 в одной государственной программе Красноярского края и передаче подпрограммы «Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности населения Красноярского края», входящей в государственную программу Красноярского края «Защита от ЧС»,
в государственную программу Красноярского края «Развитие информационного общества»;

о введении в эксплуатацию в 2016 году Системы 112 на территории города Красноярска, привлечения при этом в качестве операторского состава Системы 112 персонал единой дежурно-диспетчерской службы (далее – ЕДДС) города Красноярска, использовании в качестве основы для центра обработки данных Системы-112 вычислительных ресурсов КАС «Безопасный город»;

о предоставлении в Законодательное Собрание Красноярского края плана мероприятий по созданию Системы 112 с указанием дат их проведения и ответственных за их проведение;

рекомендовать главам муниципальных образований края предусмотреть в бюджетах муниципальных образований края финансирование мероприятий по дооснащению ЕДДС средствами связи и автоматизированных систем управления в соответствии с Положением о ЕДДС, утвержденным протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 № 7, а также по обучению диспетчерского персонала.

Согласно информации, представленной Счетной палате Красноярского края, Правительством Красноярского края приняты следующие меры:

развитие Системы 112 на территории края предполагается на базе существующей инфраструктуры комплексной автоматизированной системы «Безопасный город». В рамках подпрограммы «Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности населения Красноярского края на 2014-2016 годы» государственной программы края «Защита от ЧС» предусмотрены совместные мероприятия по созданию Системы 112 и развитию комплексной автоматизированной системы «Безопасный город»;

в настоящее время Агентством информатизации осуществляются предусмотренные в 2015 году в государственной программе мероприятия по разработке проектно-сметной и рабочей документации создания Системы 112 на базе комплексной автоматизированной системы «Безопасный город», по разработке проектной документации по сопряжению системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с Системой 112;

в соответствии с Порядком создания Системы-112 в субъектах РФ, утвержденным федеральной целевой программой «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы» Правительством Красноярского края в адрес МЧС России направлен пакет документов на получение субсидии из федерального бюджета на оснащение в 2016 году центра обработки вызовов Системы 112 Красноярского края программно-техническим комплексом;

в целях реализации государственной программы «Защита от ЧС» и для достижения целевых показателей софинансирование мероприятий по развертыванию инфраструктуры Системы 112 в Красноярском крае в 2016 году будут осуществляться мероприятия «Оснащение центров обработки вызовов программно-техническим комплексом» указанной государственной программы. Ресурсное обеспечение данного мероприятия из бюджета Красноярского края в 2016 году в сумме 6 000 тыс. руб. будут направлено на закупку оборудования программно-технического комплекса обработки вызовов в рамках разработанного проекта создания Системы 112 на территории Красноярского края;

в проект концепции использования информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий для подготовки и проведения Универсиады-2019 в городе Красноярске внесены положения об использовании существующих компонентов комплексной автоматизированной системы «Безопасный город», и совместном развитии Системы 112 и комплексной автоматизированной системы «Безопасный город»;

в соответствии с п. 6 плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением Универсиады-2019 от 21.08.2015 № 1, утверждение Концепции ИКТ Универсиады-2019 в городе Красноярске запланировано в срок до 01.04.2016.

Кроме того, Правительством Красноярского края будут рассмотрены предложения Счетной палаты Красноярского края в части определения порядка и этапов завершения создания в регионе Системы 112.

Please publish modules in offcanvas position.